Рост аварий и хаос на тротуарах: запретят ли самокаты в Казахстане?

Автор: Azattyq Rýhy

Казахстанцы предлагают покончить с «самокатным» беспределом в стране

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Azattyq Rýhy, freepik.com

На тротуарах казахстанских городов стало все теснее. Электросамокаты, когда-то воспринятые как удобное и экологичное средство передвижения, превратились в источник напряжения. Пешеходы жалуются на постоянные наезды и беспорядочные парковки, медики фиксируют рост травм, а полиция – рост аварий с их участием. Ситуация стала настолько критической, что в ход идут петиции о запретах. Почему же самокаты из символа мобильности превратились в общественную проблему и как ее решить, разберемся в материале Azattyq Rýhy.

Тихая угроза: как самокатчики захватили тротуары и больничные койки

Говорить на эту тему можно много и долго. Но, пожалуй, о ситуации с этим двухколесным транспортом ничего не расскажет лучше, как статистика. А официальные цифры довольно тревожны: за последний год число аварий с их участием резко выросло. Если за весь 2024-ый год на водителей самокатов было совершено 105 наездов, то всего за 8 месяцев этого года под колеса автомобилей попали уже 153 самокатчика. Причем в 93 случаях виновниками стали именно они. Не обошлось также без жертв и раненых.

Большая часть аварий с наездом на самокатчиков произошла в Алматы и Астане. Это объясняется популярностью кикшеринговых услуг в этих городах. В регионах ситуация иная – здесь практически отсутствуют компании по аренде, а значит, и массового проката электросамокатов нет.

Если бы в статистику включили еще и наезды самих самокатчиков на пешеходов, цифры были бы куда внушительнее, ведь соцсети и СМИ регулярно пестрят такими сообщениями. Перечислим только недавние случаи: двое подростков на самокате сбили коляску с младенцем, девочка получила перелом ноги – в нее на скорости врезались два ребенка – 11 и 6 лет, пострадал от этого транспорта и инвалид первой группы Баглан Абдикарим – его сбили и сломали трость. И все это происходило на тротуарах.

При этом последствия наезда самокатов могут быть весьма серьезными. Как рассказывает заведующий приемным отделением ГКБ №4 города Алматы, в сутки к ним поступают по 2-3 человека, пострадавших в ДТП с самокатом.

«В основном поступают пациенты, которые находились на самокате, на электросамокате, на электровелосипеде. Вчера к нам поступил пациент, нам сказали, что он был на самокате с сидушкой. Поступил к нам с тяжелой сочетанной травмой, то есть перелом всех частей тела. Был в крайне тяжелом состоянии. Он у нас скончался», - говорит заведующий приемным отделением ГКБ №4 города Алматы Магадин Хайроев.

В эту больницу, по его словам, самокатчики поступают «в сочетании» - то есть, когда травмируют несколько частей тела, например, череп, лицевой скелет, руки, ноги и так далее.

«Последствия бывают разные в зависимости от перелома, но каждая травма несет свои последствия от легкой до тяжелой степени. В любом случае при травме от самоката пациент получает перелом – плюсневых костей, пястных и так далее. Бывает, нужны повторные реконструктивные операции, бывают осложнения, такие как не сращение переломов, нагноения и так далее. Каждый перелом несет свои последствия.

В сравнении по авариям самокаты, велосипеды, мопеды ничем не защищены, поэтому от них переломов бывает больше. Такие пациенты поступают зачастую с политравмой, то есть от двух сегментов и выше переломы бывают. Те пациенты, которые поступают после ДТП в автомобилях, они защищены кузовом автомобиля и поэтому здесь попроще», - рассказал врач.

Конец эпохе самокатов?

Пешеходы настолько устали от «самокатного» беспредела, что требуют уже кардинальных мер. Казахстанцы запустили петицию, в которой предлагают:

  • Запретить езду на самокатах по тротуарам, пешеходным дорожкам, паркам и скверам
  • Установить строгую, вплоть до уголовной, ответственность для нарушителей
  • Ввести жесткие штрафы и санкции в отношении водителей и компаний проката, допускающих использование своих средств на тротуарах

Независимые эксперты согласны с тем, что ситуация действительно стала критической. Даже сам президент обратил на нее внимание, выступая с посланием народу.

«Я вижу очень много самокатов, хаотично несущихся по тротуарам, я вижу свалки самокатов где угодно и парковки чуть ли не в речках. Самокаты сейчас как дикие лошади. Но запрещать современный и удобный городской вид транспорта – это не верно. Я сторонник того, что этих диких лошадей надо приучить ездить где нужно, поставить в стойла и тогда они будут полезны. Я сторонник того, чтобы ситуацию взять под контроль», - убежден председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Для многих стало очевидно, что принятые несколько лет назад правила езды на этом транспорте не работают. Так, на них спокойно разъезжают дети, хотя установлен возрастной ценз – с 18 лет. Причем нередко катаются по несколько человек, а недавно в Алматы зафиксировали рекорд – на видео попали 4 детей на одном самокате. Про шлемы и водительские права все и вовсе позабыли. Причем, как говорят эксперты, некоторые пункты изначально были нерабочими.

