Разберем ключевые инициативы президента и попытаемся понять их природу
Какой должна быть адекватная реакция на произвол и деспотизм? Что есть противоядие от злоупотреблений политической властью? Да, это некогда далекая, но уже «замаячившая» на горизонте конструкция правового государства (читай – справедливого). И право здесь призвано победить произвол, передает Azattyq Rýhy.
Вряд ли кто-либо оспорит тот факт, что политическая власть (особенно и главным образом ее исполнительная ветвь) имеет некоторую склонность к вырождению в различные злоупотребления. Отсюда в любом цивилизованном обществе и возникает запрос на надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие различные «некорректные» склонности, возводящие барьеры необоснованному и незаконному превышению власти.
В конце концов, попранию прав человека.
Если рассматривать ключевые реформы странового масштаба последних лет, реализованные ли, только планируемые либо оставленные на ближайшую перспективу, то становится очевидным – в абсолютном выражении речь идет как раз о правах Человека.
Будь то возврат активов, программа «Нацфонд – детям», или заморозка пенсионного возраста.
Про «завтраки»
«Всегда полезно подвергнуть свои взгляды и планы испытанию скепсисом». Вооружившись этими словами Бориса Акунина, подавляющее большинство казахстанцев несколько лет назад не спешили рукоплескать объявленным реформам. Оставшаяся, малая часть, выражала крайне сдержанный оптимизм. Уж сколько нас кормили «завтраками», будто заразили синдромом «отложенной жизни», когда благополучное настоящее заменяется «прекрасным далеким». Сомневаюсь, что вы позабыли о некогда сакральных цифрах – 2030 и 2050.
Что же стало поворотным в восприятии всей серьезности намерений Акорды?
Опрошенные нами эксперты из разных сфер сошлись в едином мнении, что речь идет об ограничении президентского срока.
Добровольный лимит
Говорят, власть не знает собственных границ, всегда стремится к расширению властного пространства, что зачастую ведет к ущемлению интересов личности. И сегодня, как никогда, актуальны слова британского философа Бертрана Рассела о том, что «каждый человек изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями – стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны».
Правовые ограничения необходимы именно для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти.
В случае с Казахстаном, ограничением выступили многолетние запросы гражданского общества и политическая воля. Последнюю в широком смысле можно воспринимать как истинное проявление принципиальности и даже храбрости. Бороться ведь пришлось не только с «внутренними страстями», но и внешними силами, коих заботит и интересует лишь собственная выгода.
Так вот, внедрение нормы однократного президентства, а также установление ограничения мандата президента в один срок продолжительностью семь лет без права переизбрания – и есть демонстрация политической воли.
«В первую очередь политическая реформа об однократном президентстве на 7 лет – это очередной этап в последовательной либерализации, которую проводит Касым-Жомарт Токаев начиная с 2019 года. До этого были 4 пакета политических реформ, которые были оформлены в серьезные изменения конституционного характера. Вторым шагом является сокращение полномочий президента. То есть восстановление баланса политической власти страны. Таким образом усиливается роль Парламента, роли акимов и маслихатов и сокращаются полномочия президента, и это касается не только однократного срока, но и запрета на занятие руководящих должностей его родственниками. Иначе у нас это способно обернуться серьезными перекосами и деформацией. Поэтому реформы, по сути, это формирование казахстанской политической культуры, потому что такие ограничения есть далеко не везде.
Я поддерживаю однократное президентство. 7 лет достаточно для того, чтобы реализовать любые, самые смелые реформы», - убежден политолог Талгат Калиев.
Барометр настроений
Появление в бюллетенях графы «против всех» можно смело назвать одним из завоеваний демократии. В ее отсутствие, будем честны, система репродуцирования власти все больше была имитационной. Думается, нет нужды напоминать о многочисленных кандидатах и целых организациях старательно изображавших некую альтернативу представителям власти.
Внедрение этого новшества позволило власти храбро взглянуть на себя без прикрас. Акорда и региональные административные центры заполучили наиболее точный барометр настроений общества.
Индикатор качества власти.
Высокий уровень протестного голосования является показателем кризиса, проявлением неспособности в первую очередь местных властей решать насущные проблемы казахстанцев. По сути, это локально-протестное голосование, когда граждане дают понять, что не удовлетворены достоинствами кандидатов в моменте, и действующим политическим курсом – в перспективе.
«Те, кто не верил в выборы или не согласен, или не находит среди кандидатов удовлетворяющих своим интересам, они, как правило, прежде на выборы не ходили. Сегодня они имеют возможность проголосовать против всех и в то же время выразить свое отношение к кандидатам. Поэтому эта графа является очень хорошим барометром общественного настроения, когда мы можем увидеть, что ни один из кандидатов не смог удовлетворить какую-то часть избирателей. И в том числе это является достаточно эффективным маркером для самих кандидатов, потому что профессиональные политики должны анализировать итоги выборов для того, чтобы улучшать свою деятельность. Поэтому графа «Против всех» полезна в первую очередь для них самих. Поэтому результаты должны помочь политикам подготовиться к следующим выборам и пройти их более успешно.
