Лоукостер, который так и не стал дешёвым: почему бюджетные авиаперелеты в Казахстане остались мечтой
Обещали билеты по 10 тысяч тенге, но платим по-прежнему дорого. Что пошло не так с рынком лоукостеров?

Когда в 2019 году в Казахстане появился первый лоукостер – компания FlyArystan, многие ждали снижения цен на авиаперелёты. Обещали бюджетные рейсы, массовые перевозки и возможность летать даже тем, кто раньше мог себе это позволить только раз в несколько лет.
Прошло уже более пяти лет. Но билеты по-прежнему стоят от 40 тысяч до 90 тысяч тенге на внутренних направлениях. В Турции или Европе аналогичные перелёты обходятся в 10-20 долларов, а у казахстанского лоукостера – в 40-50 долларов и выше.
Почему лоукост-модель в Казахстане не сработала? Почему билеты не стали доступными и что мешает этому? Подробнее об этом читайте в материале Azattyq Rýhy.
«FlyArystan – лоукостер, нарушающий стандарты» - депутат
FlyArystan, дочерняя компания Air Astana, которая позиционирует себя как лоукостер. Перевозчик предлагает базовый тариф без дополнительных услуг по принципу «плати только за то, чем пользуешься», как и предполагается в моделях low-cost. Однако критика растёт.
«Доплату за багаж первой ввела компания FlyArystan. На самом деле, это обман. Должно быть право выбора. Например, в Кызылорду из Астаны нет (авиарейсов – AR) Air Astana, только летает FlyArystan. А билеты стоят 40-50 тысяч тенге, еще и платный багаж. По сути мы платим двойную-тройную цену. За рубежом билеты лоукостера стоят 10-20 евро, то есть дешевый перевозчик. У нас почти 100 долларов стоит, еще заставляют платить за якобы перевес. Это нарушение многих стандартов», – прокомментировал депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Мурат Абенов в беседе с Azattyq Rýhy.
По его словам, значительная часть FlyArystan принадлежит государству, и компания пользуется своим положением.
«Компания, которая чаще всего обманывает потребителей, пользуется ситуацией. Это почти монопольная компания, которая навязывает свои услуги. Я сам лично против этого», – подчеркнул депутат.
Цены на авиабилеты формируются по рыночному принципу, утверждают в FlyArystan.
«Формирование стоимости билета основано в основном на рыночном механизме и принципах динамического ценообразования. Это означает, что цена билета зависит от множества факторов: оперативных расходов, времени до вылета, уровня спроса, загрузки рейса, сезонности, дня недели, а также конкурентной ситуации на маршруте», – говорится в ответе авиакомпании на запрос агентства.
Но как объяснить тот факт, что даже на непопулярных направлениях цены резко растут ближе к дате вылета.
«Это происходит из-за принципов динамического ценообразования, которое применяется в авиационной отрасли по всему миру, особенно в лоукост-модели. Система тарифов устроена так, что самые низкие цены доступны на раннем этапе продаж. По мере приближения даты вылета и увеличения загрузки рейса, автоматические алгоритмы поднимают цену», – пояснили в FlyArystan.
Какие факторы влияют на цену
30% себестоимости авиабилета – это расходы на топливо, сообщили в Комитете гражданской авиации (КГА) в ответ на запрос Azattyq Rýhy.
«С 2011 года стоимость авиатоплива в Казахстане не регулируется, его стоимость определяется ресурсодержателями нефтепродуктов. Производственные мощности отечественных НПЗ не могут удовлетворить растущую потребность в авиатопливе», – говорится в сообщении ведомства.
Для справки:
- в 2024 году в Казахстане произвели 681 тыс. тонн авиатоплива, а потребили – 866 тыс. тонн.
- в первом квартале 2025 года произвели 172 тыс. тонн, потребили – 235 тыс. тонн.
Дефицит авиакеросина покрывается за счёт импорта, в основном из России. Это делает авиацию зависимой от внешних поставок и курса валют.
В КГА также отмечают, что 80% расходов авиакомпаний производятся в иностранной валюте (лизинг, запчасти, воздушные суда), а 80% доходов – в тенге. Это вынуждает компании корректировать цены.
Инфраструктура и рынок: что мешает конкуренции?
В авиакомпании FlyArystan придерживаются позиции, что на рынке Казахстана есть конкуренция.
«Говорить об отсутствии конкуренции было бы некорректно. Авиарынок Казахстана достаточно конкурентный, особенно на популярных маршрутах, где работают сразу несколько авиакомпаний», – отметили они.
