По словам экспертов, до недавнего времени отрасль была практически в полном забвении
Казахстан настолько разнообразен и уникален, что может удивить даже самого искушенного туриста. Вот только нашей страны до сих пор нет в мировых туристических чартах. Хотя на западе Каспийское море вполне могло бы конкурировать с лучшими турецкими курортами, Алаколь мог бы превратиться в казахстанский Шарм-эль-Шейх. Южный регион славится Чарынским каньоном и невероятными красотами озер Колсай и Каинды, а на севере Боровое не зря называются второй Швейцарией. Однако до уровня мировых курортов нам, похоже, еще далеко – слишком много проблем и неправильный подход чиновников сильно тормозят развитие туризма, что подчеркнул на недавнем совещании президент. Касым-Жомарт Токаев провел разбор полетов и остался недоволен работой правительства и акиматов. Как так вышло, что экономически выгодная отрасль оказалась на задворках госинтересов и что мешает Казахстану стать второй Турцией, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Пробелы госаппарата бьют по экономике
Туризм в Казахстане пока не является эффективной отраслью экономики. И это прямое упущение Правительства и акиматов, заявил глава государства.
«За последние четыре года доля туризма в структуре экономики снизилась с 3,7% до 3,2%. Это почти в 3 раза ниже, чем в среднем в мире. Более того, по данному показателю мы уступаем соседним странам со схожими климатом и культурой», – констатировал президент.
Другими словами, наш бюджет ежегодно мог бы получать колоссальные деньги с туризма. Но, увы, чиновников это особо не интересовало. Хотя запал в нулевых годах был весьма хорош. Однако со временем он попросту сошел на нет, и работа по развитию туризма приобрела в акиматах формальный характер.
«В начале 2000 годов была хорошая, положительная мера, когда в ключевых регионах, то есть обладающих значительными туристскими ресурсами, были созданы отдельные управления туризма с соответствующим штатом, с профессионалами – людьми, имеющими опыт в сфере туризма. Но, к сожалению, постепенно наши областные акиматы начали сворачивать эту работу, переводя эти управления в управления предпринимательства с отделами туризма», – говорит директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова.
Сейчас, разумеется, нельзя сказать, что госаппарат сидит совсем сложа руки. Нет. Средства на поддержку туризма выделяются, программы пишутся, вот только эффект от этого тщетный. Чиновники нынче привыкли работать только на бумаге – они ежегодно рапортуют о красивых цифрах вроде увеличившейся статистики по количеству туристов. Но на деле все оказывается совсем по-другому.
«Мы себя обманываем, потому что по очень сомнительной методике UNWTO туристом является посетитель, прибывший в страну на один и более дней с ночевкой. То есть одна ночевка – и он уже турист, но это же не так. Мы скоро так командировочных будем учитывать в качестве туристов. Поехал из Астаны в Кокшетау – вроде как турист уже. Остановился в гостинице - получай туриста. Но это обман, это самообман», – подчеркнул Токаев.
В прошлом году, по официальным данным, Казахстан посетили 9,2 миллиона иностранцев. В Минтуризма тогда бахвалились таким «рекордным» количеством туристов. Однако на самом деле из этого числа только 1,1 миллиона человек остановились в отелях, хостелах, санаториях. Это около 12% от общего числа. А из этих постояльцев только 523 тысячи приехали в нашу страну по личным целям, а не по рабочей необходимости. В итоге настоящими туристами можно назвать всего лишь около 5,7% людей из названных 9,2 миллиона.
«Методика подсчета количества туристов – это вопрос, который можно решать уже сейчас. Я думаю, в ближайшее время какой-то результат будет выдан по этому вопросу. Также президент особо обозначил другую проблему. Он сказал, что сейчас не стоит бросаться и развивать все 20 туристических зон, которые были намечены у нас. Лучше сконцентрировать усилия на ключевых, потому что должен быть драйвер. В каком-то месте должен произойти революционный тектонический взрыв, который заразит другие регионы», – считает председатель корпоративного фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.
Регионы-магниты для туристов
У Правительства действительно были просто грандиозные планы – развить одновременно 20 туристических зон во всех регионах. Однако президент остудил пыл кабмина и раскритиковал такую амбициозную затею, ведь это привело бы к распылению и без того ограниченных денежных ресурсов.
Вместо этого Токаев призвал сделать упор на ключевых зонах: это горный кластер Алматинского региона, пляжный туризм в Мангистауской области, а также Щучинско-Боровская курортная территория.
«Сложно назвать ту или иную область, которая не могла бы предоставить и развивать туристские услуги. В каждом регионе есть что-то интересное, уникальное, неповторимое. Но в то же время есть ключевые регионы. Та же самая Алматинская область и город Алматы, который называется центром туризма не только по формальному признаку, то есть по количеству игроков в этом регионе, но еще и по тому, что они всегда были привлекательны в контексте интереса как внутреннего, так и въездного туриста. Также это зона Акмолинской области, Кокшетауского региона – это уникальное Боровое», – отметила глава КТА Рашида Шайкенова.
Каждый регион действительно уникален. А с учетом того, что благодаря ковиду казахстанцы стали больше путешествовать внутри страны, то ситуация складывается как нельзя лучше, чтобы улучшать сферу туристских услуг.