Благодаря упрощению процедуры регистрации партий у нас появились как минимум две новые партии. Эта инновация работает – одна из партий прошла в Парламент. Я думаю, мы сейчас стоим на этапах формирования партийного поля. Нашим партиям предстоит научиться работать по-новому и одновременно население должно включиться к активной партийной деятельности», - продолжил Калиев.
Неприкасаемые
К слову, упомянутые протестные настроения растут, в том числе, на фундаменте несправедливости, когда одни выше закона и неприкасаемые. Это те, чьи фамилии долгие годы произносились шепотом и на кухне.
Не зря говорят, что коррупция — это когда власть служит сама себе, а не гражданам.
Лидер Китая Си Цзиньпин однажды сказал: «Является ли страна демократической или нет, зависит от того, действительно ли ее народ является хозяином страны». Увы, в Казахстане в определенный момент безоговорочно окрепла система, в рамках которой народ мало того, что не был хозяином, так еще и превратился в стороннего наблюдателя, причем сиротливо озиравшегося с галерки.
Одной из краеугольных составляющих «восстановления в правах» стала работа по возврату незаконно вывезенных активов за рубеж.
И тут высказывалось немало ожидаемого скептицизма. Ведь заявлялось о поиске незаконно полученных активов у субъектов «крупной коррупции и олигополии». Кроме того, действие закона решили распространить на людей, которые занимают или занимали ответственные государственные должности, чиновников квазигосударственного сектора, и на аффилированных с ними граждан.
Это, как вы понимаете, так называемая «элита», представляющая власть, либо прямо или косвенно с нею связанная. Достаточно назвать «первых ласточек» - Сатыбалды и Боранбаева, по которым есть судебные решения, и чьи активы уже переданы государству.
«Законопроект подписан главой государства недавно, но он уже помогает бороться с коррупцией. То, что было озвучено в послании президента и были обозначены сроки подготовки законопроекта и были запущены обсуждения процедуры, механизмов возврата – все это уже подтолкнуло многих задуматься. Более активно пошли текущие процессы по возврату активов. То есть этот процесс не ждал, когда выйдет закон и когда будет подписан. Он уже пошел с момента определения и обозначения политической воли президента. Послание – это политическая воля.
После этого депутатский корпус активно подключился к разработке этого закона, потому что процесс этот нетривиален, уникален для истории независимого Казахстана и, естественно, требовал уникального решения. Потому что тех механизмов и инструментов, которые были прописаны в законодательстве, до Послания не было.
То есть возврат капиталов был очерчен понятийно – кто подлежит рассмотрению, или воздействия в рамках возврата капиталов. Потому что многие незаконно нажитый капитал не оформляют на себя, в ход идут родственники, друзья, подчиненные, коллеги, доверенные лица и так далее. Таких понятий в законодательстве не было», - рассказал о проделанной работе депутат Мажилиса Павел Казанцев.
«150 миллиардов – не предел»
Противодействие было (и остается) яростным. Шутка ли, на кону – миллиарды долларов, расставаться с которыми вчерашние «хозяева мира» отнюдь не собирались. Сначала послышались граничащие с истерикой разговоры о некоем варианте «раскулачивания» – с намеком на политически мотивированную борьбу, затеянную большевиками. Но, смею напомнить, что, во-первых, в 20-ые-30-ые годы прошлого столетия речь шла главным образом об охоте на оппозиционно настроенных «богачей». Во-вторых, жертвами пали крестьяне.
Наших же «героев» лишь косвенно с ними роднит сколачивание капитала на землях и недрах. Главным образом – на нефти и газе.
Затем противники и часть скептически настроенных казахстанцев задавалась вопросом о критериях «отбора» - что есть незаконный актив. Впрочем, никто и не скрывал, что подобная работа требует ювелирно точных юридических действий. Это прекрасно осознавали и законотворцы.
«В итоге закон вышел со своей уникальной формой. Президент, прежде чем подписать его, отправил законопроект в Конституционный суд, где его посмотрели на предмет соответствия конституционным нормам. И теперь этот процесс по возврату набирает обороты.
Сейчас посчитать объем подлежащих возврату активов крайне сложно. Минимальная сумма была обозначена в 120 миллиардов долларов, некоторые называют 140 миллиардов. Эти оценки не на кофейной гуще возникли. У нас есть понимание примерно тех активов, которые осели в офшорах. Да, они не все незаконно нажиты, поэтому поправочный коэффициент был взят. На мой взгляд, 120-150 миллиардов – та стартовая позиция, на которую надо ориентироваться. Но когда появится уже правоприменительная практика, когда «накатаются» процессы, тогда, думаю, сумма увеличится», - считает Казанцев.
В наиболее напряженном состоянии, наверняка, пребывают 162 казахстанца. Помните, как президент заявил, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния страны, в то время как у половины населения доходы не превышают 50 тысяч тенге. «На такие деньги прожить невозможно, такое неравенство опасно, ситуацию нужно срочно менять», - призывал Токаев.
Им, по некоторым данным, придется сдать декларацию с подтверждением законности активов.
«Нацфонд – детям»
И главное – доводы противников возврата капитала о том, что это не более чем передел собственности, разбиваются на корню одним решением. Казахстанцы не просто видят, на что тратятся «коррупционные деньги», но и могут, что называется, пощупать.
Это новые школы.
«Деньги были украдены, вывезены или внутри страны находятся и тратятся не по назначению, но теперь смогли эти деньги вернуть в казну государства и направили по назначению, а не просто распылили их непонятно куда. И теперь деньги тратятся на строительство школ. Причем школы очень высокого уровня и качества. Поэтому это очень важный шаг. Мы видим, что деньги, которые возвращают, они идут народу», - заявила депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
Программа «Нацфонд – детям» - тоже из категории «восстановления прав граждан». Документ предусматривает, что с 1 января 2024 года всем детям страны государство откроет накопительные счета, на которые ежегодно будут поступать и делиться на всех 50% инвестиционного дохода Нацфонда. Воспользоваться деньгами дети смогут только по достижению 18 лет.
«Программа «Нацфонд – детям», я считаю, это первый шаг реализации статьи Конституции о том, что недра, земля, природа принадлежат народу страны. И первый шаг – вот это внимание к детям. Пусть на счета детей падает небольшая сумма, но это ответственность государства и разделение возможностей со всем народом. Это очень показательно в том плане, что все должно принадлежать народу и президент сделал этот шаг», - добавила Смирнова.
В целом, это огромный пласт реформ в социальной и образовательной сферах:
«Ранее бесплатное школьное питание было за счет местного бюджета и часть регионов выделяли деньги, другие – нет. Часть выделяли только на 1,2 классы, другие на 1-4, а кто-то – только на питание детей из семей в трудной жизненной ситуации. Сейчас определились, что 1-4 классы – обязательное питание, и для детей из семей в трудной ситуации питание будет до 11 класса бесплатное. Это соответствует тому, что у нас унитарное государство, что у нас должны быть все льготы, выплаты. Они должны быть одинаковы по всей стране. И это тоже шаг к тому, как сказал Президент – Справедливый Казахстан для всех и каждого. Мы это и видим.
Сейчас повышаются стипендии и студентам колледжей, и вузов. И это важно, чтобы студенты могли сами себя пусть и на минимальном уровне, но смогли себя содержать. Мы в свое время тоже получали стипендию. И это не вопросы о том, чтобы шиковать, это вопрос о том, чтобы просто жить. Это важно, потому что студент если работает и пытается заработать себе на самый минимальный набор выживания, то, конечно, он не сможет качественно учиться. Студентов у нас поддержали, как мы видим, и это хорошо», - убеждена Смирнова, имеющая за плечами многолетний педагогический опыт.
Стоит отметить, что в соответствии с прямыми поручениями главы государства на повышение заработной платы педагогических работников на 25% дополнительно выделено 1,2 трлн тенге в течение следующих трех лет.
Кстати, при этом, повышение зарплат членов Правительства, акимов регионов и депутатов было запрещено – введен 5-летний мораторий.
Ожидание
По-настоящему народными решениями президента опрошенные нами спикеры называют создание Улытауской, Жетысуской и Абайской областей, а также поручение по легализации авто, ввезенных в Казахстан до 1 сентября 2022 года. В последнем пункте ведь снова не обошлось без политической воли, хотя бы из-за отчетливого следа представителей «старой элиты» с их утильсбором.
Что касается создания новых административных единиц, то и здесь глава государства не стал ходить вокруг да около, взяв на себя смелость констатировать: внутренняя инфраструктура данных регионов сильно изношена, и это оказывает прямое влияние на качество жизни населения. Как известно, с приданием статуса областного значения жизнь региона меняется в лучшую сторону. Статус области позволяет направлять больше средств и ресурсов для их развития.
По этой причине в целях возрождения регионов, богатых полезными ископаемыми, регионов с сакральными местами, а значит и с туристическим потенциалом, и были созданы новые области.
«Историческое решение президента», - в один голос заявили наши спикеры.
В настоящее время мы находимся в ожидании очередного Послания президента – с продолжением заявленного курса реформ. Найдется ли там место экономическому либерализму или сильному государственному регулированию – покажет время. Ждать осталось недолго.