«Заказы уходят в Россию и Узбекистан»: как авиационный завод простаивает под Астаной

Автор: Мазуренко Яна

Сегодня уникальное предприятие простаивает, оборудованные самолеты не летают, а государство продолжает переплачивать за те же услуги за границей

Фото: Azattyq Ryhy

С 1 июля депутаты Мажилиса начали активную работу в регионах и выезды на стратегические объекты. Один из первых визитов состоялся на авиационное предприятие Астаны, куда прибыла группа депутатов Мажилиса, членов фракции партии «AMANAT». Парламентарии провели встречу с коллективом, ознакомились с производственными мощностями и лично выслушали специалистов, поскольку сегодня предприятие стратегического значения находится в тяжелом положении: более 85% сотрудников в простое, зарплаты не платятся, счета арестованы, а производство под угрозой. По каким причинам Казахстан рискует навсегда потерять уникальное оборонно-промышленное предприятие, узнавал корреспондент Azattyq Ryhy.

«Завод простаивает, а техника уходит в Ташкент и Россию»

ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» – единственный в стране авиационно-технический центр, с февраля 2024 года находится в глубоком кризисе. Большую часть персонала сейчас в простое, они не могут получить свои зарплаты, предприятие теряет специалистов. Счета и имущество в аресте, а производство заморожено. Все шесть самолетов в ангарах, стоят без движения на протяжении пяти лет.

Главную проблему озвучил генеральный директор ТОО Кайрат Жауханов.

«Проблема нашего предприятия – в тяжелых финансовых затруднениях. Бывший менеджмент допустил серьезные ошибки в ведении финансовой деятельности. В результате – многомиллионные долги по налогам и блокировка всех счетов», – сообщил Кайрат Жауханов.

Ситуация усугубляется тем, что вот уже полтора года против прежнего руководства ведутся следственные действия со стороны антикоррупционной службы. Из-за этого деятельность предприятия фактически остановлена.

«Завод парализован. Мы не работаем, простаиваем. А ведь это предприятие должно обслуживать авиацию, которая обеспечивает обороноспособность страны», – подчеркнул Кайрат Жауханов.

Сегодня на территории завода простаивают шесть боевых и транспортных самолетов – четыре Су-25 и два военно-транспортных борта. Именно эти машины должны защищать южные границы Казахстана, но находятся в разборе и ждут обслуживания.

«Разобранный Су-25 – это охранник наших горных южных границ. Пока техника простаивает, мы теряем и безопасность, и рабочие места, и престиж страны», – отметил директор.

По словам Кайрата Жауханова, раньше на предприятии работало 270 человек, из них 110 – технический персонал. Сейчас остались лишь 60 сотрудников, а на завод ежедневно выходит лишь 30 – в основном охрана.

Из-за простоя завода заказы уходят в Россию и Узбекистан. Военная и гражданская техника Казахстана отправляется туда на обслуживание, хотя всё это можно было бы делать на месте – быстрее и дешевле.

«Военно-транспортные самолеты стоят в ангарах. Они не могут пройти техобслуживание, хотя обязаны это делать по регламенту. И это при том, что другого подобного предприятия в стране нет», – заявили парламентарии.

Ситуация усугубляется тем, что предыдущие акционеры исчезли вместе с деньгами, полученными по госконтракту. Сейчас по этому факту ведется расследование, а сотрудники и оборудование простаивают.

«Обслуживание за границей стоит в 2,5 раза дороже. Плюс туда уходят наши секреты, деньги, техника. Это не государственный подход. Это бардак. Мы должны это исправить», – заявили представители депутатского корпуса.

Выслушав проблему, депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Павел Казанцев отметил, что государство сегодня продолжает тратить миллионы на контракты с иностранными компаниями, хотя в Казахстане есть и техника, и пилоты, и предприятия, способные выполнять нужные задачи.

«Глава государства четко говорил: нужно усиливать производственные мощности, развивать малую авиацию, поддерживать отечественные предприятия. Здесь есть все, чтобы выполнять эти задачи. Но сегодня завод не работает не потому, что не умеет, а потому, что его поставили в тупик. Отсутствие заказов, аресты, споры за землю, долги, которые не дали закрыть вовремя – это не экономика, это отсутствие элементарной организованности. Мы не позволим, чтобы предприятие, которое способно поднимать в небо казахстанскую технику и укреплять обороноспособность нашей страны, исчезло из-за ведомственных недоработок. Мы уже поднимали эту проблему в Парламенте, и теперь будем добиваться четких решений – с обязательствами и сроками», – высказался депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Павел Казанцев.