«Сегодня как нельзя лучше есть возможность сыграть на том, чтобы туризм действительно стал отраслью экономики, которая приносит доходы как в бюджет государства, так и бизнесу, создает рабочие места и формирует устойчивое желание молодежи работать в этом секторе экономики. Поэтому управления туризма сегодня должны пользоваться ситуацией, когда в стране увеличилась тенденция внутреннего туризма», – считает Рашида Шайкенова.
Проблемы бизнеса в туризме
Отдельная боль – это проблемы дорожной, транспортной и сервисной инфраструктуры. Добраться до туристических мест для многих туристов становится тем еще квестом – большинство железнодорожных вагонов изношены и не имеют элементарных кондиционеров, самолеты летают не во все города, а доехать на машине по разбитым дорогам – не вариант, так как десятки километров труднопроходимы.
«Вопросы дорожной, транспортной инфраструктуры – ключевые. Мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда районные дороги находятся в аховом состоянии и вопросы доступности наших туристских объектов серьезно усложняются качеством дорог. Также есть вопросы по качеству туристских автобусов. Необходимость обновления автобусного парка стоит очень остро. У нас есть мера господдержки, когда предприниматель, приобретая туравтобус, имеет возможность получить компенсацию со стороны государства. Но этого недостаточно. Если бы государство разработало программу по льготному приобретению автобусов в лизинг, это было бы реальной поддержкой. Ведь это в первую очередь вопрос безопасности людей, качества и комфортного передвижения по стране», – отметила директор КТА.
Инфраструктура на наших курортах – что-то из области фантастики. Если казахстанских туристов не удивить отсутствием электричества, старыми гостевыми домами вместо комфортабельных отелей, уличными туалетами и прочим, то иностранцы, думается, будут в шоке от этого привета из 90-ых. Поэтому президент поручил создать отдельную программу, чтобы обеспечить турлокации инженерной инфраструктурой, в том числе электроэнергией, канализацией, очистными сооружениями и питьевой водой.
«В соответствии с законодательством у наших госорганов есть обязательства перед бизнесом по инженерно-транспортной инфраструктуре. К примеру, если предприниматель задумывал, условно говоря, построить небольшой отель или глэмпинги, кемпинги или точки общепита, абсолютно однозначно, что туда в первую очередь должно приходить государство для того, чтобы создавать инженерную инфраструктуру. Есть хорошие примеры в этом контексте, но, к сожалению, есть очень много нареканий со стороны предпринимателей, которые не получают именно эту поддержку. А инженерная инфраструктура важна в первую очередь», – пояснила Рашида Шайкенова.
Множество жалоб бизнеса, отмеченные президентом, касаются также выделения земельных участков в нацпарках и землях лесного фонда. Также предпринимателям не помешало бы развивать туризм и на землях сельхозназначения.
«У нас очень большое количество земель имеет сельхозназначение, и мы не понимаем, почему нам до сих пор не разрешают развивать на этих землях сельский туризм. Здесь можно предоставлять такие услуги как катание на лошадях, показывать туристам как делается кумыс, шубат на верблюжьих фермах, как выращивается хлеб, как можно качать мед в ульях и так далее. Таким образом, не нарушая экологические нормы можно создавать возможности для отдыха, но пока, к сожалению, здесь очень много пробелов. В первую очередь потому что законодательство не позволяет», - рассказала наша собеседница.
Хотя именно здесь весьма много перспектив, так как экологический туризм набирает обороты не только среди казахстанцев. Многим иностранным туристам, пресытившимся лазурными берегами и песчаными пляжами хочется, хочется побыть наедине в природой, прогуляться там, где редко ступает нога человека.
«Одним из самых основных направлений сейчас является экотуризм. Но для его развития нам нужно подготовить свои рекреационные услуги, сделать так, чтобы нашествие туристов не было катастрофическим, чтобы они не вытаптывали эти территории. Даже если мы решим вопрос доставки туристов, сервиса, то нам еще нужно решить, как запускать людей в нацпарки, оборудовать там тропы, распределять турпотоки, чтобы можно было обеспечить их приезд тогда, когда это безопасно», - пояснила председатель корпоративного фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.
Все перечисленные проблемы давно и всем известны. О них часто говорят, но дальше слов дело не идет. Все потому, что у нас нет научно-исследовательской базы, нет анализа всех госмер и программ, которые пишутся и регулярно переписываются.
«Проблема в том, что все эти программы пишут отвлеченные люди. Перед ними ставится задача, они исследуют на тот момент какую-то проблему, пишут, как ее решить, умывают руки и уходят. А исполнением занимаются другие лица. Если выделены не те проблемы, если неправильно расставлены акценты или неправильно составлены способы решения, но зачастую в этих исследованиях они вообще не представлены – там только факты, то они ни за что не отвечают после того, как сдали свою работу.
Если будет научно-исследовательский институт туризма, который будет исследовать процессы, которые происходят в стране, будет давать свои прогнозы, будет отвечать за свои выводы и исследования, то это будет способствовать развитию отрасли. Без науки мы сделаем гораздо больше ошибок и гораздо дольше будем идти к развитию туризма», – подытожила Инна Рей.
После критики президента в госструктурах начались подвижки – все ищут пути для того, чтобы скорее получить результат. Как говорят опрошенные эксперты, чиновники наконец-то начали менять подход к решению проблем. А то, что они решаемы – очевидно. Любые болевые точки можно превратить в преимущество. И Казахстану это под силу, ведь у нас есть все, что удивит самого искушенного и избалованного туриста – и снежные вершины, и красивейшие горные пейзажи, бескрайние степи, моря, и песчаные барханы.