Хотя депутат Мурат Абенов обращает внимание на то, что на многих направлениях FlyArystan остаётся единственным перевозчиком, например, из Астаны в Кызылорду летает только эта авиакомпания. И это создаёт монопольную ситуацию.
«Из Астаны в Кызылорду Air Astana не летает– только Fly Arystan. То есть у меня нет выбора и билеты стоят так же, как у дорогой авиакомпании. Потому что, когда нет выбора, ты вынужден покупать дорого. В этом отношении это обман, это не лоукостер, это такая же авиакомпания просто», – заявил мажилисмен.
Он предлагает, к примеру, разделить Air Astana и FlyArystan, чтобы убрать конфликт интересов.
«Надо разделить авиакомпании – лоукостер FlyArystan выделить отдельно, вывести в рынок. Air Astana – так, она монопольная компания», – поделился он.
По его словам, позиции лоббистов сильнее. И группа депутатов Мажилиса работает над пакетом поправок и дополнений в Закон «О защите прав потребителей», чтобы исключить несправедливость.
Можно ли сделать билеты дешевле?
FlyArystan утверждает, что дешёвые билеты уже есть.
«На сегодняшний день минимальный промо тариф авиакомпании стартует от 6 000 тенге. В рамках распродаж билеты по этой цене также доступны на внутренние рейсы. Мы стремимся максимально оптимизировать расходы и предлагать конкурентные тарифы. Это ограниченное число мест на каждом рейсе, которые раскупаются в первую очередь», – говорится в ответе авиакомпании.
Компания добавляет, что 37% пассажиров в первые пять лет работы летали по тарифу не выше 15 000 тенге, а в 2024 году каждый пятый пассажир летел за 15 000 тенге или ниже.
Однако Мурат Абенов утверждает, что у лоукостера билеты стоят 50 тысяч тенге.
FlyArystan объясняет этоо тем, что цена зависит от времени бронирования.
«Чтобы приобрести билет по действительно низкой цене, нужно бронировать заранее. Наша цель – сохранить баланс между доступностью тарифа и устойчивостью бизнеса. Мы не можем предлагать одинаково низкие цены на все места в самолете, но предоставляем возможность летать выгодно тем, кто планирует свои поездки заранее», – заверили в авиакомпании.
Почему в Казахстане не работает модель ultra-low-cost?
FlyArystan признаёт, что реализовать модель ultra-low-cost (билеты от 10-20 долларов) в Казахстане сложно.
«Казахстан – страна с большими расстояниями между городами. При этом, по сравнению с более густонаселенными регионами, количество пассажиров остается относительно небольшим. Кроме того, существуют неизбежные расходы на обслуживание самолетов и другие операционные затраты. Все это в совокупности влияет на стоимость авиабилетов», – пояснили в пресс-службе авиаперевозчика.
На некоторых направлениях билеты уже ниже 20 долларов, при этом утверждают в акимкомпании.
«На момент ответа на данный запрос, если рассмотреть октябрь 2025 года и одни из самых популярных внутренних направлений нашей маршрутной сети: билеты по маршруту Алматы – Астана практически ежедневно доступны по цене от 13 000 тенге (примерно 25 долларов по текущему курсу), а по маршруту Алматы – Шымкент – от 11 000 тенге (около 21 доллара)», – сообщил авиаперевозчик.
Что мешает развитию лоукост-рынка?
Комитет гражданской авиации отмечает, что в законодательстве нет чёткого определения «лоукостера».
«В законодательстве Казахстана понятие и критерии «лоукостер» прямо не определены. Статус лоукостера определяется бизнес-моделью авиакомпании. Также нет специальных требований к прозрачности тарифов. В настоящее время специальных требований к авиакомпаниям, позиционирующим себя как лоукостеры, в части прозрачности тарифов и доплат в законодательстве Казахстана не предусмотрено», – отметили в ведомстве.
Вместе с тем, авиакомпании получают государственную поддержку через программу субсидирования социально значимых маршрутов. По данным КГА, в 2025 году субсидируются 24 авиамаршрута на общую сумму 6,4 миллиарда тенге.
Появление компании FlyArystan, как лоукостера, стало важным шагом в развитии казахстанской авиации. Но лоукост-модель в Казахстане не оправдала ожиданий: билеты не стали такими дешёвыми, как в других странах; конкуренция ограничена; инфраструктура не готова.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
- привлечь иностранных лоукостеров для увеличения конкуренции,
- снизить аэропортовые сборы,
- обеспечить прозрачность тарифов,
- развивать вторичные аэропорты.
Пока же мечты о доступных авиабилетах разбиваются о суровую реальность.