Юбки раздора: нужно ли регулировать внешний вид казахстанских школьниц?
Учениц предлагают одеть в юбки ниже колен и одежду с закрытым декольте
Нынешний учебный год начался для казахстанских школьниц тревожно. Не так давно в Сети запустили петицию с предложением взяться за их одежду. Ее авторы считают, что дети не должны путать учебное заведение с подиумом, а также апеллируют чувствами верующих – мол, в хиджабах за школьную парту нельзя, а в мини-юбке можно. Потому они предлагают регулировать длину юбок и зону декольте. Однако чем может обернуться попытка сделать школьниц скромнее, можно ли вообще таким образом оградить девочек от «порочного», не станут ли эти жесткие рамки нарушением прав на самовыражение и ожидать ли дальнейших ограничений в цвете волос, лака и макияже? В деталях школьного дресс-кода разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Кто диктует правила дресс-кода?
И без петиции в отношении школьниц действует довольно много ограничений. Наверняка многие помнят, как им запрещали носить на уроки облегающие брюки, иначе их еще называли «сигаретки». Школьное руководство считало подобную одежду слишком вызывающей. А особенно сильно девочкам доставалось за яркие волосы и эксперименты с косметикой. Нынешнее поколение, думается, тоже посещает школу с определенными ограничениями. Вот только помогают ли эти запреты сосредоточиться на учебе? Действительно ли идея регулировать длину юбок – благая? Или все же речь идет об ущемлении прав девочек?
Именно из-за того, что на одной чаше весов – нравственность, а на другой – права человека, нынче компетенцию по определению школьной одежды отдали самим школам. Учителя вместе с родителями решают, какой длины должна быть юбка, какого цвета и фасона.
«Изначально в школах Казахстана уже есть стандарты одежды, которые нужно соблюдать. Нужно понимать, что если мы хотим детей воспитывать, давать им образование, то стандарты формы обязательно должны быть. И они действуют не только в Казахстане, а по всему миру, потому что школа – это учебное заведение, поэтому должен быть светский подход к этому», – утверждает председатель Республиканского общественного объединения «Союз отцов» Максутбек Айтмаганбет.
Стандарты в школах действительно есть. В первую очередь стоит отметить требования от Министерства просвещения, где подчеркивают, что одежда учеников должна соответствовать светскому характеру, без элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность. А вот другие нюансы вроде длины юбок и брюк регулируют уже сами школы через попечительские советы и родительские комитеты.
Ныне депутат Мажилиса, а в прошлом – учитель и директор Наталья Дементьева поделилась своим опытом в этом плане. По ее словам, в лицее под ее руководством всегда действовали внутренние правила, утвержденные отнюдь не министерством или законодательством, а самим учебным заведением.
«Правила регламентировали юбки, длина которых должна быть достаточно целомудренной, обязательно должна покрывать коленку – это будет правильно. Если юбка выше колена – это уже будет мини, а мини недопустимо. Мы также разъясняли родителям о том, что недопустимо для девочки декольте, особенно для девочек пубертатного периода, когда они расцветают, когда у них происходит половое созревание, это наводит мальчиков на определенные, не совсем правильные мысли. И чтобы избежать неправильного трактования, мы все это регламентировали во внутреннем уставе нашего лицея, где все это описывали вплоть до того, что вывешивали фотографии детей в школьной форме нашего лицея для образца.
Дети абсолютно нормально все воспринимали. И родители тоже – мы с ними предварительно обговаривали этот вопрос на родительских собраниях и никакого возмущения не было. Все зависит от того, как администрация это преподнесет. Людям надо разъяснять, ведь когда мы не разъясняем, то получаем резонанс и шквал недовольства. Я считаю, что школа должна сама регулировать этот вопрос в виде устава и правильно преподносить», – подчеркнула депутат Мажилиса Наталья Дементьева.
В уставе школы, стоит отметить, были прописаны не только детали школьной формы. Помимо этого в правилах расписали, каким должен быть макияж, цвет волос, и даже отсутствие накладных ногтей.
«В школе не допускался яркий макияж. Это не значит, что нельзя красить ресницы и губы. Естественно, девочки-старшеклассницы подкрашивали и губки, и реснички, но все это было очень сдержанно, очень скромно. Мы разъясняли абсолютно все, и никто у нас с ярким макияжем не ходил. Никто у меня в красный цвет ногти и волосы не красил. Но абсолютно все самовыражались – они пели и танцевали, и были достаточно яркими и красивыми в своем возрасте», – отметила мажилисвумен.
Что важнее – благонравная идея или ограничение прав на самовыражение?
С одной стороны можно понять благонравные идеи школьных советов: сторонники жестких рамок считают, что строгий дресс-код позволит школьникам сосредоточиться на учебе, не отвлекаясь на внешнюю мишуру.
