Ответственность за ремонт ТЭЦ и объектов ЖКХ усилят в Казахстане

Ахметбеков Асхат
30.01.2024, 11:59

В законодательство страны планируют ввести нормы по мониторингу и контролю за всей отраслью

Фото: t.me/KZgovernment, gov.kz

Перед Правительством Казахстана стоит задача к 2029 году снизить износ инженерной инфраструктуры и теплоэнергоисточников как минимум на 15%. Для этого в 2023 году стартовала программа «Тариф в обмен на инвестиции». Об этом сообщил первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр, рассказывая о результатах работы с теплоэнергоисточниками в стране, проблемы которых не раз поднимали депутаты Мажилиса от фракции партии AMANAT, передает Azattyq Ruhy.

«На наш взгляд, это самая эффективная программа. Мы в текущем году привлекли порядка 220 миллиардов тенге частных инвестиций в данную сферу, отремонтировали в рамках подготовки к зиме порядка 6 тысяч километров инженерной инфраструктуры и 77 теплоэнергоисточников – это ТЭЦ, ГРЭС и котельные различные. Кроме того, работники данной сферы – их порядка 200 тысяч — получили значительное увеличение зарплаты, что послужит улучшению качества работ на данных объектах в их текущей эксплуатации», – сказал Роман Скляр.

Такие меры в Правительстве предприняли после многочисленных запросов от депутатов Мажилиса и Сената. В частности, тему роста тарифов на коммунальные услуги не раз поднимал с трибун Мажилиса депутат от фракции партии AMANAT Ерлан Саиров. По его словам, аварии на ТЭЦ показали, что стране нужны четкие шаги для модернизации теплоэнергетического комплекса.

«Такое ощущение, что все кризисы Правительство хочет решать только за счет граждан! Теперь депутаты, общественность должны жестко контролировать, чтобы средства, полученные от новых тарифов, опять не пошли в карманы олигархов, ставших паразитами страны. И раз уж тарифы повысили, то, будьте добры, обеспечьте условия, чтобы население смогло платить по ним. И вот тут возникают вопросы», – заявил ранее парламентарий.

Ерлан Саиров был возмущен тем, что помощь в оплате коммунальных услуг могут получить только те, у кого есть собственное жилье или арендное жилье, предоставленное государством.

«Помощь для этих категорий граждан сыграет свою небольшую роль. Но ведь у нас очень много тех, кто не имеет такого жилья, кто снимает квартиры у физлиц. Люди, которые находятся за бортом всей социальной помощи страны, опять остаются вне поля зрения государства! В сентябре, когда начнется работа Парламента, мы этот вопрос будем поднимать», – пообещал тогда мажилисмен.

Тогда же Роман Скляр заявил, что Правительству и соответствующим уполномоченным органам важно найти золотую середину в вопросе стоимости коммунальных услуг.

«Не должно быть резкого повышения стоимости, тем более, не должно быть всплеска цен в отдельных регионах. Эта работа будет проведена. Люди должны получать качественный продукт, качественную услугу. Резкого увеличения стоимости на данные услуги мы не допустим и не допускали», – заверил первый заместитель премьер-министра.

Кстати, говоря о программе «Тариф в обмен на инвестиции», заместитель премьер-министра рассказал, что в рамках нее семьи с низким доходом (социально уязвимые группы населения, малоимущие, нуждающиеся в жилищной поддержке и другие) защищены от роста тарифов за коммунальные услуги путем использования средств государственной поддержки по оказанию жилищной помощи, определенных Правилами о предоставлении жилищной помощи, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2009 года № 2314, в соответствии с которыми жилищная помощь предоставляется семьям, зарегистрированным и проживающим в жилых помещениях, находящихся в государственной собственности и в жилых помещениях из личного жилья, а также дополнительным получателям в рамках бюджета и в соответствии с бюджетной статьей за коммунальные услуги, согласно утвержденному государственному бюджету.

«В соответствии с положениями закона о жилищном фонде количество получателей жилищной помощи, размеры и порядок выплат, в том числе уровень социальной защищенности, а также особые условия не подлежат ограничению, их устанавливает Правительство, и они ясно объясняются», – заявил Роман Скляр.

Для назначения жилищной помощи по программе жилищной помощи необходимо обратиться в уполномоченный орган по месту проживания.

Заместитель премьер-министра рассказал, что Министерство промышленности и строительства вместе с Министерством труда и социальной защиты населения работает над автоматизацией вопросов, касающихся предоставления жилищной помощи, на базе Информационной системы «Социальная поддержка». Эта автоматизация предусматривает предоставление информации о зарегистрированном месте жительства и статусе недвижимости в форме документальных подтверждений – информация может быть автоматически получена из государственной базы данных.

Кроме того, цифровизация сыграет большую роль в программе «Тариф в обмен на инвестиции» в части контроля инвестиционных обязательств.

«Мы запустим цифровую платформу теплоэлектроэнергетики, там будут имплементированы все электронные паспорта наших теплоэнергоисточников. И в данном режиме будет возможность контролировать выполнение инвестиционных обязательств. Что касается усиления ответственности, это действительно важный наболевший вопрос. Мы разрабатываем соответствующие поправки, в ближайшее время внесем их в Мажилис, они будут касаться усиления ответственности и самого субъекта естественных монополий, а также первого руководителя за выполнение инвестиционных программ и качественного ремонта оборудования», – добавил заместитель премьер-министра.

Кстати, административная ответственность за нарушения в сфере теплоэнергетики и в целом реформирование отрасли отражены в новом законопроекте «О теплоэнергетике», который уже презентован Мажилису Парламента РК.

Законопроектом планируется осуществить реформирование отрасли за счет совершенствования механизмов планирования развития, стимулирования повышения энергоэффективности на всех стадиях производственного процесса (производство, передача, потребление), обеспечение необходимой нормативной правовой базы для покрытия существующих правовых пробелов и усиления административной ответственности за нарушение законодательства в области теплоэнергетики

А еще: предусмотрены нормы по мониторингу и контролю за всей отраслью, чтобы вести консолидированный сбор информации и анализ с целью выработки необходимых мер для дальнейшего развития этой сферы. Также будут разработаны необходимые технические нормы и стандарты по эксплуатации объектов теплоэнергетики, нормы потребления, правила коммерческого учета качество топлива, используемого для производства тепловой энергии.

Вам будет интересно: