«Мы как жены друг другу»: как казахстанки осваивают бостонский брак без мужчин
Одинокие мамы в Казахстане начали объединяться для совместной жизни

Две женщины, их дети, одна квартира и… никакой романтики. Все чаще в Казахстане одинокие мамы начинают жить вместе, разделяя быт, расходы и воспитание детей. Такой формат называется «бостонским браком». Но вопреки названию, он не имеет отношения к любви – только к партнерству и взаимной поддержке. Почему же все больше женщин выбирают эту форму сожительства? Что толкает их объединяться – нужда, усталость от одиночества или новый взгляд на семью? И как такая модель жизни – «две мамы, без отца» – влияет на детей? В материале Azattyq Rýhy разбираемся, как выглядит бостонский брак по-казахстански, и почему он становится все менее экзотикой.
Соседство по расчету
В соцсетях нынче все чаще казахстанские женщины публикуют объявления о поиске сожительницы, с которой можно разделить быт, расходы, уход и заботу о детях.
Такие союзы называются «бостонским браком», который зародился еще в XIX веке, когда две женщины вели совместное хозяйство, деля быт и поддержку, но не состоя в романтических отношениях. В Казахстане эта модель неожиданно нашла отклик среди матерей-одиночек.
Одна из них – Маржан Исламова (данные изменены по просьбе героини), которая сама воспитывает годовалую дочь. После неудачного брака девушке пришлось заново строить жизнь без поддержки родных и бывшего мужа.
«Собственного жилья у нас с бывшим мужем не было, поэтому после развода мы просто разъехались, дочка была совсем маленькой. Я сняла комнату в квартире – хозяйка сдавала свою «трешку» по комнатам. Но мы с дочкой не смогли там жить, потому что постоянно менялись арендаторы и в основном это были мужчины. Через несколько месяцев бывший перестал отправлять нам деньги, и вот тут мне стало сложно, потому что даже на подгузники уходит много денег. Мои родители далеко, они живут в другом городе, по возможности, конечно, помогают, но все равно у пенсионеров не так много денег», - рассказывает девушка.
Выйти на постоянную работу Маржан не могла – присматривать за ребенком некому, а в садик отправлять – еще рано. Подумав, она решила предложить своей двоюродной сестре жить вместе.
«Сестра тогда снимала квартиру, но ей было накладно. Она училась и параллельно работала. Вот так мы с ней и съехались и живем вместе уже 4 месяца. Я плачу чуть больше за квартиру, а остальные расходы – на продукты, коммуналку и прочее мы уже скидываемся. Я сижу с дочкой днем, а вечером, когда приходит сестра, она остается с ней и на ночь тоже, а я работаю официанткой в ночную смену. По дому мы все делим – убираемся, кушать готовим по очереди. По идее, мы как жены друг другу», - смеясь, говорит Маржан.
Новая реальность: почему казахстанки выбирают жизнь без мужчин?
Финансовый недостаток, рост цен на жилье, продукты, детскую одежду, необходимость работать и при этом быть все время рядом с ребенком – все это подталкивает женщин к поиску нестандартных решений, говорят психологи.
«Бостонский брак вызван необходимостью, потому что в современных условиях женщинам очень сложно выживать в одиночку с ребенком, потому что им нужно где-то находить деньги на пропитание, на ребенка, на себя. А для этого нужно работать, а ребенка не с кем оставить. Алименты ведь не покрывают расходы, которые сегодня несут матери с детьми. Они ищут человека, которому можно доверять, при этом и работать, и оставить ребенка с кем-то из близких людей, которым они доверяют», - объяснил психолог Евгений Ян.
Такие союзы – это не только про быт, но и про психологическую устойчивость. Женщины в бостонском браке становятся друг для друга опорой. Ведь справляться с трудностями с кем-то – намного легче.
«На мой взгляд, это способ выживания, но не только материального, но и эмоционального. Ведь современные женщины часто оказываются в одиночестве с детьми не потому, что не хотят семьи, а потому что несут на себе чрезмерную нагрузку – финансовую, эмоциональную, бытовую. И когда рядом появляется человек в похожей ситуации, то возникает чувство взаимопонимания и поддержки, которой как раз не хватает в конкретной ситуации. И это не просто поиск соседки, а создание мини-сообщества, где можно отдохнуть душой, не объясняясь и не оправдываясь потом, потому что рядом находится человек, который понимает. И я думаю, что это такое место, где действительно происходит восстановление и это способ выживать в кризисной ситуации», - убеждена психолог Анастасия Стеблянко.
Причем такая модель семьи порой может быть более предпочтительна для детей, чем жизнь в полной семье, где есть, к примеру, насилие.
