$ 498.55  524.28  4.75
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
18.11.2019, 19:43
Экономика

Овощи, мясо, хлеб, гречка дорожают в Казахстане

С начала года гречка подорожала на 62,9%, рис - на 32,3%, мука - на 27,8%

Овощи, мясо, хлеб, гречка дорожают в Казахстане
Фото: yk-news.kz

Министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов на заседании Правительства РК доложил о ценах на социально значимые продовольственные товары, передаёт Azattyq Rýhy со ссылкой на primeminister.kz.

Как отметил Бахыт Султанов, с начала октября по 12 ноября цены на социально значимые продовольственные товары увеличились на 1,1%. При этом несмотря на сезон уборки урожая, наблюдается около 10%-ный рост цен на ряд товаров. Так, гречневая крупа увеличилась в цене на 46,3% (с начала года на 62,9%), рис - на 0,7% (+32,3%), мука - на 10,2% (+27,8%).

Снижение цен с октября по ноябрь наблюдается по следующим товарам: подсолнечное масло - на 0,4%, картофель - на 3,4%, морковь - на 4,5%, лук - на 5,8%, капуста - на 7,7% и сахар - на 7,9%.

Максимальный рост цен на социально значимые продовольственные товары с начала года наблюдается в Атырауской (13,5%), Павлодарской (12%) областях, городе Нур-Султане (11,8%), Жамбылской и Актюбинской (по 11,4%) областях.

«При этом отмечается превышение пороговых значений более чем на 15% во всех регионах в основном на овощи, мясо, хлеб и гречку. Наибольшее количество социально значимых продовольственных товаров с превышением пороговых значений зафиксировано в городах Кызылорда, Шымкент и Туркестан - шесть товаров, это овощи, мука, хлеб и говядина. В городах Алматы, Актобе, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областях - пять товаров», - проинформировал министр.

С целью принятия оперативных мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в период межсезонья и сглаживания возможных спекулятивных скачков, еще в мае 2018 года акиматы были наделены функцией по регулированию цен на социально значимые продовольственные товары. Однако, как отметил Бахыт Султанов, сегодня на деле данная функция акиматами не используются.

Во-первых, основными причинами роста цен остаются наличие на продовольственном рынке большого количества дистрибьюторов с разными торговыми наценками и других неэффективных посредников, несоблюдение условий хранения, отсутствие налаженных каналов доставки. В результате, наблюдается значительный рост цен на отдельные товары.

Во-вторых, рост объема экспорта. За счет этого повышаются цены на импортные товары. Так, в текущем году в стране гречка существенно подорожала вследствие сокращения посевных площадей на 30%. Кроме того, в Российской Федерации также наблюдается рост цен, в связи минимальным урожаем за 5 лет.

Рост цен на рис наблюдается в связи с возросшим спросом на казахстанский рис со стороны Узбекистана и Туркменистана. Таким образом, экспорт в данные страны вырос в 22 раза. В РФ цены на рис выросли на 14%, то есть в нашей валюте с 368,5 тенге до 420,2 тенге за 1 килограмм.

«Однако при проведении анализа межрегиональных поставок товаров мы столкнулись с тем, что акиматы зачастую не знают, что производится в их регионах и откуда завозятся», - отметил Бахыт Султанов.

Как показывает анализ, корреляция по большинству товаров составляет более 90%. В связи с открытостью торговых границ в рамках Евразийского экономического союза на фоне роста цен в России растут и цены, и объемы экспорта.

«Вместе с тем, по всем продовольственным товарам цены в России существенно выше наших, что толкает внутриказахстанские цены вверх», - подчеркнул министр.

Как отметил Бахыт Султанов, Министерством торговли и интеграции РК совместно с Министерством сельского хозяйства РК и местными исполнительными органами проводится работа по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары и поэтапному устранению причин их роста. В частности, разработаны различные механизмы сдерживания цен. Основным механизмом стабилизации цен сегодня является деятельность стабилизационных фондов.

Объем продовольственных товаров всего 45 тыс. тонн, что составляет менее 3% от потребности населения в регионах. При этом, несмотря на низкий объем закупа, 12 регионов из 17 держат на депозитах в банках второго уровня 2,7 млрд тенге, выделенных стабфондам. По сути эти деньги выделены на содержание социальных продкорпораций в регионах.

«Для полноценного воздействия на ценообразование социально значимых продовольственных товаров необходимо увеличить закуп стабфондов до 15-20% от потребности населения», - пояснил Бахыт Султанов.

Кроме этого, Бахыт Султанов рассказал об альтернативных механизмах по сдерживанию цен, которые не требуют объемного бюджетного финансирования.

Во-первых, реализуется «оборотная схема» - льготные займы торговым сетям со встречными обязательствами реализации социально значимых продовольственных товаров по фиксированной цене. В этом году «оборотная схема» реализуется в четырех пилотных регионах.

Так, в городе Алматы заключен договор с ТОО «Magnum» на 1,5 млрд тенге, но при этом до сих пор не утверждены региональные правила, что ставит под угрозу работу акимата по стабилизации цен. В городах Нур-Султан, Кызылорда и Костанай, несмотря на имеющиеся бюджетные средства (средства социально-предпринимательских корпораций), до сих пор не заключены договоры с торговыми сетями и реальная работа по снижению цен акиматами не проводится.

7 регионов до настоящего момента не утвердили региональные правила, в связи с чем они не могут использовать ни «оборотную схему», ни упрощенный механизм работы стабфондов.

Во-вторых, учитывая дефицит складских помещений современного формата, социальные продовольственные корпорации имеют возможность осуществлять форвардные закупы социально-значимых продовольственных товаров.

«Учитывая, что основной причиной роста цен являются перекупщики, для нас важно создание современной инфраструктуры торговли и хранения товаров», - сказал Бахыт Султанов.

В этой связи, начато строительство оптово-распределительных центров, которые будут предоставлять услуги производителям по хранению, упаковке, сбыту и транспортировке продуктов питания.

К примеру, сегодня завершается строительство оптово-распределительного центра (ОРЦ) в городе Караганде. На сегодняшний день в Жамбылской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях создаются аналогичные объекты, но они должны соответствовать стандартам ОРЦ Карагандинской области.

«16 ноября текущего года мы также законодательно закрепили понятие оптово-распределительного центра и компетенцию Министерства торговли и интеграции на утверждение требований к ним. Сейчас мы активно прорабатываем новые требования к оптово-распределительным центрам совместно с Министерством сельского хозяйства и Азиатским банком развития», - проинформировал Бахыт Султанов.

Создана возможность получения кредита для строительства оптово-распределительных центров в рамках «Экономики простых вещей» и получения субсидий в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020».

Для повышения инвестиционной привлекательности оптово-распределительных центров МТИ РК  предлагается отнести строительство ОРЦ к инвестиционным приоритетным проектам. По предварительным расчетам объем требуемых инвестиций на строительство регионального ОРЦ составляет порядка 5,8 млрд тенге.

В конце ноября 2019 года будет запущено мобильное приложение Price Scanner, разработанное ТОО «BTS Digital» в пилотном режиме в городе Караганде. Функционал Price Scanner позволит видеть стоимость товара и отзывы об их качестве во всех магазинах города, а также сравнить и купить товар по самой низкой цене. В дальнейшем мобильное приложение Price Scanner будет запущено в остальных регионах.

Новости партнеров

В статье

#Казахстан #мясо