Цифровизация позволит снизить цены на продукты в Казахстане - министр

Объем покупок в казахстанских интернет-магазинах в 2019 году составил 422 млрд тенге

Цифровизация позволит снизить цены на продукты в Казахстане - министр
Иллюстративное фото: westele.com.ua, фото: primeminister.kz

Объем рынка электронной торговли Казахстана в 2019 году увеличился в 1,8 раз и превысил 700 млрд тенге, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на primeminister.kz.

Выступая на заседании Правительства, министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов отметил, что сегодня во всем мире рынок розничной электронной коммерции растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю. За последние 2 года только в США закрылись более 10 тысяч оффлайн-магазинов.

Еще один тренд электронной торговли — это покупки преимущественно через смартфоны. Доля покупателей, оформляющих заказы с помощью смартфонов, во всем мире составляет 54%. В Казахстане этот показатель приблизился к 65%.

Объем рынка электронной торговли Казахстана только за 2019 год увеличился в 1,8 раз и превысил 700 млрд тенге. Ее доля в общей розничной торговле электронной торговли добавила почти 1 процентный пункт и составила 3,7%. Это говорит о существенном потенциале роста.

При этом более динамично развивается внутренний рынок. Объем покупок на казахстанских интернет-магазинах составил 422 млрд тенге, на международных интернет-площадках — 280 млрд тенге. Количество покупок возросло до 40,5 млн штук посылок. При этом, основной рост - более чем в 2,5 раза - произошел на внутреннем рынке, составив 22 млн штук посылок.

В 2019 году число активных покупателей увеличилось на 72% и составило 3,2 млн человек.

В Казахстане действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. Однако для получения налоговых льгот в виде освобождения от уплаты подоходного налога зарегистрированы всего 579 интернет-магазинов. Поэтому, как отметил Бахыт Султанов, важно, не ужесточая регулирование, принять меры по стимулированию легальной деятельности этого сектора, так как тренды показывают двузначные темпы роста.

Об «обелении» оборота товаров и услуг говорит тот факт, что за 2019 год объем безналичных платежей увеличился в 2,3 раза и составил около 14,4 трлн тенге. Рост обусловлен развитием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кэшбеки, а также активным использованием безналичной оплаты на всех видах общественного транспорта.

За 2019 год в электронной торговле создано 36,8 тыс. новых рабочих мест.

В 2019 году разработана и принята Дорожная карта по развитию электронной коммерции на 2019-2025 годы. Заложенные в ней меры структурированы по 3 направлениям: наращивание экспорта в электронной торговле, вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю и развитие инфраструктуры, защита прав потребителей и продвижение электронной торговли.

«Задачей, поставленной еще летом прошлого года, было довести долю электронной торговли до 5%. Однако с созданием Министерства торговли и интеграции нами проведен анализ, который позволил поставить более амбициозную цель — увеличить долю электронной коммерции до 10%. В этой связи нами приняты дополнительные меры», - сказал министр торговли и интеграции РК.

Во-первых, меры по продвижению казахстанских компаний на международных электронных платформах.

Совместно с НПП «Атамекен» запущена программа «Школа интернет-экспортера». Практическим навыкам ведения бизнеса на электронных торговых площадках обучено 200 ее участников. Оказана прямая поддержка по продвижению на интернет-платформах начинающим и опытным предпринимателям. Отобраны 50 компаний для предоставления доступа на международную платформу Alibaba в качестве «Золотого поставщика». Данный премиальный статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса.

Во-вторых, приняты меры по привлечению международных платформ в Казахстан.

В прошлом году Министерством торговли и интеграции РК подписан меморандум о реализации инвестиционного проекта с международной компанией «Wildberries». Ее основная цель — создание и развитие инфраструктуры, которая позволит увеличить экспорт казахстанских товаров через данную платформу. Компания Wildberries стала участником Международного финансового центра «Астана» и в качестве инвестора имеет приоритетность защиты своих прав и интересов. Сегодня 21 казахстанская компания уже реализует 594 видов товара на данной платформе по таким направлениям, как Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения.

В-третьих, меры по развитию инфраструктуры экосистемы рынка электронной торговли.

