На час назад: вернут ли прежний часовой пояс в Казахстане?

Спустя полгода и огромное количество жалоб населения вопрос рассмотрят на совместном заседании парламента

На час назад: вернут ли прежний часовой пояс в Казахстане?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Асета Кундакбаева

С выступлением депутатов от «AMANAT» на горизонте наконец-то замаячила реальная надежда на возвращение прежнего времени. Ведь то, что должно было облегчить жизнь казахстанцев, напротив, лишь подкинуло новые проблемы в виде чувства разбитости по утрам, обострения хронических заболеваний и снижения памяти, внимания и мышления. Весь этот «букет» нарушений появился у людей после перевода времени на час назад. Врачи называют это социальным джетлагом, когда природное и социальное время не совпадают. К каким еще последствиям это привело, можно ли вернуть время вспять, и кто понесет ответственность за поспешно принятое решение, расскажем в материале Azattyq Rýhy.

Время – здоровье

Новое время на циферблате часов в Казахстане не критиковал только ленивый. Причем поток недовольства и жалоб последовал практически сразу после перевода: люди столкнулись со слишком ранним рассветом и таким же закатом. Во многих регионах утро наступало в 2-3 ночи, а солнце «садилось» уже в 16-17 часов вечера. По сути, у многих казахстанцев попросту «украли» несколько световых часов. Причем это произошло на большей части страны: на новое время перешли 3 города и 12 областей на севере, востоке, юге и в центре. Таким образом вся страна оказалась в едином часовом поясе UTC +5.

За короткое время собравшая необходимые 50 тысяч подписей петиция за возврат прежнего времени не дала результатов. Критика в соцсетях, многочисленные посты и жалобы чиновникам тоже остались без внимания. Надежда на перевод стрелок на часах появилась лишь благодаря вмешательству мажилисменов. Недавно депутаты от «AMANAT» выступили с предложением вернуть прежний часовой пояс. К такому выводу они пришли, собрав многочисленные просьбы и жалобы казахстанцев.

«В Жетысуской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Абайской областях было очень много людей, которые стали жаловаться. Особенно вокруг Усть-Каменогорска, Семея очень много жалоб поступило мне и моим коллегам, поэтому мы решили совместно выступить. Мы реагируем на реакцию народа. Если народ говорит, что это хорошо, то мы поддерживаем позицию народа. Если ему что-то не нравится, то мы являемся рупором народа. Соответственно, каждый из нас с разных регионов получает от своих избирателей какие-то жалобы и пытается их в центре страны, в столице озвучить. В этом заключается наша функция.

А во время поездок в регионы также депутаты получили очень много жалоб. Например, что касается детей, учащихся во вторую смену. Уже после второго урока смеркается и зимой в 4 часа дня довольно-таки темно на востоке. Если учитывать, что не во всех населенных пунктах есть свет, то есть риск провалиться в колодец, встретить бродячих собак, в селах есть волки. Это все имеет риск, и родители все переживают», – пояснил депутат Мажилиса от партии «AMANAT» Самат Нуртаза. 

Другая беда, пришедшая вместе с новым временем – это влияние на организм, говорит народный избранник.

«Моя коллега, врач, говорит, что это очень вредно для здоровья – для нервной системы и сердечно-сосудистой. Повода ей не верить нет. И я считаю, что если увеличилось обострение хронических заболеваний, то, конечно, на это очень сильно влияет время. Потому что даже несведущему в медицине человеку понятно, когда солнце встает в 2:45 ночи или в 3:00, то это уже ненормально и для людей, и для животных. Домашний скот тоже выбивается из естественного ритма. И люди реально мучаются, так как летом по утрам в три часа ночи уже прям светло», – подчеркнул Самат Нуртаза.

С медицинской точки зрения влияние на организм действительно оказалось колоссальным. Причем исключительно с негативной стороны. Как утверждает психолог, после перевода времени казахстанцы начали жаловаться на ранние пробуждения с невозможностью заснуть, чувство разбитости в течение всего дня и слабость.

«У многих произошло обострение симптомов хронических заболеваний и снижение памяти, внимания и мышления. Особенно тяжело было в летний период в июне и июле, когда светать в Астане начинало в три часа ночи, а на востоке – в два. Это связано с тем, что после перевода времени возник социальный джетлаг, десинхроноз – несовпадение природного и социального времени», – объяснил медицинский психолог, президент казахстанской Ассоциации когнитивно-поведенческой терапии Евгений Ян.

Из-за отсутствия нормального сна нарушился процесс выработки важнейшего гормона – мелатонина, который отвечает за циклы сна, репродуктивную, иммунную, антиоксидантную функции. Если, к примеру, поменять день и ночь местами, то дневной сон не сможет заменить ночной как раз из-за мелатонина, так как он вырабатывается только в темное время суток.

