Пропаганда музыкального наследия казахов
Одна из старейших филармоний страны получила собственный, долгожданный дом
В год 75-летия Павлодарской областной филармонии один из ее создателей Виктор Камерцель делится воспоминаниями и чаяниями, передает Azattyq Rýhy.
…Павлодар стал у артистов городом, куда они с удовольствием приезжали. И знали: здесь прекрасная публика и условия. Павлодарская облфилармония стала занимать места в первой пятерке среди филармоний СССР. В один из этих годов по предложению министерства культуры СССР Виктор Камерцель был приглашен на выездное заседание коллегии в Вильнюс, где выступил с докладом об опыте работы Павлодарской облфилармонии. Такая положительная оценка придавала новые силы и стимулы не останавливаться на достигнутом.
– Во второй половине восьмидесятых годов филармония проводила порядка 3500 концертов в год. Мы могли свободнее распоряжаться своим бюджетом, штатным расписанием, премировать лучших артистов и административных работников, – говорит о прикладной части работы директора филармонии Виктор Камерцель. – Имели свой гараж и порядка 10 автобусов, которые были закреплены за концертными коллективами и группами. Конечно, такого финансового оборота мы бы не смогли достичь без участия в концертной жизни нашей области известных имен СССР и Казахстана. Назову лишь некоторые: Людмила Зыкина, Андрей Миронов, Алексей Папанов, Людмила Чурсина, Валентина Толкунова, Евгений Леонов, Ермек Серкебаев, БибигульТулегенова, Роза Багланова, Роза Рымбаева, Алибек Днишев и многие другие. Но особенно хотелось бы вспомнить выступления в то время еще начинающего гастролера, впоследствии мирового вокалиста нашего времени. Дмитрий Хворостовский после победы на международном конкурсе один из своих первых концертов провел именно в Павлодаре. Его необыкновенный и неповторимой тембр голоса до сих пор в моей памяти.
Основа для знаменитого симфонического оркестра в Павлодаре тоже была заложена в те годы. У Камерцеля была идея – создать первый среди областных филармоний в республике камерный оркестр. Позже на его базе был основан и симфонический.
– С годами пришло время и возможность расширить состав наших собственных коллективов и исполнителей. Постепенно принимали на работу молодых выпускников консерваторий из России и Казахстана, – поясняет В. Камерцель. – Таким образом в Павлодаре удалось создать собственный, первый среди областных филармоний Казахстана камерный оркестр. Его руководителем стал наш скрипач Валерий Кехтер, впоследствии получивший одним из первых скрипачей республики почетное звание – заслуженный артист Казахской ССР. Камерный оркестр был удостоен выступить наряду с нашими другими коллективами в концерте на сцене Дворца им. Ленина в Алматы и в концертном зале Казахской государственной филармонии им. Джамбула, после которого знаменитая казахстанская скрипачка Айман Мусаходжаева сказала: «Ну вы даете! Не ожидала!»
В те же годы руководство филармонии выступило с инициативой – создать при филармонии казахский оркестр народных инструментов. Ответственных за культуру в столице и области чиновников не пришлось долго убеждать. Это была очень серьезная и ответственная задача, требующая больших финансовых и организационных усилий.
– Для этого нам был выделен целый выпускной класс алматинской государственной консерватории, – поясняет В. Камерцель. – Областной исполнительный комитет выделил для молодых специалистов порядка 23 квартир и благоустроенных общежитий. В республике были заказаны костюмы и инструменты. Мне удалось переманить, так сказать, художественного руководителя Семипалатинской филармонии на должность главного дирижера. В конце концов эта колоссальная подготовка закончилась, и состоялся первый концерт оркестра в театре имени А. П. Чехова при переполненном зале и с участием моих друзей Бибигуль Тулегеновой и Ермека Серкебаева. Было все руководство области, были поздравления и подарки. Я до сих пор храню шикарный чапан, он напоминает мне годы работы в моей любимой филармонии.
И еще несколько слов о том, как родилась идея присвоения имени Исы Байзакова областной Павлодарской филармонии. Возможно, многие этого не знают. Тогда в области отмечался юбилей знаменитого земляка. В селе, где родился Исы Байзаков, состоялся той и праздничный концерт с участием Ермека Серкебаева и братьев Абдулинных.
– Это было поздней осенью, дождливо, и вы можете представить, какие дороги в то время были в Иртышском районе. По приезде в Павлодар мы с нашим художественным руководителем Анваром Калиевым пришли к решению о ходатайстве перед областным руководством о присвоении филармонии имени Исы Байзакова и включении здания филармонии в реестр памятников архитектуры культурного наследия Павлодарской области. И эти два решения были приняты, – вспоминает Виктор Камерцель.
Говоря о принятых местными властями решениях, Виктор Камерцель упоминает и о тех партийных деятелях, которые всегда был на стороне музыкантов: «Это Леонид Людвигович Хмельницкий, Валентина Федоровна Скворцова – заместитель председателя горисполкома, Валентина Васильевна Шершнева – заместитель председателя облисполкома, Владимир Филиппович Герасименко – зампредседателя Павлодарского облисполкома и многие другие. С ними я близко общался, они очень здорово помогали, поддерживали наши начинания и принимали решения. Без них мы ничего не смогли бы сделать».
– К большому сожалению, было очень больно услышать в 90-х годах о закрытии и прекращении работы филармонии, – вспоминает бывший руководитель Павлодарской областной филармонии. – Этому было трудно поверить! И было очень печально думать, что многие годы работы, усилий, раздумий и радости ушли впустую! К большому счастью, филармония возродилась, и надеюсь, будет развиваться и отвечать своему главному предназначению – широкой пропаганде мирового, национального культурного и музыкального наследия.
Виктор Камерцель неизменно желает коллегам успешного развития и новых инициатив. А павлодарским зрителям – прекрасных и незабываемых концертов. Также, на правах непосредственного участника становления филармонии, затронул и непростой вопрос. Он отметил, что, интересуясь нынешними делами филармонии, не всегда видит как такового исполнения главной задачи филармонии и активизации работы в этом направлении. Тем более, при полном финансировании государства, о чем работники филармонии в его время могли только мечтать. Виктор Камерцель дал совет, к которому следует прислушаться:
– Любите свою филармонию! B переводе с греческого «phileo» – любить и «harmonia»-гармония, музыка. Филармония принесет вам много незабываемых минут радости и удовлетворения в общении с музыкой. Помните, пожалуйста, чье имя вы несете! – обратился к коллегам Виктор Камерцель. – Знаменитый американский скрипач и дирижер Иегуди Минухин как-то сказал: «Музыка говорит сама за себя, при условии, что вы дадите ей этот шанс и возможность».