От любимчика до изгоя: как работает публичная расправа по-казахстански?
На сей раз под волну общественного гнева и порицания попал народный фаворит Турсынбек Кабатов
От аплодисментов до пустых залов и расторжения рекламных контрактов может быть всего один шаг, одно неосторожное высказывание, поступок или интервью. Следующим в очереди на «отмену» стал юморист, давний любимец публики Турсынбек Кабатов после откровений бывшей жены Молдир Мукановой. Наличие любовницы в браке и страдания экс-супруги стали поводом народного гнева – казахстанцы призывают бойкотировать его концерты, не смотреть программы и фильмы с его участием и отписываться от него в соцсетях. Не разрушит ли его карьеру этот скандал? Не превращается ли «отмена» артистов в цифровую травлю и казнь под видом справедливости? Кто подвергается кэнселингу и превращается в изгоя, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Публичная порка и кто ей подвергся
Культура «отмены» – явление, которое на первый взгляд кажется далеким и чем-то западным, на самом деле уже пускает корни и в казахстанском обществе. С каждым новым скандалом в соцсетях все больше медийных людей начинают осознавать: один неосторожный поступок, фраза или шутка могут в одночасье превратить звезду в изгоя.
Турсынбек Кабатов – лишь один из примеров. До него «под горячую руку» казахстанцев попадали и другие: блогеры, актеры, бизнесмены. Все они за свои ошибки расплачиваются репутацией, расторжением рекламных контрактов и дальнейшими профессиональными возможностями.

Серик Шарип – яркий пример «кэнселинга», чья карьера разрушилась после насилия в отношении бывшей девушки. За рукоприкладство с актером расторгли контракты, а из фильмов и сериалов – его попросту вырезали.
Еще один недавний кейс случился с блогером Нурилой Аманбаевой. Ее поведение в такси со слабослышащим водителем казахстанцы восприняли в штыки, как и неоднозначные высказывания о казахском языке бизнесмена Рамиля Мухоряпова несколько лет назад. Тогда это привело к отказу от его услуг.
В центре скандала недавно оказался и российский певец Акмаль, гастролировавший по Казахстану. На одном из концертов он отказался принимать желто-синий пакет, в котором находился подарок от поклонницы. После такого жеста последовали и жесткие «санкции» от казахстанцев – сразу же были отменены два его концерта в других городах.
«Cancel culture» по-казахстански: самосуд или справедливость?
Смотря на все эти кейсы, волну негатива и злостные комментарии в соцсетях, все чаще задаешься вопросом – а не становится ли «отмена» инструментом публичной расправы? Да, порой она помогает привлечь внимание к реальной проблеме, но не перерастает ли она в травлю, где нет ни диалога, ни возможности для переосмысления?
«Тут все зависит от характера и масштаба реакции. Если речь идет о критике конкретного поступка или высказывания, это, скорее, форма общественной обратной связи, форма социальной коррекции. Но когда обсуждение переходит в массовое обесценивание личности, сопровождается угрозой, унижением, желанием «стереть» человека из публичного пространства – это уже явные признаки цифровой травли», - объяснила психолог Людмила Должикова.

Для многих участие в массовом «кэнселинге» стало не просто способом выразить свою позицию, но и своего рода психологической разрядкой. Тут срабатывает механизм деиндивидуации толпы: человек в онлайне теряет ощущение личной ответственности и перестает видеть в артисте живого человека. Он реагирует не на поступок или высказывание, а на символ, на собственную проекцию, что вызывает коллективное раздражение.
«Когда ответственность размыта, а группа поддерживает насилие, у человека снижается самоконтроль, и агрессия кажется оправданной. Личное «я» теряется, включается стадное поведение. Люди участвуют в этом не потому, что их волнует истина, а потому что это социально безопасный способ выразить злость и фрустрацию. Кто-то в жизни бессилен против системы, начальника, государства, но в сети он может осудить и почувствовать себя сильным. По сути, это коллективное самоутверждение под видом морали, где агрессия легализуется под лозунгом «общественного возмущения», - пояснила Людмила Должикова.
Но долго это самое общественное возмущение почему-то не длится. Скандалы, как правило, быстро забываются. Как говорит специалист, потому что общество живет не по правилам, а по эмоциям: у нас слабо развита культура репутационного мышления, нет устойчивой системы последствий, зато есть хроническая усталость от негатива.
«Психологически это проявление фрустрационного цикла: эмоция вспыхнула, выплеснулась и быстро угасла. Плюс эффект информационного перенасыщения: мозг просто не способен удерживать внимание на одной теме дольше нескольких дней. Новая волна эмоций смывает старую. В каком-то смысле это защитный механизм, коллективное вытеснение: «лучше забыть, чем снова переживать». Человек быстро отходит от сенсаций, потому что сильные эмоции требуют больших энергетических затрат. Мозг стремится к восстановлению равновесия, поэтому автоматически снижает эмоциональное напряжение и переключается на новые стимулы. Это естественный способ психической регуляции», - отметила психолог.
Чем оборачивается «отмена» для карьеры и репутации
Даже если «кэнселинг» забывают, осадок и шлейф негатива в обществе остается надолго. Бывает, что одному скандал сходит с рук, как это происходит с Турсынбеком Кабатовым – юморист уже делится кадрами своих гастрольных выступлений по регионам с полными залами. Конечно, это, скорее, небольшие залы местных Домов культуры, а не площадки стадионов. А кому-то проступок стоит места в индустрии, репутации и финансовых потерь, как это было с Шакенти.

