Легализация мопедов: покончит ли с беспределом на дорогах новый законопроект?

Ахметбеков Асхат
27.06.2024, 18:45

Из-за отсутствия законодательного регулирования мопедисты устроили настоящий хаос

Фото Асета Кундакбаева, фотоколлаж Azattyq Rýhy

Проезжая часть в крупных казахстанских городах нынче стала напоминать дороги Таиланда – все из-за обилия и бешеного трафика среди мопедистов. Они буквально из ниоткуда вылетают на полосы, проезжают на красный сигнал светофора, передвигаются по тротуарам и автобусным выделенкам, наезжают на пешеходов. И это далеко не все нарушения, которые они себе позволяют. Такой беспредел в итоге привел к шокирующему росту аварий со всеми вытекающими последствиями: за последние годы число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с мопедами выросло в 4 раза, травмированных стало больше в 2 раза. Виной тому – отсутствие правил для водителей двухколесного транспорта. Однако совсем скоро с этим хаосом планируется покончить – в Парламенте рассматривают законопроект, который возьмет под контроль мопедистов. Но, по словам экспертов, не все так безоблачно и сразу взять их в узду и навести порядок не получится, передает Azattyq Rýhy.  

Смерть на двух колесах

Точное количество мопедов, колесящих по дорогам страны, назвать никто не может. Депутаты считают, что их примерно 50 тысяч, тогда как полиция Алматы насчитала такое число мопедов и самокатов только в одном городе. Учитывая, что в сводках новостей нынче чуть ли не ежедневно появляются сообщения о ДТП с их участием, их точно немало. Только недавно в Алматы мопедист сбил на «зебре» женщину на полном ходу, двигаясь по автобусной полосе. И меньше происшествий не становится.

Только за пять месяцев этого года произошла 221 авария по вине мопедистов, еще 13 – из-за самокатчиков. Без жертв, к несчастью, не обошлось. По данным Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры РК, в ДТП с мопедами погибли 18 человек, из них трое – несовершеннолетние. А в авариях с самокатами умер один человек. Раненых в этих происшествиях огромное число – разные травмы получили 250 человек, из них 82 – дети и подростки.

Статистика в динамике за последние два года и вовсе шокирующая: число аварий с участием двухколесного транспорта удвоилось. Как сообщили в Мажилисе Парламента РК, в прошлом году официально зафиксировали 750 ДТП с участием мопедов, в которых погибли 39 человек и травмированными оказались 730 человек. Неофициально случаев куда больше, когда мопедисты скрывались либо «разруливали» на месте.

Если сравнивать с 2022 годом, то тогда в стране зарегистрировали вдвое меньше аварий – 352. Погибших было в четыре раза меньше – 10 человек, а раненых меньше в два раза – 390 человек.

Конец для мопедов?

К такой плачевной ситуации мы пришли, по сути, из-за коронавируса, который сделал популярной доставку еды курьерами. И еще одна категория, рассекающая на мопедах – это малолетние «наездники», ни разу не бравшие в руки книжки по правилам дорожного движения (ПДД). И те, и другие не задумываются о безопасности – своей и окружающих людей. Потому веселые покатушки зачастую заканчиваются трагически.

Свою роль сыграла и доступность этого транспорта – мопеды нынче продают как горячие пирожки. За 200 тысяч тенге можно спокойно стать его владельцем. И еще один фактор, сыгравший им на руку – безнаказанность. Полиция на все их нарушения попросту разводит руками.

«Сейчас фактически самокатчика или мопедиста привлечь к ответственности очень сложно. На наших дорогах расплодилось огромное количество скутеристов, мопедистов. И судя по тому, как они ведут себя на дорогах, большинство из них даже не читали правила дорожного движения. Я просто шокирован их ездой: они и вылетают на красный сигнал светофора, и по пешеходным тротуарам едут, и подрезают людей, водителей», – констатирует председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Как было подмечено, мопеды стали главной проблемой и головной болью не только автомобилистов, но и пешеходов. Для водителей этого транспорта дорожного полотна порой становится мало, и они спокойно передвигаются по тротуарам. Закрывать глаза на весь этот беспредел стало уже невозможно. Поэтому вслед за регулированием самокатчиков в Казахстане взялись и за закон по мопедам. Сейчас документ рассматривают в Парламенте. Итак, какие же изменения ожидают любителей этого транспорта?

В первую очередь – это легализация мопедов. Сейчас езда на них, по сути, сравнима с ездой на велосипеде, ведь ни для того, ни для другого транспорта не требуется регистрация. Хотя мопеды оснащены двигателями внутреннего сгорания объемом до 50 кубов либо электродвигателем.

«Согласно новому закону, регистрация этого транспортного средства будет обязательна. Я был одним из инициаторов этого пункта, потому что мопед – это транспортное средство. А транспортное средство – это объект повышенной опасности. Не регистрируя сегодня мопед, мы нарушаем другие законы – о защите прав детей, о страховании и так далее. Потому что никто не несет ответственности, хотя мопед – это транспортное средство, и его владелец должен платить экологические сборы, страховые сборы, налоговые. Мы должны идентифицировать водителя в случае ДТП и скрывания с места происшествия. Сейчас во всем мире госномера вешают на скутеры, электросамокаты и это правильно. Это транспортные средства, будь они с двигателем или без двигателя, устойчивые или неустойчивые. В любом случае к ним нужен регистрационный учет. Даже к велосипедам, как бы это ни звучало ужасно», – подчеркнул руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов.