«Это нужно для того, чтобы девочки друг от друга не выделялись, чтобы все они были идентичны и самовыражались ни в коем случае не одеждой, а своим багажом знаний, которые они получают. Это будет способствовать тому, что девочки не будут друг друга оценивать по форме, не будут акцентировать и отвлекаться на то, у кого какая одежда и кто в чем сегодня пришел, у кого какой макияж, у кого какого цвета ногти. Не это должно быть главным для ребенка, который пришел получать знания. А что касается скромного одевания в плане того, что коленки должны быть закрыты. Это абсолютно нормально и никакого ущемления школьниц я здесь не вижу», – убеждена Наталья Дементьева.
Однако не является ли подобная унификация ограничением на самовыражение? Проявление себя ведь возможно и через внешнюю атрибутику. В случае, если в стране начнут регулировать длину юбок, не факт, что ограничатся в будущем только этим. Вполне возможно, что последуют запреты на ту же косметику и крашеные волосы, хотя делать этого совершенно нельзя, считает глава Союза отцов.
«Нужно понимать, что ребенок – это личность. Им нужно высказываться. Есть люди, которые не могут высказаться, но хотят показать это своей одеждой, возможно, прической. Поэтому, я думаю, ничего плохого нет в том, что человек красит волосы или делает макияж. Особенно подростки. Когда у них переходный период, у кого-то прыщи появляются, а кому-то прическа не нравится, поэтому в этом нельзя их ограничивать. Мы должны думать именно о комфорте ребенка, о его внутреннем психическом состоянии.
Ведь ребенок не будет что-то делать просто так. Значит, у него есть какое-то внутреннее состояние: возможно, это будущий художник, режиссер или актриса. Нужно понимать, что у этого человека есть внутренний мир, свое состояние. Здесь уже родители должны своим детям говорить, что можно и что нельзя. А законами регулировать все это мы не сможем. Поэтому я считаю, что надо больше заниматься воспитанием, а не ограничивать законодательными мерами», – считает председатель Союза отцов Максутбек Айтмаганбет.
По его словам, необходимости в школьной форме нынче и вовсе нет. Почему бы не дать школьникам свободу выбора, но, разумеется, в пределах разумного и этичного.
«Я вообще против формы. Главное, что есть стандарты, которых надо придерживаться, например, длина юбки. А вот уже остальное – пиджак, брюки, спортивное трико – здесь уже можно было бы детям дать возможность одеваться так, как им хочется. Единственное, без кричащих брендов», - подчеркивает Максутбек Айтмаганбет.
А вот представитель законодательной власти, напротив, считает, что свободная форма не приведет ни к чему хорошему. По мнению народной избранницы, одежда не должна отвлекать ребенка от получения знаний.
«Свободная форма – я считаю, что это неправильно. В школе не может быть свободной формы. В ней должен быть культ знаний, а не культ выбора одежды. Выбор одежды, пожалуйста, во внешкольное время. Поэтому обязательно должен быть какой-то стандарт, который будет принимать сама школа. Повторюсь – министерство не должно диктовать, у учебного заведения должно быть право выбора. Внутренним своим приказом, обсудив с родительской общественностью, со школьной общественностью, включая детей. Таким образом нужно прийти к единому стандарту», – уверена депутат Наталья Дементьева.
Нередко среди родителей встает еще один вопрос – введение единой школьной формы, чтобы уж наверняка никто не выделялся среди учеников. Причем неплохо было бы обеспечивать ею учеников за счет бюджета.
«Этот вопрос тоже можно рассматривать, но если в школе есть такая возможность финансирования. Предположим, школьная форма должна быть в нашем лицее синего цвета и бордовый галстук. В этом случае я никогда не регламентировала, в каком магазине это покупать, потому что ткани разные и цены на них разные. Кто-то может себе позволить купить галстук за 500 тенге, а кто-то за 1 000 тенге. У кого какие возможности, тот то и покупал. Главное, чтобы цветовая гамма совпадала. Но стандарт, который сама школа заявляет своим внутренним распорядком, я считаю, должен быть. Иначе будет разнобой», – продолжила она.
По мнению депутата, нынче итак идет разнобой в понимании тех же гаджетов, когда дети пытаются самовыражаться посредством показухи и уточнением своего социального статуса.
«Это выражается в том, что у меня, к примеру, телефон за столько, а у тебя за столько. И если мы позволим еще ходить в разной одежде, то извините меня. У кого-то юбка будет итальянская за 150 тысяч тенге, а у кого-то будет за 20 тысяч тенге. Это уже будет дискриминация», – заключила Наталья Дементьева.
Как бы то ни было, прежде чем вводить какие-то запреты и ограничения, школьным советам не помешало бы выслушать и мнение самих учеников. Но уже сегодня очевидно – если идти по пути запретов, дальше будет все строже и строже. Как, к примеру, в соседнем Узбекистане, где школьницам запретили носить короткие юбки, каблуки выше 3 сантиметров и узкую одежду.