$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Маулен Ашимбаев усомнился в эффективности использования средств Нацфонда

На деньги Нацфонда приобретаются ценные бумаги ФНБ «Самрук-Казына», которые в итоге оказываются убыточными

Маулен Ашимбаев усомнился в эффективности использования средств Нацфонда
Фото пресс-службы Сената

В эффективности использования средств Национального фонда усомнился председатель Сената Парламента Маулен Ашимбаев. На деньги Нацфонда приобретаются ценные бумаги Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», которые в итоге оказываются убыточными. Сомнения сенатора вызвал не сам подход, а именно механизмы реализации проектов, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Сената.

Средства Национального фонда нужно использовать для отдельных стратегических инфраструктурных проектов. Такая практика не возбраняется, однако формировать требования к облигациям и диктовать правила, как считает Маулен Ашимбаев, должен рынок.

«Если «Самрук-Казына» выпустила бы облигации и отдала их в рынок, рынок бы сам оценил насколько они целесообразны и привлекательны. То есть рынок будет требовать все расчеты целесообразности, не завышена ли цена, все ли проработано и так далее. Здесь мы видим механизм, когда «Самрук-Казына» выпускает облигации, Нацфонд покупает и какие-то процедуры могут проводиться упрощенно. Кто дает оценку процедурам и проработанности этих проектов? Дошли ли руки у Высшей аудиторской палаты до этого вопроса, то есть вопрос о процедурах», – отметил спикер Сената.

Более того, при приобретении таких бумаг за счет Нацфонда Парламент должны были проинформировать. Однако этого сделано не было, возмутился спикер Сената. Также он акцентировал внимание на вопросах субсидирования процентной ставки.

«Если субсидировать процентную ставку и эти убытки берет на себя Нацфонд, мы тогда входим в противоречие с Концепцией Нацфонда и с теми задачами, которые он должен выполнять с точки зрения поддержки детей и так далее. Это второй аспект. Третий аспект в этой ситуации, это отчетность. В концепции использования средств Нацфонда предусмотрена возможность финансирования и покупки облигаций Самрук-Казына, но предусмотрен и отчет Правительства в Парламенте в рамках отчета за бюджет предыдущего года. Мы посмотрели отчет по бюджету прошлого года и там не увидели информацию об этой части использования средств Нацфонда. Информация отсутствует. Таким образом, есть проблемы по отчетности использования этих средств», – резюмировал Маулен Ашимбаев и предупредил членов Кабмина, что они должны быть готовы отчитаться за эти покупки перед депутатами.

В ходе рассмотрения законов о республиканском бюджете и гарантированном трансферте на 2024-2026 годы спикер Сената Маулен Ашимбаев потребовал ответ на ряд вопросов. В частности, как будут обеспечены необходимые объемы налоговых поступлений, если темпы развития бизнеса будут снижаться, насколько НДС поможет решить вопрос с налоговыми поступлениями в бюджет?

Спикер Сената подчеркнул, что из запланированных 11 триллионов тенге налогов на начало ноября собраны всего 9,6 трлн. То есть, как отметил он, идем с «минусом» в 1,4 триллиона тенге.

«По этому году налоговых поступлений у нас в районе 14 триллионов планируется. Понятно, что, возможно, реальная цифра будет ниже. И в этих условиях на следующий год, в бюджет 2024 года, мы закладываем налоговые поступления в размере порядка 16 триллионов тенге. То есть, такой очень существенный рост. Да, налоговое администрирование, видимо, обеспечит какую-то часть налогов. Но за счет чего еще планируется обеспечивать налоговые поступления? Мы предполагаем ваш ответ о том, что это произойдет за счет повышения налогов. Об этом сейчас речь идет. Но, насколько повышение НДС поможет решить вопрос с налоговыми поступлениями в бюджет. В этой связи есть ли у вас какие-то проработанные позиции, связанные с обеспечением налоговых поступлений в бюджет 2024 года в размере 16 триллионов тенге? За счет чего это будет обеспечиваться?» – задался вопросом Маулен Ашимбаев.