Фото: instagram.com/shakentii
«В таких кейсах чаще всего разрушается репутационная составляющая этого человека и вызываются действия со стороны рекламодателей. Тогда идет вопрос о прекращении сотрудничества с брендами. В целом же, негативный репутационный шлейф никогда не исчезает, люди не забывают негатив, осадок всегда остается. Поэтому нужно более тщательно относиться к своей репутации. Это как в пословице – береги честь смолоду. Конечно, негативный шлейф можно минимизировать, но однажды нарушивший репутационные стандарты и поведенческие правила человек особенно в негативном плане не забудется, потому что человеческая психология устроена таким образом, что негатив всегда остается в человеческой памяти», - объясняет специалист по коммуникационному менеджменту, автор книг Куат Домбай.
Фундамент репутации – доверие, которое отчасти можно восстановить. Но 100%-ного доверия у публики уже не будет, говорит наш собеседник.
«Так же система работает в отношении брендов: когда бренд свою репутацию нарушил, и компания не видит возможности восстановить ее, то она делает ребрендинг. Но в случае с человеком он не может себя переименовать. И если в древние времена человек своей репутации лишался, то он лишался своего круга общения, от него отворачивались родственники, друзья. То есть репутация – это довольно серьезный капитал. А человек – существо социальное, поэтому нередко он уходит в алкоголь, либо может даже совершить самоубийство в таких случаях», - убежден Куат Домбай.

С психологической точки зрения общественное давление на человека действительно может перерасти в его личную душевную травму. Ведь происходит разрушение схемы вознаграждения: мозг, который привык к дофаминовым всплескам одобрения, вдруг получает резкое «отключение».
«Это вызывает синдром отмены одобрения, похожий на ломку. На уровне тела фиксируется дисбаланс кортизола, серотонина и дофамина как при травматическом стрессе. В крайних случаях развивается посттравматическое стрессовое расстройство: навязчивое чтение комментариев, флешбэки, бессонница, избегание публичности. Поэтому он может действовать импульсивно, удалять аккаунты, оправдываться, замыкаться. Это не слабость, а реакция нервной системы на социальную угрозу. Именно поэтому «отмена» может стать не просто психологической, а нейробиологической травмой», - пояснила психолог Людмила Должикова.
Инстинктивно, возможно, «отмененный» человек захочет «спрятаться», чтобы утихла волна. Это естественная защитная реакция психики – отстраниться, чтобы снизить боль и стыд. Но в эпоху гиперкоммуникации молчание тоже становится посланием, его можно интерпретировать как признание вины, высокомерие или равнодушие. Поэтому важно не прятаться, а осознанно вернуть себе право говорить от своего имени, утверждает специалист.
«Для «отмененного» человека оптимальная стратегия – обозначить свою позицию спокойно, без оправданий и без нападения. Главное – не доказывать, а прояснять. Важно рассказать историю своими словами не для оправдания, а чтобы восстановить смысл и контекст. В психологии это называется рефрейминг, смена рамки восприятия. Когда человек сам формулирует, что произошло, он перестает быть объектом чужого осуждения и снова становится автором собственной истории. Стоит обратиться к аудитории с уважением, без защиты и агрессии, показать готовность к диалогу, но и внутренние границы. Если есть вина, признать ее прямо, без самобичевания. Если нет, спокойно обозначить, как именно искажен контекст. Психологически цель – не «оправдаться перед всеми», а восстановить себя, вернуть себе ощущение опоры, смысла и контроля над ситуацией», - рекомендует психолог.
А комментаторам она советует остановиться, чтобы не превратиться в участника цифровой травли. Перед тем, как нажать «репост» или написать комментарий, стоит задать себе один вопрос: «Я сейчас действую из чувства справедливости, из желания осудить или из удовольствия от поддержки других критикующих?»
«Поведенческие исследования показывают: когда человек пишет гневный комментарий, у него активируется та же дофаминовая система, что при приеме сладкого или победе в игре. Это создает зависимость даже от негатива. Чтобы не стать частью травли, важно сохранять внутреннего наблюдателя и не действовать на эмоциях. Если хочется выразить позицию, говорите о фактах, а не о личности. Критика поступка и нападение на человека – разные вещи. Цифровая этика – это, по сути, новая форма эмоционального интеллекта. И чем больше людей научатся его применять, тем меньше в сети будет казней под видом справедливости», - заключила психолог Людмила Должикова.
«Отмена» – это уже не просто комментарии в соцсетях, а реальная сила, которая влияет на репутации, карьеры и даже личные судьбы. Но в погоне за моральным превосходством важно не забывать: за каждой публичной ошибкой стоит живой человек. Общество учится наказывать, но следует научиться и прощать, иначе культура «кэнселинга» рискует стать цифровой гильотиной, где никто не застрахован от следующего удара.
Автор: Дана Мансур