Несмотря на популярность процедуры, в ЭКО-клиниках все равно наблюдается дефицит доноров
Современные технологии дают мужчинам возможность стать отцом без обязательств – моральных и финансовых. За это, напротив, даже дают денежное поощрение. Речь идет о донорстве спермы. Чем больше биоматериала, тем больше оплата. Однако стать донором может далеко не каждый мужчина – желающие проходят жесткий отбор. Каким же требованиям они должны соответствовать, сколько им платят, можно ли построить на этом бизнес и главное – сколько детей может родиться от одного донора, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
Донорство биоматериала в Казахстане достаточно популярно, потому что на этот «товар» высок спрос. Ведь каждая шестая пара в стране сталкивается с проблемой бесплодия.
«Чаще всего донорскую сперму используют пары по мужскому фактору, когда мы все сделали, но не можем получить сперматозоиды даже оперативным путем. Все, приговор и используется донорская сперма», - говорит уролог-андролог Института репродуктивной медицины Роман Безруков.
Среди мужчин, желающих помочь таким семьям и поделиться своим биоматериалом много, однако не каждый может стать донором.
«Желающих достаточно. Другое дело, что у нас отбор довольно жесткий и из 10 обратившихся берем только 1-2 человека, то есть это 10-20%. И поэтому дефицит доноров у нас всегда присутствует», - продолжил он.
Врачи очень тщательно проводят отбор. В первую очередь важен возраст – это должен быть мужчина от 18 до 35 лет. Далее оценивают состояние здоровья.
«Раньше были приказы, что донор должен иметь детей, состоять в браке. Но сейчас таких приказов нет, даже при отсутствии детей он может быть донором. Но сейчас добавили генетическое обследование. Соответственно, психически и соматически здоровый человек должен быть», - пояснил врач.
Прежде чем сдать биоматериал мужчина проходит обследование. Самое важное из анализов – это спермограмма. Важно, чтобы все показатели здесь были в норме. Далее начинается проверка здоровья.
«Донор сдает много анализов – это прежде всего ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С, половые инфекции, мазок. Мы все это берем, получаем заключение терапевта о состоянии общего соматического здоровья, справки с психоневрологического диспансера об отсутствии состояния на учете. Также мы проводим проверку спермы на криотолерантность, то есть переносит она заморозку или нет», - перечислил Роман Безруков.
Этот анализ очень важен, поскольку клиники не используют свежий биоматериал. Сперма обязательно проходит карантин.
«Мы замораживаем сперму, она находится на карантине минимум 6 месяцев. И только через полгода мы можем использовать данную сперму. Донор опять сдает анализы на сифилис, ВИЧ, гепатит и все по списку. И если все чисто – прошел карантин, то мы можем использовать такую сперму», - пояснил уролог-андролог.
Для многих казахстанских мужчин эта процедура могла бы стать средством заработка. Однако на деле, как оказалось, бизнес на сдаче спермы не построишь. Во-первых, потому что гонорар не столь внушительный.
«Оплата проходит по факту: сдал сперму – получил деньги. Одна порция спермы стоит 40 тысяч тенге, с этой суммы вычитается налог в 10%, в итоге за одну порцию спермы донор получает 36 тысяч тенге», - отметил Роман Безруков.
От одного донора могут заморозить от 30 до 40 порций спермы, говорит врач. Однако ежедневно сдавать свой биоматериал не получится.
«Это не производится одномоментно. То есть донор может раз в неделю, раз в 10 дней сдавать материал. Также должна быть полноценная половая жизнь в промежутках, а не постоянная сдача спермы», - объяснил уролог-андролог.
Поэтому донорство может стать, скорее, дополнительным заработком. Даже если сдавать материал каждую неделю, то максимум мужчина может получить 144 тысячи тенге.
Вдобавок донорство в нашей стране ограничено количеством рожденных детей. По приказу Министерства здравоохранения, от одного мужчины, сдавшего биоматериал, может родиться не более 10 малышей. Однако у ЭКО-клиник в стране нет единой базы, поэтому доноры вполне могут сдавать материал в нескольких медучреждениях.
«Мы мечтаем объединить все клиники, чтобы был общий учет доноров спермы. Но пока этого нет. Пока что наши юристы при договоре с донором подписывают с ним бумагу, что он больше не имеет права быть донором в других клиниках РК. Надеемся только на совесть. Но какой-то ответственности тяжелой этот документ не имеет. Ну, а в своей клинике мы легко это контролируем», - подчеркнул Роман Безруков.
Существует расхожее мнение о том, что доноров выбирают в каталоге с фотографиями и чуть ли не всей биографией. Но на деле все обстоит иначе. Так, по рекомендации Минздрава донорство спермы в нашей стране абсолютно анонимное. Поэтому покупатели могут выбрать человека, на которого будет похож их будущий малыш, лишь по описанию.