«Пик продукции мелатонина приходится на три часа ночи. В это время мы входим в глубокую фазу сна, наиболее важную для восстановления организма. При восходе солнца поднимается уровень гормона «кортизол», который готовит наш организм к пробуждению – учащается сердцебиение, повышается давление, начинает работать желудок. Текущий часовой пояс приводит к тому, что в летнее время в момент, когда у нас должна быть глубокая фаза сна, уже вовсю светит солнце и организм готовится к пробуждению. Из-за этого люди и просыпаются», – пояснил Евгений Ян.

В итоге недостаток фазы глубокого сна и пребывание в постоянном состоянии джетлага повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения, развития психических расстройств, онкологии и многих других.

«Правительство предлагает нам раньше ложиться и раньше вставать. Если бы мы ложились спать в 21:00 и вставали в 4-5 утра, работали бы до 16:00 – тогда текущий часовой пояс подходил бы нам. Однако в текущем социальном ритме, когда работа начинается с 9 часов утра, нам нет смысла вставать в 4, мы будем приходить на работу уже уставшими. Вечером многие только возвращаются с работы в восемь часов вечера, а нужно еще поужинать, проверить уроки, провести время с семьей», - продолжил врач.

По его словам, введенный новый часовой пояс не соотносится ни с географическим положением, ни с современным ритмом жизни, ни с потребностями казахстанцев.

«Маленькие дети, скот и домашние животные живут в соответствии с солнцем, поэтому они просыпаются, когда новое единое время показывает ночь. Из-за этого вынуждены вставать взрослые люди, они прерывают свой сон и чувствуют себя разбитыми целый день. Самая уязвимая категория в этом часовом поясе – это подростки и дети, так как они пользуются гаджетами, чатятся, смотрят сериалы и засыпают позже, чем взрослые», – утверждает Евгений Ян.

Помимо прерывания пика мелатонина возникает проблема с секрецией витамина D, так как сокращается количество времени, проведенного на солнце. А зимой придется столкнуться с новым вызовом – ранними заходами солнца, когда сумерки будут начинаться в обед.

«Бузунов Роман Вячеславович – профессор, ведущий сомнолог постсоветского пространства, когда он комментировал ситуацию в Казахстане, сказал, что нас ждет «офисная полярная ночь», то есть мы не увидим солнца, потому что будем уходить на работу по темноте и возвращаться домой по темноте. А это увеличивает риск развития сезонного аффективного расстройства – депрессии, вызванной недостатком света», – подчеркнул медицинский психолог.

Повернуть время вспять

Какими исследованиями руководствовались чиновники при принятии решения о переводе стрелок, неясно. Но очевидно даже для школьника одно – что время, по которому живет, к примеру, Актау, неудобно для Алматы или Усть-Каменогорска. Особенно сильно это неудобство будет ощущаться зимой и летом.

«Поэтому, чтобы никого не обидеть, считаю, что в Казахстане должно быть два часовых пояса. Есть же страны, в которых несколько часовых поясов. Например, в той же России, если не ошибаюсь, 11 часовых поясов. Я не предлагаю располосовать страну, но два часовых пояса – это нормально. Нужно, чтобы было как раньше – 4 или 5 областей жили в одном времени, а начиная с Акмолинской области и в сторону востока – в другом времени. Конечно, ничего не поменяется для жителей Актау, Актобе или Уральска, потому что у них свое время останется, но хотя бы примерно до Павлодара время надо менять. В новом времени может и есть свои плюсы, но я бы сказал, что при принятии решения правительство не учло минусы», – считает Самат Нуртаза.

Медики тоже выступают за возврат прежнего часового пояса.

«А еще лучше будет, если ввести вдобавок к возврату летнее время, поскольку оптимальное время для восхода солнца в этот сезон – это 5-6 часов утра», – отметил глава казахстанской Ассоциации когнитивно-поведенческой терапии Евгений Ян.

Еще один важный вопрос, встающий на повестке – это наказание тех, кто принял решение, заставившее, по сути, страдать полстраны. Должны ли чиновники понести ответственность за поспешное и, можно сказать, антинародное решение?

«Я не сторонник охоты на ведьм. Конечно, можно ограничиться выговорами. У нас бывает такое, что общество хочет на кол сажать. Но мы – молодое государство, мы только-только становимся, поэтому, конечно, ошибки есть у всех. Они были и будут. Не ошибается только тот, кто не работает. Другое дело, что надо извлекать уроки из этих ошибок, чтобы не повторять их, не наступать на те же грабли. Поэтому лучше бросить усилия не на то, чтобы искать, кто виноват и кого с работы прогнать, а чтобы всем было удобнее жить. От того, что министра уволят, лучше жить не станет. Бросить силы на благополучие жителей, я считаю, более важно», – убежден мажилисмен Самат Нуртаза.

Главное – вовремя признать и исправить ошибку, считает депутат. Благо, эту проблему решить еще не поздно. Поэтому партия «AMANAT» проведет специальные слушания на пленарном заседании Парламента.

«Часовые пояса – лишь условности, которые люди выбирают себе сами в разных частях планеты для собственного удобства. Такие решения не могут приниматься в демократичной стране «сверху-вниз», – считает Евгений Ян. 

По словам эксперта, не чиновники, а только народ может выбирать, когда ему ложиться и когда вставать.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.