Резкий скачок произошел в 2024 году
В последние годы дороги Казахстана стали еще опаснее: только в прошлом году по всей стране произошло 31 597 ДТП, из них 640 случились по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. Тысячи людей получили травмы, а у кого-то трагедии забрали родных и близких. Ежегодно в стране растет число аварий, погибших и раненых, несмотря на ужесточение наказаний. Алкоголь за рулем по-прежнему остается одной из самых трагичных и трудно искоренимых причин смертей на дорогах. Почему водители продолжают садиться за руль после выпивки и что с этим делать, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Несмотря на постоянные кампании по безопасности и ужесточение наказаний, проблема пьяного вождения остается одной из самых острых. Водители продолжают садиться за руль «под градусом», убеждая себя, что контролируют ситуацию. Но на деле одно неверное движение – и авария. И зачастую жертвами становятся ни в чем не повинные люди – пассажиры, пешеходы, водители других машин.
По данным Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры, в прошлом году количество аварий резко возросло – рост составил 98,9%. По официальной статистике, произошло 31 597 ДТП, в которых погибли 2 579 человек (в том числе 328 детей), ранены – свыше 40 тысяч человек, в числе которых более 10 тысяч несовершеннолетних. Из общего количества аварий 640 произошли из-за водителей, которые были в состоянии опьянения.
Ровно год назад, в 2023 было зафиксировано вдвое меньше ДТП – 15 886. Как объяснили в МВД, такой резкий рост связан с изменением методики ведения статистики: теперь в нее входят все случаи, когда участники аварии обращались за медпомощью, независимого от того, был ли нанесен вред здоровью. Раньше же фиксировались только аварии, где вред здоровью был подтвержден медиками.
За 8 месяцев этого года зарегистрировано уже 22,5 тысячи ДТП, из которых 438 – по вине пьяных водителей. Все эти аварии унесли жизни 1 446 человек, в том числе 209 детей. Свыше 30 тысяч казахстанцев получили различные травмы.
Найти человека, который пьяным садился за руль, оказалось несложно. Наверняка у каждого из нас в окружении есть как минимум один такой водитель. Наш главный герой по понятной причине не захотел называть свое имя, но согласился рассказать свою историю. По его словам, все начиналось вполне культурно – день рождения ребенка друга, застолье, веселье. Но в какой-то момент предложили выпить, и парой рюмок дело не ограничилось.
«Честно говоря, я не собирался пить, но так вышло. Из трезвых сесть вместо меня за руль было кому, но я почему-то не доверил машину и решил сам вести. А в таком состоянии тебе же кажется, что все нормально, ты все контролируешь, о последствиях никто не думает. Я проехал буквально 200 метров, врезался во впереди едущую машину и нас откинуло на обочину. Я вылетел в кювет, машины сильно пострадали, но все остались живы. Начали разбираться и закончилось все это дракой – мне пьяному тогда казалось, что я прав», – рассказал он.
В итоге решение сесть за рулем «под градусом» закончилось для него синяками на лице, арестом на 15 суток, лишением водительских прав на 7 лет и расходами в несколько миллионов тенге на восстановление авто.
«Для меня это стало уроком на всю жизнь», – коротко резюмировал он.
И таких историй – сотни. Благо в этой обошлось без человеческих жертв. Но порой чье-то решение сесть за руль пьяным стоит кому-то жизни.
«Я какое-то время назад делал программу и раз 6 в сутки выезжал на аварии, и я насмотрелся аварий и нарушителей, и видел реальные последствия. Когда человек выпил, ему море по колено, у него теряется координация и снижается оценка действительности – то есть расстояний, скорости и так далее. Плюс включается лихачество, может нарушить, проехать на красный. Отключаются какие-то показатели дисциплины. Поэтому люди позволяют себе больше и последствия от их действий бывают роковые – люди гибнут. Сами выпившие, кстати, реже гибнут. Гибнут люди и в основном их пассажиры. Либо те, в кого они врезаются», – говорит автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем Казахстан» Алексей Алексеев.
Причем, по словам экспертов, водителей от нарушения правил не останавливают даже крупные штрафы, которые с каждым годом только растут. Люди попросту привыкли к ним и приняли их как дополнительные расходы.
«В Казахстане за первый квартал 2025 года зафиксировано 3 240 000 штрафов. Это на 40% больше, чем за тот же период 2023 года. Общая наложенная сумма штрафов – 62 миллиарда тенге. Это просто огромная сумма. Цифры пугающие. Я это к тому, что людей штрафы не останавливают. Они продолжают нарушать и не боятся штрафов. А они ведь у нас большие, но, похоже, мы к ним привыкли», – констатирует он.
Не боятся водители и более жестких наказаний. А ведь в Казахстане к пьяным за рулем применяют одни из самых суровых мер.