«Важно не то, сколько человек воспитывает ребенка и какого они гендера. Важнее то, насколько в этой семье удовлетворяются базовые эмоциональные потребности ребенка, насколько его любят, ценят, принимают, насколько ему безопасно. Например, ребенок может воспитываться в полной семье с мамой и папой, но при этом у него очень травматичное детство, если он с детства наблюдает домашнее насилие, скандалы, состояние алкогольной интоксикации, опьянение. И в таких случаях уж лучше без родителей, чем с такими родителями, потому что это менее травматично», - убежден психолог Евгений Ян.
Мужскую фигуру для мальчика при этом могут заменить другие – кто-то из родственников, педагогов или наставников.
«Для ребенка важнее не состав семьи, а отношение в доме. Если две женщины уважают друг друга, создают теплое пространство, и ребенок получает все необходимое для чувства безопасности и развития, то да, у него может быть меньше моделей мужского поведения, но это можно компенсировать общением с дедушкой, с учителем, тренером, наставником», - уверена Анастасия Стеблянко.
Бостонский брак – временное явление или новый формат семьи?
Интересно, что в основном в Казахстане на такой брак решаются именно соло-мамы, которых в стране огромное количество. Так, по данным национальной переписи населения 2021 года, у нас насчитывалось 780 тысяч неполных семей. Из них 676 тысяч – это мамы-одиночки с детьми.
«Бостонский брак актуален для мам-одиночек, потому что женщины более уязвимы в экономическом отношении. В нашем обществе ответственность за детей лежит только на женщине, а мужчины считают, что дети – это не их зона ответственности. Поэтому для женщины это выход, при том, что женщина вряд ли вступит в бостонский брак с посторонним мужчиной, потому что есть риски насилия, педофилии и так далее со стороны мужчин по отношению к несовершеннолетним детям. Поэтому в этом плане женщины более солидарны друг с другом», - подчеркивает социолог Татьяна Резвушкина.
Вот только говорить, что такой формат становится трендом в Казахстане, пока рано, считает эксперт.
«Я слабо верю в этот тренд в Казахстане, потому что для того, чтобы согласиться на бостонский брак, надо иметь очень высокую долю доверия и солидарности. То есть эти две ценности должны быть доминирующими и подтверждающими в обществе. У нас, к сожалению, общество очень недоверчиво и десоциализировано, люди подозревают какие-то корыстные интересы, и поэтому говорить о том, что это в Казахстане новый тренд, пока что, я думаю, не приходится. В целом же, это форма жизни не новая, но для нашего общества не совсем привычная и не совсем понятная», - уверена социолог.
По ее мнению, такие союзы вряд ли станут полноценной заменой традиционной семье.
«Такие формы брака на институт традиционной семьи влияют мало, потому что их распространенность небольшая. Традиционные семьи доминируют, хотя что считать традиционной семьей – это тоже вопрос, так как каждый 4 ребенок в Казахстане рождается вне брака. Думаю, в Казахстане есть какое-то веяние новое, которое интересует людей, вызывает вопросы, но, честно говоря, как социолог могу сказать, что вряд ли бостонский брак получит массовую поддержку и массовое распространение», - утверждает Татьяна Резвушкина.
Психологи тоже уверены, что подобные браки – лишь временное решение. По их мнению, большинство женщин все же не отказываются от идеи классической семьи, и видят в бостонском браке способ снизить нагрузку и получить поддержку.
«На мой взгляд, это не замена семьи, а временная форма поддержки. И в таких отношениях часто возникает настоящая забота и распределение обязанностей. Но партнерская связь – это не только про быт, но и про эмоциональную и самое главное телесную близость. Это этап, на котором женщина возвращает в себе силы и доверие к близости вообще и когда произошла реабилитация после прошлых отношений, то потребность в партнерстве с женщиной угасает и снова может появится потребность в партнерстве с мужчиной», - отметила психолог Анастасия Стеблянко.
Однако в будущем специалисты не исключают, что бостонские союзы и другие модели отношений станут актуальными для казахстанок, учитывая количество разводов в стране. Вот уже который год статистика по разводам демонстрирует стабильность.
«Высокий уровень разводов влияет на появление других форм бытия людей, сожительства людей, новые формы брака, потому что разводы – это очень сложный экономический процесс, потому что люди теряют место жительства, теряют работу иногда, поддержку со стороны родственных сторон. Поэтому разводы будут мотивировать к созданию таких новых форматов семейной жизни», - подчеркивает социолог Татьяна Резвушкина.
Таким образом бостонский брак – явление, которое пока звучит громче в соцсетях, чем в реальной жизни. Однако сам факт его обсуждения говорит о многом. Возможно, это не революция, а всего лишь эволюция, ведь в любом случае, общество уже не такое, каким было 10 лет назад. И чем больше будет поддержки, открытости и солидарности, тем больше шансов, что такие модели жизни перестанут быть экзотикой.
Автор: Дана Мансур