Расследование продолжается
Год назад под Алматы потерпел крушение самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, передает Azattyq Rýhy.
Раннее утро 27 декабря 2019 года. С аэропорта Алматы приготовился к вылету в Нур-Султан самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air. Диспетчеры разрешили пилотам вырулить на взлетно-посадочную полосу, затем взлететь. Через минуту связь с бортом пропала. После нескольких попыток связаться с пилотами диспетчер предупредил:
«Мы не знаем, где находится Fokker-100»
Прозвучал сигнал тревоги.
Немногим позже появились пугающие сообщения, фото и видео с места крушения самолета.
По официальной информации, при взлете самолет потерял высоту, пробил бетонное ограждение аэропорта и врезался в двухэтажное строение.
Всего на борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Пострадали в авиакатастрофе 68 человек, некоторые из них остались инвалидами. Для 12 человек этот короткий полет оказался последним:
Список погибших:
Президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил 28 декабря 2019 года днем общенационального траура по погибшим в авиакатастрофе.
28 января скончался второй пилот Миржан Мулдакулов. Он был госпитализирован после происшествия и выписан 21 января. Уже дома ему стало плохо, врачи скорой помощи не смогли его спасти.
Какие были нарушения у Bek Air
После трагедии сразу же была создана специальная комиссия. Она назвала возможные причины катастрофы: нарушение коммерческой загрузки, воздействие внешних факторов, обледенение, ошибка экипажа, отказ авиатехники.
Авиационная администрация Казахстана провела внеплановую проверку соблюдения требований безопасности полетов и авиационной безопасности в деятельности Bek Air. Выявлены грубые нарушения:
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала, что Bek Air не соответствует квалификационным требованиям и отозвала код обозначения.
Героизм пассажиров и трогательные истории спасения
До прибытия спасателей и медиков, несмотря на шок и полученные травмы, пассажиры помогали друг другу покинуть разрушенный самолет. Вся страна узнала о Темирлане Кадауове – он заслонил своим телом беременную Гулим Акишеву, а после крушения помог ей выйти из самолета, отвел на безопасное расстояние и стал помогать другим пассажирам. За проявленную отвагу его наградили медалью.
Очень трогательной вышла история спасения младенца полицейским Жаксылыком Султановым – видео стража порядка с ребенком на руках облетело весь интернет.
«Мы обнаружили женщину. Она лежала с переломом ноги. У нее на груди лежал ребенок. Я ей сказал, что возьму ребенка и передам в скорую. Она моргнула глазами, дав одобрение», – вспоминал полицейский.
Судебные тяжбы: найдут ли виновных?
Сразу после трагедии представители Bek Air выдвинули свою версию: если бы не дом, вставший на пути самолета, то жертв можно было бы избежать. В районном акимате здание назвали самовольным строением, а земельный участок якобы являлся полевым наделом. Хозяин дома настаивал на том, что землю купил законно. Иск авиакомпании к хозяину дома в суде рассматривали почти год. Итог – в рассмотрении отказано.
Еще один суд идет в Талгарском районе Алматинской области по незаконной выдаче земель близ аэропорта. На скамье подсудимых шесть человек: пятеро бывших чиновников по земельным вопросам и риэлтор. Следующее заседание назначено на 28 декабря.
Третий процесс связан с возвратом денег за билеты на несостоявшиеся рейсы компании. Турксибский районный суд Алматы удовлетворил все иски Комитета по защите прав потребителей, но деньги клиентам так и не вернули.
Однако главное разбирательство, которое ответило бы на вопрос, кто же виноват в этой трагедии, еще не началось. Расследование затянулось, в том числе из-за пандемии коронавируса. Но, как показывает практика, виновных могут искать годами.
Редакция AR приносит искренние соболезнования родным и близким погибших.