«Самокаты – это очень часто разовые, незапланированные поездки и где взять шлем? На оператора это тоже не возложишь, как ему обеспечить сохранность этих шлемов? Во-вторых, общий арендный шлем – это не гигиенично. Здесь много вопросов и эта норма сразу была не рабочей. Ее придумали, а как это сделать? Это значит, что каждый горожанин должен с собой постоянно шлем таскать?

Была тоже норма интересная: скорость на тротуарах должна быть 6 км в час. Я попробовал. Но на этой скорости самокат просто перестал быть устойчивым, на этой скорости он заваливается на бок. По закону физики тяжелый электросамокат не может ехать с такой скоростью. Это тоже странная норма и как ее проконтролировать на частных самокатах? Вот когда принимаются такие бездумные нормы, они и не работают», - считает наш собеседник.

Чтобы остановить «самокатный» хаос, пора взяться за них основательно, уверен он. В первую очередь – грамотно создать свод законов и четко все регламентировать в нем: возраст, права, скорость и прочее.

«Одно из важных условий – возрастной ценз. Я сейчас смотрю на самокатах ездят пацаны, которым лет 10-15 максимум. Носятся очень опасно по тротуарам. Этого нельзя допускать», - подчеркнул Эдоков.

Еще один важный шаг – регистрация и идентификация. Сейчас никто не регистрирует частные самокаты, которые могут разгоняться до 60 километров в час.

«Если такой самокат куда-то въедет, то это будет серьезная травма. Поэтому такие самокаты должны регистрироваться и на него надо получать права. А это уже регистрация, страховка – все как у водителей мотоциклов и автомобилей. И также техосмотр – раз в год. А за техническое состояние кикшеринговых самокатов несет ответственность прокатная компания. Поэтому нужно создать свод правил, законов как для частных, так и для прокатных самокатов, внести это в Административный кодекс, в ПДД», - уверен эксперт.

Давно назрела необходимость внести в Административный кодекс и нормы за наезд на пешехода, причинение вреда здоровью.

«Все, что касается ПДД – если нарушил водитель самоката, он несет ответственность и должен быть обязательно наказан. Это один из ключевых моментов. Иначе получится, что мы нарисуем красивые правила и никого за это не будут наказывать как сейчас», - пояснил Эдуард Эдоков.

Важно также ввести страховку на случай инцидентов. По словам эксперта, кикшеринговым компаниям пора задуматься об этом.

«Должна существовать включенная страховка, то есть с тебя по умолчанию берут какую-то копеечку, и ты застрахован. Это необходимо включать в стоимость проката. Это общемировая практика. Например, ты платишь 100 тенге и из них 20 тенге – это страховая сумма. В случае, если что-то случится, то страховая компания покроет это», - говорит он.

Что касается запрета движения по тротуарам, то здесь не все так однозначно. В том же Алматы очень мало велосипедных дорожек. Следовательно, в случае запрета весь рой самокатчиков «выплеснется» на проезжую часть.

«Если мы выгоним их на проезжую часть, то для самокатчиков это добром не закончится. Поэтому я сторонник аккуратного сбалансированного подхода. Например, если тротуар шириной меньше полутора метров, то по нему ездить нельзя. Если тротуар широкий, то часть этого тротуара можно выделить под велодорожку. Здесь нужно смотреть и развивать дорожную сеть велодорожек. Это не быстро и не дешево, но для жителей юга, когда мы с марта по ноябрь можем использовать самокаты и велосипеды, это может разгружать дорогу», - считает глава Независимого автомобильного союза.

Либо можно использовать что-то из международного опыта. К примеру, в Европе особенно распространен запрет движения по тротуару – где-то нельзя совсем, где-то действует ограничение скорости, а в Финляндии решили запретить езду на самокатах по ночам.

«И еще один момент – парковки. Ты не можешь завершить поездку, бросив самокат там, где тебе хочется. Ты вынужден доехать до парковки и оставить самокат там, где определено для этого место. А не так, как у нас – посреди тротуара, посреди проезжей части, на светофоре, около подъезда», - считает наш собеседник.

В завершение он добавил, что проблему решать нужно не только штрафами и ограничениями. Гораздо эффективнее – формировать культуру безопасного поведения на дорогах с самого детства.

«Обучение правилам дорожного движения нужно начинать в детском саду. Это должен быть полноценный урок ПДД, потому что это то, с чем мы сталкиваемся каждый день, это связано с нашей безопасностью, здоровьем и жизнью», - добавил Эдуард Эдоков.

Безопасность на дорогах – это действительно вопрос комплексный, и решать его нужно не запретами, а системным подходом: от инфраструктуры и регулирования до образования и взаимного уважения. Пока этот баланс не найден, самокатные баталии на улицах казахстанских городов будут продолжаться.

Автор: Дана Мансур