Инновация или иллюзия? Что не так с информационной системой eQurylys

Azattyq Rýhy

Мажилисмиен выразил серьезные опасения относительно возможных коррупционных рисков в этой системе

Инновация или иллюзия? Что не так с информационной системой eQurylys
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото: © istockphoto.com, pixabay.com, Асет Кундакбаев

Информационная система eQurylys, внедренная для упрощения строительных процессов в Казахстане, оказалась в центре внимания. Депутаты парламента РК выражают обеспокоенность возможной коррупцией в использовании этой платформы. Недавние проверки показали, что при проведении тендеров через eQurylys могут возникать нарушения, что вызывает сомнения в ее прозрачности и эффективности. Подробнее в этом разбирался корреспондент Azattyq Ruhy.

Недавно депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член фракции партии «AMANAT» Болатбек Нажметдинулы выразил серьезные опасения относительно возможных коррупционных рисков в системе eQurylys. По его словам, данный портал, предназначенный для автоматизации процессов в строительной отрасли, может представлять угрозу для государственных средств и нарушать принципы честной конкуренции. В своем депутатском запросе он подчеркнул, что, по его мнению, текущая схема работы портала несет явные признаки коррупции.

Портал eQurylys: проблемы и риски

Болатбек Нажметдинулы утверждает, что система eQurylys была разработана по инициативе частной компании и затем передана на баланс государства безвозмездно. Однако, как отметил депутат, несмотря на передачу прав собственности государству, обслуживание и оказание сервисных услуг по-прежнему остаются в руках предпринимателей. Болатбек Нажметдинулы заявляет, что на ежемесячной основе эта частная компания взимает абонентскую плату, установленную ею же, с субъектов строительного рынка. Стоимость таких услуг начинается от 50 тысяч тенге и может достигать нескольких сотен миллионов тенге в месяц.

«За каждую строящуюся дорогу, школу, поликлинику, детский сад, сквер и тротуар – в общем, за все, что финансирует государственная казна, надо будет платить. А это несколько сотен миллионов тенге в месяц. Например, строительство «Комфортных школ» полностью функционирует через этот портал. Простой арифметикой можно определить, что каждая школа за период строительства на ровном месте отдает 2,4 миллиона бюджетных денег. Теперь умножьте на 369 таких строящихся школ. Это примерно 900 миллионов тенге. Не будешь платить – не будет и денег из казны. Думаю, это коррупционный риск», – заявил Болатбек Нажметдинулы, обращаясь с депутатским запросом на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова.

Болатбек Нажметдинулы считает, что правительство возможно не осведомлено о проблеме, так как существуют другие государственные системы, предоставляющие аналогичные услуги бесплатно. В своем запросе он предложил Агентству по защите и развитию конкуренции и Агентству по противодействию коррупции детально изучить ситуацию, а также рекомендовал предоставить строительным компаниям возможность безвозмездно пользоваться порталом eQurylys.

Ответ правительства: видение и разъяснения

В ответ на депутатский запрос Болатбека Нажметдинулы премьер-министр Республики Казахстан Олжас Бектенов разъяснил, что создание информационной системы eQurylys было частью государственных инициатив по обеспечению прозрачности и унификации строительных процессов в стране. В соответствии с законодательством, субъекты строительного рынка обязаны использовать государственные информационные системы, определенные уполномоченным органом. До введения этих норм существовали различные частные системы для автоматизации документации в строительстве.

«Для приведения существующих подходов к единообразию и реализации государственных функций в отрасли по принципу «одного окна» было принято решение о создании «информационной шины» на базе портала eQurylys, которая выступит единой площадкой по цифровизации процессов строительства объектов. Такой подход обеспечивает соблюдение установленных правил и строительных норм при наличии возможности у субъектов подключаться к единому порталу посредством различных частных информационных продуктов и сервисов», – пояснил Олжас Бектенов.

Премьер-министр также отметил, что сам портал eQurylys находится на балансе Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и размещен на государственном домене. Он подчеркнул, что разработка портала была осуществлена за счет средств компании ТОО «DIGICON», которая передала его государству безвозмездно, рассматривая это как инвестицию в будущее.

«Работа такого сервиса не предполагается в монопольной среде», – добавил он, указывая, что любой субъект строительного рынка может предложить собственный продукт, соответствующий требованиям.

Позиция Антикоррупционной службы

Агентство по противодействию коррупции, рассмотрев запрос, сообщило, что на данный момент не видит достаточных оснований для начала досудебного расследования. По их мнению, в депутатском запросе отсутствуют конкретные данные, указывающие на нарушение действующего законодательства и факты хищения бюджетных средств.

«В запросе ставится вопрос о правомерности действий должностных лиц и наличии в их действиях коррупционных правонарушений. В соответствии с частью 1 статьи 179 Уголовно-процессуального кодекса не подлежат регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении, в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства (об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения)», – отметил первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Улан Саркулов.