«Согласно статье 608 КОАП РК, управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения влечет административный арест на 15 суток и лишение права управления автомобилем сроком на семь лет. Последствия совершения ДТП в нетрезвом состоянии также предусмотрены этой статьей. К примеру, если нетрезвое вождение повлекло причинение потерпевшему вреда здоровью или повреждение автомобилей, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, то это влечет арест на 15 суток и лишение прав на 7 лет.
Если в случае ДТП умирает человек по вине водителя, то примирение сторон по таким делам не предусмотрено, так статья 68 Уголовного кодекса прямо запрещает освобождение от ответственности в связи с примирением сторон, если преступление связано с причинением смерти», – подчеркнул юрист Максим Мостович.
Вместе с тем, как пояснил наш собеседник, в Уголовном кодексе есть отдельная норма, предусматривающая конкретные наказания – это статья 345-1.
«Так, причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до 1000 МРП (3,9 млн тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 400 часов, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на десять лет. Если причинен тяжкий вред здоровью, то штраф уже – до 3000 МРП (11,8 млн тенге), общественные работы – до 1200 часов, ограничение свободы или лишение свободы на срок до 3 лет», – объяснил юрист.
Если же деяние по неосторожности повлекло смерть человека, то по УК виновного могут отправить за решетку на 7 лет. Если погибли два и более человека, то срок уже от 7 до 10 лет.
Когда-то в Казахстане делали ставку на профилактику: уроки ПДД в школах, юные инспекторы, работающая дорожная полиция. Сегодня от всего этого остались только воспоминания. Вместо воспитания – камеры и штрафы, говорят эксперты.
«У нас упразднили дорожную полицию. А в ней был отдел профилактики нарушений правил дорожного движения. У нас были юные инспекторы дорожного движения, в школах были полигоны, где дети могли учиться правилам. А сейчас мы упразднили специальный орган, который занимался организацией дорожного движения, профилактикой. У нас вообще слова профилактика даже нет в устах полицейских. Сейчас у нас патрульная полиция занимается всем – и грабежами, и происшествиями, и ПДД. Если человек что-то сделал при них – они увидели и поймали. У нас сейчас все переложили на камеры, а камеры пьяных вообще не ловят», – считает Алексей Алексеев.
По его словам, в страну надо вернуть дорожную полицию. Остановить пьяное вождение поможет также неотвратимость наказания и просвещение.
«Я давно говорю о том, что нам нужна реформа в обучении вождению. У нас система не менялась с советских времен. Прошло 30 лет с развала союза, а система осталась та же: билеты, зазубренные ответы. И билеты не представляют собой смарт-обучение. Сейчас людей можно обучать на реальных примерах, с какими они могут столкнуться на дороге. В том числе я бы для всех курсов водителей ввел отдельный курс – от чего бывают аварии и их последствия. Нужно показывать машины искореженные, показывать примеры.
Также можно начать со школы. Когда мы начнем детей учить тому, что нельзя нарушать, то спустя 20 лет они заменят поколение, которое нарушает. И если этим серьезно заняться, то можно вывести наших водителей на нормальную дисциплину», – уверен Алексеев.
Эксперт также считает, что наказание в отношении пьяных водителей в Казахстане слишком жестокое. Когда наказание слишком суровое, нарушители перестают его бояться и просто игнорируют.
«Лишение прав на 7 лет. Когда палку перегнешь, то люди уже не боятся. Там они уже просто рукой махнули, семь лет – один ответ. На мой взгляд, можно лишать на год-два и это все равно будет сильным наказанием. А когда лишают его на семь лет, а он вынужден ездить, то он все равно садится за руль. А вот штраф должен быть хороший, серьезный. Либо за пьянку за рулем надо сажать на полгода в тюрьму», – предлагает автоэксперт.
Юрист Максим Мостович тоже считает, что наказание за нетрезвое вождение нужно смягчить.
«Я считаю, что в наших реалиях, когда люди вынуждены, к примеру, таксовать или работать в грузоперевозках, то наказание – 7 лет лишения прав, плюс 15 суток ареста – это чрезмерно. В большинстве стран мира первое такое нарушение, в случае отсутствия каких-либо неблагоприятных последствий, влечет штраф при легкой степени опьянения, а в случае управления в более тяжелых степенях опьянения, лишение прав до 2 лет», – убежден Максим Мостович.
Каким бы не было наказание, пьяное вождение – это не про нарушение правил. Это про выбор между жизнью и трагедией. Каждый, кто садится за руль после алкоголя, думает, что пронесет, что не попадется. Но дорога не прощает самоуверенности. За одной рюмкой может стоять чья-то жизнь, а за одним решением – чья-то смерть. И никакие камеры, штрафы и сроки не заменят самого главного – внутренней ответственности. Пока каждый не начнет осознавать это лично, статистика смертности на дорогах будет расти.
Автор: Дана Мансур