Спикер Сената сегодня раскритиковал членов кабинета министров за результаты работы. По его словам, мы все еще продолжаем импортировать значительный объем сельхозпродукции из-за границы. И это при том, что субсидирование сферы сельского хозяйства ежегодно растет.

Отметим, с 2018 года на субсидирование сельского хозяйства выделено почти 1,8 триллиона тенге. Это в 2 раза больше прежних показателей. За четыре года из республиканского бюджета было выделено 874,8 милллиарда тенге, из местного бюджета – 858,3 миллиарда тенге.

«На следующие три года в бюджете, который мы рассматриваем заложены 1,2 триллиона тенге на поддержку аграрного сектора. Наверное, сложно найти другую такую отрасль, куда выделяются такие средства. При этом, за последние 5 лет импорт продуктов питания вырос у нас в 2 раза. Здесь есть определенные улучшения с точки зрения своего производства, но и сохраняются проблемы. В этих условиях очень важная задача – обеспечить рост перерабатывающих предприятий в сельском хозяйстве. Соответствующие задачи перед нами поставил глава государства», – подчеркнул спикер Сената и назвал ключевые условия, необходимые для их качественной и своевременной реализации.

В этом контексте, наряду со снижением темпов продуктового импорта, он обозначил ключевую задачу – максимально эффективно использовать средства бюджета для развития отрасли.

«Прежде всего – рациональное использование средств, которое выделяется из бюджета. Мы огромные средства выделяем сельскому хозяйству, в частности на субсидирование сельхозпроизводителей. И важнейший вопрос – контроль за этими средствами», – отметил председатель палаты в своем выступлении.

Еще одна проблема – постоянно изменяющиеся правила субсидирования. Фермеры не всегда успевают подготовиться к новым требованиям, а инвесторы не спешат вкладываться в отрасль при такой нестабильности.

«Правила субсидирования за последние годы менялись 50 раз. Понятно, что это благотворно не влияет на настроение сельхохпроизводителей и создает дополнительные сложности. Эта тенденция продолжалась за последние годы, и мы надеемся, что здесь произойдут определенные изменения. Кроме того, программные документы в сфере сельского хозяйства за последние годы менялись 3 раза. Нацпроект по развитию АПК тоже ставим сейчас на утрату с 1 января, новый документ будет в этом направлении. То есть, если мы постоянно меняем подходы к субсидированию, если мы меняем программные документы на фоне выделения огромных средств, насколько это все будет эффективно работать? Поэтому, здесь есть и вопросы, которые регулярно поднимают коллеги, сенаторы и мы дальше будем держать эти вопросы на контроле. Здесь нужна последовательная и предсказуемая государственная политика», – сказал Маулен Ашимбаев, обращаясь к министру сельского хозяйства и выразил надежду, что впредь будет четкая и последовательная линия на среднесрочную перспективу.

Проблемы водного обеспечения будут обсуждены на предстоящих заседаниях Сената. Об этом сообщил председатель Сената на заседании палаты.

Спикер Сената отметил, что решение проблем, связанных с водными ресурсами являются одним из приоритетных направлений работы государства. Он также обратил внимание на то, что решением Президента страны специально создано отдельное министерство. Маулен Ашимбаев подчеркнул, что в дальнейшем решению этого вопроса будет оказана соответствующая поддержка со стороны депутатов.

«Это очень актуальная и серьезная проблема. Поэтому Сенат постоянно обращает внимание на этот вопрос. Ранее сенаторы направили несколько депутатских запросов в Правительство, профильное министерство. На одном из предстоящих заседаний палаты мы планируем пригласить представителей отраслевых государственных органов и получить устный ответ на вопросы наших депутатов. Надеюсь, что тогда будут подняты конкретные проблемы по этому вопросу и состоится всестороннее обсуждение», – сказал Маулен Ашимбаев.

Новости партнеров