$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
03.12.2022, 19:29
Культура

Профессия: воспитание зрителя

Он стоял у истоков создания Павлодарской областной филармонии

Профессия: воспитание зрителя
Фото: phil-nsk.ru

Один из энтузиастов, вложивших душу в Павлодарскую областную филармонию, – Виктор Камерцель. Он давно живет и работает в Германии, но продолжает следить за жизнью в Павлодаре, развитием нового пути любимого детища. В год 75-летия филармонии Виктор Камерцель поделился своими воспоминаниями и чаяниями, передает Azattyq Rýhy.

На работу в филармонию после окончания музучилища Виктора Камерцеля пригласил его бывший педагог Владимир Линчевский. Он, будучи директором филармонии, предложил ему стать музыкальным руководителем казахского эстрадного ансамбля «Звезды Иртыша». Это был 1970 год.

– И с того момента я непрерывно был связан со становлением и развитием филармонии, – вспоминает Виктор Камерцель. – С 1977 года стал замдиректора, а после отъезда в Москву Владимира Николаевича Линчевского в 1984 году я был назначен на должность директора, работал до конца 1992 года. Думаю, что Владимир Николаевич, став моим учителем в музучилище, продолжал им оставаться и в годы дальнейшей совместной работы, и после его переезда в Москву. Мы постоянно были на связи. Благодаря его помощи и поддержке удавалось проводить в Павлодаре многие гастрольные туры и концерты, имевшие большой успех у публики. Эта связь не прерывается и сегодня: мы до сих пор общаемся, живо интересуемся событиями культурной жизни Павлодаре и желаем вам дальнейшего развития и успехов.

В чем заключается основная задача филармонии? В годы ее становления Линчевский и Камерцель исходили из главного: развитие музыкальной культуры, подготовка и воспитание зрителя, пропаганда лучших образцов классической и национальной музыки. В этом, говорит Кaмерцель, и есть основное отличие от продюсерских центров и агентств, чья задача – прокат и получение прибыли.

– Мне очень жаль, что сегодня довольно часто эти два понятия подменяются, и получение доходов от концертов становится главным, – продолжает тему Виктор Камерцель. – Филармония – это, конечно же, профессиональные музыкальные коллективы и солисты-исполнители. Поэтому в нашей работе особое внимание уделялось созданию штата собственных исполнителей, которые со временем становились показателем культуры города и области. И также в привлечении к этому лучших педагогов музучилища. На этой основе постепенно стала возможной организация музыкального лектория для школьников города с его ведущим лектором-музыковедом Татьяной Ивановной Кузиной, которые позже становились зрителями наших филармонических абонементов.

Но одно дело – прекрасная идея. И совсем другое – ее реальноe воплощение. Была проделана масштабная работа с отделом народного образования, руководством школ. Посещение концертов-лекций в камерном зале филармонии и музыкальном училище, по сути, расширяло учебный процесс. Камерцель вспоминает: очень часто, проезжая по городу, можно было видеть группы школьников, которые классами шли на очередной концерт-лекцию. Это была одна из составных частей по организации и воспитанию будущего зрителя в Павлодаре.

Драгоценные встречи

Другое важное направление в работе филармонии – приглашение в город и область ведущих исполнителей и коллективов Республики Казахстан и СССР. С середины 70-х годов в Павлодаре удалось начать организацию и проведение ежегодных фестивалей камерной музыки «Весенние Голоса» – впервые в республике. Как вспоминает В. Камерцель, ежегодно осенью начали открывать новые филармонические сезоны, в которых принимали участие лучшие по тем временам музыканты и вокальные исполнители из России, Казахстана и республик СССР. В заключительных концертах сезона принимали участие известные симфонические оркестры и камерные ансамбли. Эта традиция, к слову, сохранилась и в 21 веке, уже с Павлодарским симфоническим оркестром.

Один из таких коллективов Виктор Камерцель отмечает особо: это Государственный малый симфонический оркестр из Москвы под руководством народного артиста СССР Юрия Симонова. При участии знаменитого лектора-музыковеда Светланы Виноградовой, которая в те годы вела свои невероятно популярные рассказы о музыке на центральном телевидении и комментировала многие концерты классической музыки. По одобрению Симонова впервые с таким знаменитым оркестром и дирижером выступил наш скрипач, солист филармонии Валерий Кехтер, который исполнил концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.

– Конечно, мы были исполнены гордости за наш город, нашу филармонию, нашего скрипача! Это был прекрасный стимул для творческого роста наших исполнителей, – вспоминает Камерцель. – Кстати говоря, я уговорил Юрия Симонова, и впервые в нашей практике нам удалось выехать с таким солидным оркестром в сельскую местность – колхоз «30 лет Казахстана», поселок Иртышск, города Экибастуз и Ермак. Вначале были сомнения: поймут ли симфоническую музыку сельские жители. Однако все прошло великолепно, была подобрана соответствующая программа из популярных и легких для восприятия произведений. И Светлана Виноградова в доступной аудитории форме великолепно комментировала все концерты, после которых у многих на глазах были видны слезы счастья от соприкосновения, может быть впервые живьем, с симфонической музыкой.

К слову, колхоз «30 лет Казахстана» был выбран филармонией не случайно. Местный дом культуры к тому времени стал обжитой площадкой для постоянных встреч. Там проводили филармонические абонементы, как и в городах Экибастузе и Ермаке. Одним из известных симфонических коллективов, который также был в нашей области частым гостем, Камерцель называет Казахский государственный симфонический оркестр под управлением Тимура Мынбаева.

Долгие годы в филармонии работал музыкальный лекторий на казахском языке, который побывал практически во всех отдаленных уголках нашей и других областей Казахстана. Камерцель поясняет: это еще и потому, что довольно часто договаривались с руководством других филармоний об обмене группами и коллективами. Так, например, наша группа «Очи черные» объездила практически весь Советский Союз и по популярности уступала, возможно, только цыганскому театру «Ромэн». И, что немаловажно, наравне с другими коллективами эстрадного жанра приносила в бюджет филармонии доходы, из которых администрация в определенной степени могла финансировать другую часть работы по проведению симфонических и камерных концертов.

– Очень важным событием культурной жизни Павлодара стали также гастроли, практически каждые два-три года, Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая, – рассказывает бывший директор филармонии Виктор Кaмерцель. – На его спектакли в Павлодар приезжали также из районов и городов области. Любители оперного искусства имели возможность в течение почти месяца познакомиться с лучшими образцами мирового и казахского национального оперного искусства. Частыми гостями в Павлодарской области были государственный ансамбль танца Болата Аюханова, государственный оркестр народных инструментов Казахстана, позже фольклорный оркестр Отрар Сазы и многие другие. Незабываемое впечатление остались у наших зрителей и после спектаклей Ленинградского театра хореографических миниатюр под руководством великого мечтателя и реформатора балета Леонида Якобсона, феерические концерты государственного ансамбля танцев Игоря Моисеева, волшебное звучание рояля молодого Михаила Плетнева, маститого маэстро Святослава Рихтера, вокалистки Зары Долухановой и многих-многих других.

Новости партнеров