Сегодня налажена работа 3 фулфилмент-центров в городах Нур-Султан, Алматы и Актобе, которые ежедневно обрабатывают более 350 тыс. почтовых отправлений. К 2025 году их количество будет увеличено до 19. Это позволит нарастить объемы почтовых отправлений до 82,8 млн штук и обеспечить услугами более 1000 интернет-магазинов.

Вместе с тем, в рамках создания товаропроводящей инфраструктуры планируется полная цифровизация сети агро-логистических и оптово-распределительных центров. Так, на их базе будут созданы электронные торговые площадки для фермеров и оптовых покупателей. Информационная система позволит отслеживать товаропотоки и обеспечит сбалансированные межрегиональные перетоки.

В-четвертых, меры, направленные на поддержку создания казахстанских цифровых торговых площадок.

Сегодня на рынке функционируют порядка 13 развивающихся казахстанских торговых площадок. Такие маркетплейсы, как Kaspi.kz, flip.kz, chocofamily, mechta.kz и другие, имеют порядка 20 категорий товаров и услуг.

В целях развития торговли продовольственными товарами оказана поддержка по разработке электронных платформ Onay Bazar и HappyFood.kz. Они позволяют потребителю купить товар, не выходя из дома. Например, морковь на рынке стоит 100 тенге, а цена на Onay Bazar — 85 тенге.

В целях сбыта отечественной продукции фермерами по выгодным ценам разрабатывается платформа Agro Labs.

«В целом, мы полагаем, что цифровизация торговли позволит снизить цены на продукты питания, а также сделать ценообразование прозрачным», - сказал Бахыт Султанов.

В-пятых, привлечение общественности к активному участию в электронной торговле.

В целях вовлечения общества в электронный формат торговли, контроля цен на продовольственные товары при поддержке Министерства компанией BTS Digital ведется внедрение приложения Price Scanner. Оно позволит мониторить цены на социально значимые и другие продовольственные товары.

Более того, в рамках нового закона о защите прав потребителей министерством предусмотрено создание Единой информационной системы приема жалоб от потребителей по принципу «одного окна». Данная система позволит потребителю подать жалобу через интернет и восстановить свои нарушенные права. Разработан проект Концепции Государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы, который предусматривает меры Дорожной карты и меры, предложенные Министерством торговли и интеграции.

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскар Жумагалиев также отметил, что электронная торговля на сегодняшний день активно развивается. Для этого проводится определенная работа: обеспечение качественным интернетом, повышение цифровой грамотности населения и увеличение объема безналичных платежей.

В настоящее время 117 городов и более 3100 сел с населением более 250 человек обеспечены широкополосным интернетом. До конца года планируется охватить более 1000 сел с численностью населения свыше 250 человек высокоскоростным мобильным интернетом. В этой связи был составлен и согласован со всеми акиматами план-график проведения высокоскоростного мобильного интернета в села.

Аскар Жумагалиев сообщил, что на прошлой неделе операторы связи подписали меморандум о совместном создании сети мобильной связи. Проект, который имеет важное значение для страны, будет реализован операторами за счет собственных средств.

В 2021-2022 годах к широкополосному интернету по технологии 3G/4G будут подключены 877 сел с населением менее 250 человек, остальные 930 сел - к спутниковому интернету.

«Эта работа важна для повышения цифровой грамотности населения. В этом направлении нами пересмотрены и утверждены программы обучения населения. Вместе с тем, проводятся курсы по развитию базовых цифровых навыков, умению пользоваться eGov, OpenGov, e-Commerce, навыков информационной безопасности», - сказал министр.

В 2019 году акиматами было обучено цифровым компетенциям более 532 тыс. человек. Это дает возможность для развития бизнеса и повышения общего уровня жизни населения.

Увеличение проникновения интернета и повышение цифровой грамотности стали триггерами развития безналичных платежей. В настоящее время объем безналичных операций вырос в 2,3 раза и составил 14,5 трлн тенге.

Также Аскар Жумагалиев подчеркнул, что законопроектом по вопросам регулирования цифровых технологий предусмотрено введение системы мгновенных платежей. По его словам, благодаря этому повысится уровень безналичных платежей, снизится уровень теневой экономики. Все это позволит продолжать развивать отечественное производство и положительно повлияет на «экономику простых вещей». В результате отечественные товаропроизводители получат возможность выходить на международные торговые площадки. Это, безусловно, придаст новый импульс экономическому росту страны.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.