Экономисты представили объяснение «нелогичным» действиям ЕНПФ
«Антинародное», «неразумное» и даже «маразматическое» решение. Этот поток не самых приятных эпитетов от казахстанцев, адресованный Министерству труда и соцзащиты и ЕНПФ, можно продолжать бесконечно. Все потому, что ведомства нежданно-негаданно вдруг решили изменить правила игры – кровные пенсионные деньги теперь стали вовсе недосягаемыми. Почему пенсию поднимают на пару тысяч, зарплату – на пару десятков тысяч, а порог достаточности – сразу на несколько миллионов? Действительно ли причина скачка – повышение социальных показателей или в фонде образовалась серьезная пробоина? Для кого эти изменения? Ответы на эти вопросы корреспондент Azattyq Rýhy искал вместе с экспертами.
Всего 9 месяцев казахстанцы выводят свои пенсионные сбережения. За это время почти 600 тысяч человек потратили больше 2 триллионов тенге своих накоплений. Многие еще не успели воспользоваться возможностью, некоторые ждут, когда лопнет ценовой пузырь на рынке недвижимости. В довесок ко всему ЕНПФ ошарашил новостью о поднятии порога достаточности на 60% и выше.
Для 20-летнего казахстанца порог достаточности вырос, например, на 84%. Если сейчас работающий студент должен зарабатывать 700 тысяч, чтобы накопить 1.7 миллиона за два года, то теперь его минимальная зарплата должна быть как минимум 1.5 миллиона, чтобы за два года он смог накопить 3.1 миллиона тенге на пенсионном счету.
Если в этом году у тридцатилетних на счету должно было быть минимум 2.5 миллиона, то со следующего они должны накопить почти в два раза больше – 4.4 миллиона тенге. Порог вырос на 75%.
Для сорокалетних он подскочил на 69%. Для 50-летних – на 66%. Говоря понятным языком, по новой методике выходит, что людям придется ближайшие как минимум 5-10 лет работать только для того, чтобы набрать этот порог достаточности. А если учитывать, что каждый год соцпоказатели будут только подниматься, то это превратится в гонку, в которой ты никогда не выиграешь. Иначе говоря, никогда не достигнешь этого порога. С каждым годом наши кровные будут лишь отдаляться от нас.
«Этого следовало ожидать. Это называется «лавочка закрывается». Все, кто захотел вытащить свои деньги, вытащил, остальные – утритесь и сидите без них. Идет процесс отсекания лишних ртов, которые могли бы претендовать на эти деньги», – коротко и емко обозначил этот процесс экономист Арман Бейсембаев.
В Минтруда и ЕНПФ объяснение одно – мол, скачок произошел из-за банального роста социальных выплат. Давайте взглянем, на сколько, собственно, эти социальные показатели выросли.
Итак, за основу чиновники берут три показателя:
Теперь, внимание, вполне резонный вопрос: почему прибавка к минимальным пенсиям, зарплатам такая копеечная, а к порогам достаточности добавили свыше 65-70%? Где логика? Королевство кривых зеркал, не иначе.
Наш собеседник Арман Бейсембаев объясняет, что действительно пенсионные пороги привязаны к этим показателям. Точные расчеты и методику определения этих порогов вы можете увидеть в этом документе о правилах изъятия.
Но на самом деле, по словам Бейсембаева – это лишь хороший предлог, чтобы оправдаться. Истинная причина такого резкого повышения порогов кроется совсем в другом.
«Идет усложнение процесса изъятия, иначе говоря – превращение неплохой инициативы в профанацию, чтобы люди не транжирили фонд. В первый год, когда шла обкатка проекта, они поняли, что объем изъятий превысил все их ожидания и оказался критичным. Ситуация в фонде, видимо, тяжелая. Поэтому этого следовало ожидать. И, судя по всему, еще не раз этот закон перепишут. Я всегда говорил, что не раз еще он будет пересматриваться, условия будут дописываться, допиливаться. У нас это обычное дело: закон есть, вроде бы он существует, но по факту не работает, потому что он превращен просто в профанацию. Он будет работать только для очень богатых людей. Для тех, у кого денег и так достаточно, чтобы купить себе квартиру, оплатить учебу детям и поехать на лечение в Израиль.
А если повысить порог достаточности в два раза, значит, и цифры упадут в два раза. Если и этого окажется недостаточно, поднимут порог еще выше, поверьте», – объясняет экономист Арман Бейсембаев.
Экономист Петр Своик считает, что само использование денег на покупку жилья было большой ошибкой, которую теперь чиновники пытаются исправить.
«Я давно еще сказал, что ЕНПФ будет как «Титаник», который не утонет, но он продолжит плавание со множеством мелких пробоин на борту. И вот сейчас они пытаются эти пробоины закрыть. Чем явился тот закон об изъятии пенсионных накоплений? Он стал айсбергом, на который напоролся «Титаник». И я тогда уже говорил, что придется потом все это дело возвращать назад. Вот это сейчас и происходит. То есть с самого начала была сделана крупная ошибка и теперь ее пытаются исправить, но никто не говорит, что это была ошибка.
На самом деле это безобразие, но у правительства нет сил оценить это дело и назвать его безобразием. Все по инерции продолжают это неработающее безобразие, и никто не говорит про него всю правду», – заключил Петр Своик.
Единственная позитивная мысль, которая, возможно, проскользнула у многих казахстанцев, касается стоимости жилья. Раз пенсионные накопления люди перестанут использовать, значит, недвижимость наконец-то подешевеет? Как бы не так – никаких предпосылок для этого нет, остужают пыл экономисты.
«У нас, во-первых, экономические условия способствовали росту цен. Во-вторых, у нас идет абсолютный прирост населения. То есть спрос на недвижимость стабильно выше его предложения. Это опять говорит о том, что цены на жилье падать не будут. В-третьих, бюджетные деньги и льготные программы. Они все равно подспудно будут подпитывать рынок. И плюс ко всему рынок был подогрет пенсионными изъятиями. Но эти деньги не стали основным фактором роста цен на недвижимость. Тут просто в одной точке сложились все три фактора и пенсионные деньги», – подытожил Арман Бейсембаев.