«Дается очень подробное описание донора: год рождения, цвет волос, вес, цвет глаз, национальность, жуз, образование, специализация, работа, все там указано. А еще есть банк спермы в Дании, и они начали просить у доноров, кто согласится, детские фотографии. Мы тоже к этому прибегаем. Примерно 60% доноров приносят нам детские фотографии», - рассказал уролог-андролог ИРМ Роман Безруков.
Мало кто из покупателей выбирает доноров по каким-то особенностям вроде кучерявых волос или светлого оттенка кожи. В основном все стремятся найти похожего на папу.
«99% просто подбирают донора по описанию, чтобы были похожи на папу. В особенности всех очень интересует цвет волос. Также сейчас довольно-таки популярная тема – это одинокие женщины, не вступившие в брак. Они выбирают по каким-то особенностям, уникальности – вроде кучерявости. Им же не принципиально на кого будет похож ребенок», - пояснил наш собеседник.
Мотивы у мужчин, которые целенаправленно идут на этот шаг, могут быть разными, утверждает психолог. И один из них – это альтруизм и желание помочь.
«Некоторые мужчины, на мой взгляд, искренне хотят помочь бесплодным парам или одиноким женщинам завести ребенка. И в связи с этим делают такой специфический вклад. Еще одной причиной я бы назвала любопытство и самоутверждение. Любопытство с точки зрения поисследовать себя, свои возможности в этом смысле и самоутверждение – это как способ почувствовать свою значимость, осознание того, что гены будут переданы дальше, поскольку это одна из потребностей человека размножаться. И вот такой способ мужчины могут выбирать», - считает психолог Анастасия Стеблянко.
Яркий пример самоутверждения через донорство спермы – это миллионер и предприниматель Павел Дуров, заявивший о том, что стал отцом 100 детей. В таких случаях, говорит психолог, мужчины воспринимают сдачу биоматериала как подтверждение своей генетической, физической, репродуктивной состоятельности, что может быть для него предметом гордости.
«Если говорить про Павла Дурова, то он рассматривает это как способ распространения своих «качественных генов». На мой взгляд, он самоутверждается в этом случае, ценит какие-то свои собственные качества, в каком-то смысле это нарциссизм. И я не исключаю, что он видит в этом свой вклад в будущее и считает, что его гены очень ценные», - убеждена Анастасия Стеблянко.
Некоторые действительно воспринимают это как доступный и легкий способ внести какой-то вклад. Ведь в отличие, к примеру, от донорства органов или крови, этот процесс не требует жертв и не вызывает серьезных последствий для организма.
Финансовую сторону эксперт тоже не стала отметать в сторону. Ведь даже небольшая сумма денег для кого-то может быть важной в какой-то ситуации, а может и в целом как часть дохода. Как рассказывает врач, в основном доноры решаются на этот шаг действительно из-за денег. По его словам, альтруисты, которые желают иметь как можно большее потомство на Земле, действительно встречаются чрезвычайно редко.
«Сейчас в основном доноры – это молодые люди, которые немножечко финансово хотят получить какой-то достаток. Финансовая причина на первом месте», - констатирует уролог-андролог Роман Безруков.
Еще один аргумент «за»: донорство позволяет мужчине почувствовать себя генетическим отцом, но без эмоциональной и финансовой ответственности.
«Думаю, что это может быть особенно привлекательно для тех, кто по разным причинам не хочет заводить семью, но хочет оставить след в истории и след среди людей в каком-то смысле», - считает психолог.
Мужчинам легче решиться на это, потому как они реже испытывают сильную привязанность к детям. Как говорит наша собеседница, мужчинам нужны время и контакт с ребенком, чтобы эта привязанность сформировалась. Женщины же воспринимают эту тему более эмоционально. В качестве примера психолог поделилась случаем из практики: женщина в 23 года была донором яйцеклеток, чтобы заработать. Она совершила несколько таких процедур, потому что остро нуждалась в деньгах.
«После того как она поправила свое финансовое положение и уже забыла про это, вышла благополучно замуж и встал вопрос о рождении детей, ее стал беспокоить вопрос, что она сейчас родит ребенка, а где-то по этому же городу ходят ее дети. И что будет, если эти дети встретятся и создадут семью и тогда у них родятся уроды. Она приходила ко мне на прием с этой болью, с этим переживанием, с тревогой и мы довольно много работали на эту тему, потому что она боялась беременеть», - рассказывает психолог.
Поэтому мужчинам проще воспринимать донорство как продолжение рода без личного участия, потому что они менее эмоционально привязаны, а женщинами это может быть воспринято как потенциальная утрата.
Однако какие бы помыслы и цели не были у доноров, каждый из них выполняет важную и нужную миссию: помогает родиться новой жизни в любящей семье.
Автор: Дана Мансур