Однако агентство подчеркнуло, что в настоящее время проводится аудит по системе ценообразования в строительстве, а также по использованию средств и активов, выделенных на проектирование и строительство. В случае выявления нарушений будут предприняты соответствующие меры.

Мнение Агентства по защите и развитию конкуренции

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан также высказало свою позицию по вопросу работы портала eQurylys. В действиях Министерства промышленности и строительства усмотрены признаки нарушения законодательства в области защиты конкуренции.

«Анализ действующего законодательства и поступивших сведений показал, что МинистерствО промышленности и строительства предоставило преимущественное право ТОО «Digicon» по разработке портала и подключения именно собственной информационной системы, что привело к взиманию платы частной компанией с субъектов строительного рынка за обязательное пользование порталом, предназначенного для автоматизации деятельности государственного органа при осуществлении государственных функций», – заявил председатель агентства.

По мнению агентства, действия Министерства промышленности и строительства могут быть расценены как антиконкурентные, так как они ограничивают выбор субъектов рынка и предоставляют преимущество отдельным компаниям. В связи с этим, агентство направило в МинистерствО промышленности и строительства уведомление о необходимости обеспечения безвозмездности оказания услуг по ведению технической документации в системе eQurylys.

Для более глубокой оценки ситуации необходимо учитывать несколько аспектов, которые могут пролить свет на причины возникновения текущих проблем и потенциальные решения.

Для полноценного решения проблем, связанных с порталом eQurylys, важно учесть мнение всех участников строительного рынка и широкой общественности. Возможно, стоит организовать публичные обсуждения и слушания, на которых свои мнения и предложения смогут высказать представители малого и среднего бизнеса, строительных компаний, а также независимые эксперты. Это поможет выработать наиболее оптимальные решения и внести необходимые коррективы в работу системы.

Кроме того, для улучшения работы eQurylys стоит рассмотреть внедрение дополнительных механизмов контроля и аудита использования средств. Создание независимого наблюдательного совета, состоящего из представителей государственных органов, бизнеса и общественных организаций, могло бы способствовать более прозрачному управлению системой. Такой совет мог бы оперативно отслеживать процессы, происходящие в eQurylys, и реагировать на возможные нарушения, предотвращая коррупционные риски.

Повышение прозрачности и доступности информации о системе также является ключевым аспектом. Государственные органы должны регулярно публиковать отчеты о функционировании портала, результатах проверок и аудитов, а также отзывы пользователей. Важно наладить эффективную обратную связь с бизнесом и оперативно реагировать на поступающие жалобы и предложения по улучшению работы системы. Это может помочь минимизировать негативные последствия и повысить доверие к eQurylys со стороны участников рынка.

Не менее значимым является совершенствование законодательной базы, регулирующей использование подобных информационных систем. Внесение изменений в существующие законы и нормативные акты позволит устранить пробелы и неясности, которые могут использоваться для злоупотреблений и коррупции. Кроме того, необходимо пересмотреть политику ценообразования на услуги, предоставляемые через портал eQurylys. Как справедливо отметил депутат Болатбек Нажметдинулы, высокая стоимость услуг может стать серьезным барьером для малого и среднего бизнеса. Для обеспечения равных условий на рынке следует рассмотреть возможность дифференциации тарифов и предоставления более гибких условий для различных категорий пользователей.

Необходимо также учитывать альтернативные решения и разработки, уже существующие на рынке. Как упоминалось в ответах правительства, до внедрения eQurylys использовались различные частные системы автоматизации строительных процессов. Это показывает, что рынок уже был насыщен продуктами, способными обеспечить автоматизацию и повышение эффективности строительных проектов. Важно провести сравнительный анализ функциональности и эффективности различных решений, чтобы определить, какое из них наиболее соответствует потребностям государства и участников рынка.

Кроме того, международный опыт внедрения подобных информационных систем в других странах может служить полезным ориентиром для Казахстана. Мировая практика показывает, что успех таких проектов зависит от прозрачности процессов, участия всех заинтересованных сторон и наличия четких регламентов, регулирующих деятельность как разработчиков, так и пользователей систем. Внедрение лучших международных практик и адаптация их под реалии Казахстана может способствовать созданию более эффективной и прозрачной системы.

В заключение, вопрос о будущем портала eQurylys требует серьезного анализа и обсуждения как на уровне правительства, так и в обществе. Необходимо обеспечить баланс между инновацией и справедливостью, внедряя технологические решения, которые будут способствовать развитию строительной отрасли и экономики страны в целом. Только таким образом можно избежать риска монополизации и злоупотреблений, гарантируя при этом эффективное использование государственных средств и ресурсов.

В конечном итоге, успешное функционирование eQurylys будет зависеть от способности государства обеспечить прозрачность и открытость системы, а также от готовности всех участников рынка к конструктивному взаимодействию и поиску компромиссных решений.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.