Один из очевидных плюсов легализации для самих мопедистов – это страховка. В случае ДТП им больше не придется скрываться или выплачивать пострадавшему огромные суммы из своего кармана.

«Давайте честно ответим на вопрос о том, кто у нас сегодня водит мопеды? 95%, я даже сказал бы 99% – это люди из работающего населения. Они не богаты. Оплатить ущерб в размере, к примеру, миллиона тенге для них тяжело. А если мопед будет застрахован, ущерб может выплатить страховая компания», – отметил Арсен Шакуов.

Второе новшество коснется водителей – их теперь обяжут иметь права. Это значит, что за рулем мопедов больше не будет несовершеннолетних. А остальные наконец-то изучат ПДД.

«Обязательно нужно, чтобы они, во-первых, знали ПДД. Для этого нужно, чтобы они прошли курс обучения, подготовки, сдали экзамен и получили права нового образца. Конечно, нельзя сказать, что это сразу кардинально изменит ситуацию, но мы хотя бы какой-то отсев сделаем, чтобы совершенно неподготовленные люди не носились на этих скутерах и мопедах по нашим дорогам», – считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Раз мопедисты станут полноценными участниками дорожного движения, то и ответственность они будут нести соответствующую. К примеру, в случае аварии их смогут лишить водительских прав на 7 лет. А за превышение скорости от 60 километров в час и выше придется ответить выплатой крупного штрафа в размере 40 месячных расчетных показателей (147 680 тенге).

«Ужесточение ответственности обязательно должно быть. Любой нарушитель должен быть наказан. Это мое мнение по отношению к мотоциклистам, велосипедистам, автомобилистам, пешеходам – неважно. Нарушил закон, значит ты должен быть наказан. Никаких других вариантов не должно быть, если мы строим правовое государство, если мы хотим навести порядок на дорогах. Вне зависимости от того, на огромном ли ты джипе стоимостью 100 тысяч долларов или на маленьком скутере, который стоит 100 тысяч тенге. В нашем обществе наводить порядок нужно в первую очередь жесткими методами. В первую очередь должен работать кнут и какой-то элемент пряника. Помните, как нас научили пристегиваться, пропускать пешеходов? Именно кнутом. К сожалению, на данном уровне развития нашего общества именно такими методами нужно наводить порядок», – считает Эдуард Эдоков.

Наведение порядка, стоит отметить, случится не быстро. Мопедистам дадут полгода на получение прав и регистрацию транспорта, чтобы избежать коллапса. Так что законными участниками дорожного движения они станут приблизительно к началу следующего года. Процесс растянут еще и для того, чтобы водители не стали «штурмовать» автоЦОНы.

«Никто точно не знает, сколько в стране разъезжает мопедов, поэтому, думаю, это какие-то декларативные сроки. Если совсем не будут успевать, думаю, сделают какое-то продление. Но, на мой взгляд, в принципе, полугода для примерно 50 тысяч мопедов хватит. Грубо говоря, по 10 тысяч в месяц автоЦОНы смогут принять», – отметил глава Независимого автомобильного союза.

Поэтому уже сейчас полиции и Министерству внутренних дел РК стоит приложить усилия, чтобы уведомить водителей скутеров и мопедов. Эксперты предлагают сделать это даже через приложения курьерских служб.

«Я думаю, таким образом можно охватить большую часть доставщиков, которые работают на скутерах, мопедах. Понятно, что для частников, которые мотаются на этих скутерах, сделать это сложнее, но здесь должна быть какая-то кампания в СМИ и так далее. Чтобы не получилось так, что никто не знает, а потом упала гильотина. Поэтому МВД здесь нужно более проактивно поработать», –считает Эдуард Эдоков.

Оба опрошенных эксперта считают, что сразу покончить с хаосом не получится, но со временем взять их под узду все же получится.

«Думаю, новые правила не сразу наведут порядок, потому что нам нужно время для того, чтобы мы эволюционировали, чтобы мопедисты могли понять, что они рискуют в первую очередь своими жизнями. Сегодня они очень самоуверенно ездят по дорогам. Проблема в том, что в большинстве случаев они не знают правила дорожного движения. Но даже если они будут знать эти правила, кто-то все равно будет пренебрегать ими. Но я думаю, все же не они не будут нарушать как сейчас, так как на транспорте будут уже госномера и их можно будет вычислять, применять какие-то санкции. Это позволит хоть как-то их сдерживать», – подчеркнул Арсен Шакуов.

Будут ли мопедисты 100%-но соблюдать ПДД, покажет время. Но очевидно одно – если не принимать меры сейчас, ситуация может только ухудшиться, ведь мопед стал опасной игрушкой в руках подростков. 

 

Вам будет интересно: