Спасибо, мужики!
Записки болельщика, переживающего лучший сезон в своей жизни
Впервые я попал на стадион в 9-летнем возрасте. Лукавить не стану: действо на поле павлодарского Центрального отнюдь не завораживало. Походы на арену стали долгожданными лишь благодаря пирожкам и сникерсам от дяди: мол, вкусно поест, а там и до любви к футболу недалеко.
План сработал.
Через пару лет мы бегали на стадион уже своей бандой, став свидетелями чемпионства родного «Иртыша». Тот сезон 1999-го долгие годы оставался самым любимым. Причиной ностальгии и постоянных отсылок: были же времена «неравнодушного» футбола, когда, казалось, на полтора часа заводской город замирал, и куда-то прочь уходила его серость и однообразие.
Потом были многочисленные выезды – матчи «Иртыша» в Алматы и Караганде, Семее и Костанае, в Астане и Петропавловске.
При этом просмотр матчей национальной сборной всегда давался с трудом.
Самому себе это обстоятельство я объяснял очень просто: главная команда страны не давала мне, как болельщику, основной составляющей любой игры, а именно – интриги. Всякий раз на старте очередной кампании, особенно после 2002 года, то есть с момента перехода в УЕФА, от сборной веяло безнадегой. Не помогла и, мягко говоря, спорная натурализация. Если помните, тогда бирюзовые паспорта пораздавали неким варягам. Ставку сделали на мотивацию деньгами.
Оказалось, впустую.
Функционерам тех лет было невдомек, что на таком уровне длина и вес купюр не играют никакой роли. В футболке сборной, наперекор современным ценностям, на передний план выходит «фактор сердца».
Лишь спустя многие годы мы убедились в этом воочию, когда команда, ведомая Магомедом Адиевым, вихрем прошлась по европейским полям. Как этому специалисту удалось «вытравить» все эфемерное, лично для меня загадка. Под эфемерным я подразумеваю всевозможную «мишуру» - это и премии, и телефонные назначения, и слухи про коррупцию.
Главное, ему удалось победить самое страшное неверие – неверие в себя как футболистов, так и болельщиков.
Вообще, фигура Адиева стоит особняком. С первых дней его работы подкупало внешнее хладнокровие тренера, конкретика в его словах – простых и понятных.
Откровенных.
Пожалуй, так с нами, болельщиками и журналистами, ранее не строили диалог. Безусловно, сказалось кавказское воспитание – близкое по ценностям казахам. Кстати, отец Магомеда Мусаевича родился в Алматы.
При этом, сам Мусаев еще на стадии предложения от Федерации футбола Казахстана, наверняка, прекрасно осознавал все риски и особенности предстоящей работы. Одно дело «перевернуть игру», заразить менталитетом пусть не победителей, а настоящих профессионалов – людей неравнодушных к своему делу, людей благодарных. И совершенно другое – доказать миллионам, что ты свой. Ведь определенная часть казахстанцев данное назначение встретила в штыки не только из-за фигуры тренера-«темной лошадки», а с точки зрения непринятия чужака – российского специалиста.
Но Магомед Мусаевич и здесь оказался на коне. Сначала доверие и уверенность в собственных силах воцарились в раздевалке национальной сборной, затем эта приятная волна пошла по трибунам. Мы с жадностью подхватили это неведомое чувство.
Чувство гордости за команду. За страну.
Не пошатнулось это отношение и по итогам вчерашней игры в Любляне. Да, мы пропустили вперед словенцев (и даже финнов судя по таблице на сайте УЕФА, где при равенстве очков подсчитали дополнительные показатели). Но разве меркнут оттого сейвы Игроя Шацкого, или надежность в обороне Нуралы Алипа, Александра Марочкина, Марата Быстрова, Багдата Каирова, а может забудутся креативные действия Рамазана Оразова, Максима Самородова, Яна Вороговского, великолепные голы Бактиера Зайнутдинова и Абата Аимбетова?
Безусловно, нет.
Мужики, выше голову. Спасибо вам за праздник длиною в сезон. Все мы видели, как вы накануне рухнули на газон после финального свистка арбитра. Горькое поражение. Только теперь мы готовы и к ударам судьбы, и к стремительному рывку.
Казалось бы, мы те же, но с другим менталитетом. И точно так же, как вы возвращались в игру, вытаскивая на жилах, казалось бы, проигранные матчи, так и мы, окрепшие болельщики, не перестанем бороться вместе с вами.
Тут уж по классике: и в горе, и в радости.
Впереди – март 2024 года. Еще один вызов, еще один шанс. Матч с греками, возможно, станет еще более серьезным вызовом. Но сдается мне, что мой личный рейтинг любимых сезонов вскоре претерпит очередное, второе по счету, изменение.
Магомед Адиев, главный тренер национальной сборной РК по футболу: Я благодарю болельщиков, это было невероятно. Уже говорил ребятам, что они герои, команда объединила нацию, все болеют за сборную! Это дорогого стоит. Возможно, мы наших болельщиков немного разочаровали. Но даже когда находишься в темном тоннеле, ты все равно должен свет видеть или должен понимать, что этот свет точно будет. Наша сборная завоевала уважение в Европе, о ней говорят, мы достойный соперник для любой сборной! В нас не плюют, мы достойны и считаю это главная наша победа. Нам не страшно за день завтрашний.