Самолет способен спасать, но стоит без дела

В ходе визита обсуждалась и другая часть авиационного сектора – санитарная авиация. Выяснилось, что несмотря на наличие в стране бортов и пилотов, Минздрав не может наладить механизм контрактов и тарифов, чтобы быстро реагировать на экстренные случаи.

Самолет, полностью оборудованный для международной медицинской эвакуации, стоит на земле. Хотя его технические характеристики и возможности позволяют не только спасать жизни, но и экономить средства бюджета.

Как рассказал командир воздушного судна Боинг 767/757 Ербол Оспанов, речь идет о борте типа CRG-200, который уже выполнял важнейшие рейсы по вывозу казахстанцев в критическом состоянии из-за рубежа: из Нюрнберга, Сеула и совсем недавно – из Шарм-эш-Шейха.

«На борту одновременно можно перевозить до шести лежачих больных. Сейчас он сконфигурирован на двух пациентов плюс 32 пассажира. Это полноценный реанимационный модуль в небе – с (аппаратом – AR) ИВЛ, электрокардиографами, кислородной системой, всем необходимым для поддержания жизни. Все, кого мы вывозили – были в коме», - сообщил Ербол Оспанов.

Этот самолет не просто медицински оснащен – он летает на высотах выше 7 км, что особенно важно для стабильности тяжелобольных. При этом скорость – до 900 километров в час, что позволяет оперативно доставлять пациента в клинику.

«Мы делали презентацию министру здравоохранения в феврале. Было сказано: с марта запускаем контракты. Сейчас - июль, а контракт мы так и не получили. Борт стоит, врачи не летают, а инвестиции огромные лежат мертвым грузом. Официальная причина – неопределенность с тарификацией летного часа. Но за этим формулировками скрываются реальные человеческие жизни, которые могли бы быть спасены быстрее и эффективнее. Это не просто технический вопрос. Это прямая обязанность государства – обеспечить своих граждан возможностью вернуться домой и получить медицинскую помощь», – заверил командир воздушного судна.

По его словам, сегодня, не имея собственного механизма оперативной контрактной эвакуации, Казахстан вынужден обращаться к зарубежным операторам. При этом летный час обходится бюджету не в два, а в 3-4 миллиона тенге, что значительно выше себестоимости внутренней службы.

И это в условиях, когда вся инфраструктура уже создана, самолет полностью укомплектован, бригада врачей подготовлена, успешные кейсы эвакуации уже есть, но государство не может запустить механизм контрактов, считает спикер.

Однако представитель Министерства здравоохраненния на встрече с депутатами заявила, что несмотря на отсутствие утвержденного тарифа, эвакуация казахстанцев из-за рубежа не приостанавливалась.

«Сейчас этот вопрос находится в Министерстве финансов. Мы направили письмо, и по процедуре ждем рассмотрения на бюджетной комиссии. Мы понимаем, что нужно быстрее. Поэтому мы передадим вам все материалы и будем благодарны за поддержку», – заявила представитель ведомства.

По итогам выездного совещания парламентарии пообещали вынести вопросы на парламентские и правительственные площадки. Задача – навести порядок, мобилизовать внутренние ресурсы и прекратить нерациональное расходование бюджета.

«У нас все есть: техника, люди, предприятия. Нужно только принять государственное решение и начать действовать», - подчеркнул депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Марат Башимов.

Развитие авиационной логистики, поддержка отечественных производителей, обеспечение технологического суверенитета – это стратегические цели, закреплённые в предвыборной программе партии «AMANAT». И сегодня, когда речь идет не о планах, а о реальной угрозе, партия действует. Парламентарии работают над поиском источников финансирования, обсуждают механизм государственных заказов и защиты производственной базы. Данная проблема станет поводом для депутатских запросов, а также проведения тематических обсуждений на площадке партии «AMANAT» с привлечением всех заинтересованных сторон, заявили депутаты.