Перезагрузка партийно-политической системы Казахстана

Автор: Смагулов Амир

По словам политологов, реформы, озвученные Президентом в Послании, дают толчок развитию новой политической системы

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Грядущие выборы депутатов Мажилиса и маслихатов станут, пожалуй, завершающим этапом перезагрузки. 2022 год, можно сказать, прошел под знаком реформ: референдум по поправкам в Конституцию, президентские выборы, появление графы «Против всех» в избирательных бюллетенях, усиление роли Парламента, воссоздание Конституционного суда, упрощение регистрации партий, выход Касым-Жомарта Токаева из партии и запрет акимам занимать в партиях должности. Это лишь одни из основных новшеств – перечислять их можно долго. Очевидно во всех этих реформах одно – власть теперь не монополизирована. Как, в частности, происходит отделение партийных структур от ветвей исполнительной власти, разберем в материале Azattyq Rýhy.

По словам директора Центра прикладных исследований «TALAP» Рахима Ошакбаева, за три десятка лет в стране все смешалось – раньше партия, занимающая доминирующее большинство в Парламенте вместе с другими политическими организациями-сателлитами представляла некую имитацию политического разнообразия.

«Плюс руководители исполнительных органов возглавляли филиалы партии. По сути, эта тридцатилетняя система характеризовалась состоянием, близким к монопартийности, в том числе и в исполнительной власти. Потом произошли трагические события января и очевидно, что эта система фактически взяла на себя моральную вину за произошедшее во всех сферах. Соответственно, Президент решил эту систему во всех сферах реформировать и вышел из этой партии власти», - убежден Рахим Ошакбаев.

В прошлогоднем Послании Касым-Жомарт Токаев заявлял, что буквально все замыкается на Президенте, что в корне неправильно. Это и послужило причиной отойти от суперпрезидентской модели правления и выйти из политической организации.

«Для всего общества стало очевидно, что именно монополизация политической и экономической деятельности сыграла едва ли не самую главную роль в произошедших январских событиях. Монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства. Политическому доминированию нужно поставить надежный заслон», - заявлял в послании глава государства.

Сверхконцентрация полномочий в центре, разумеется, не могла не повлиять на региональный уровень, не зря ведь акимов раньше называли местными царьками – они занимали главенствующую роль не только в акиматах, но и в филиалах партии. Поэтому люди воспринимали ее как госструктуру, ведь акимы имели дополнительный рычаг влияния. Чтобы разорвать этот круг, Президент решил запретить им занимать партийные должности. Об этом он тоже заявлял в своем Послании.

С ноября прошлого года, то есть с момента принятия поправок в законодательство, акимы всех уровней не состоят в партии. Их кресла председателей областных, городских и районных отделений заняли представители общественности – те, кто зачастую критикуют власть и предлагают конкретные решения проблем. Плюс ко всему акимы теперь не входят в состав политсоветов и бюро политсоветов.

Политолог Марат Шибутов считает, что эта мера стала особенно актуальной перед грядущими выборами депутатов Мажилиса и маслихатов, ведь партийная конкуренция по-настоящему усилилась. Он также отметил еще один плюс такого решения: акимы, по его мнению, теперь не могут оказывать влияние на партийные структуры.

«Это меняет предпочтения акимов. То есть раньше акимы были при филиалах партии и этой партией, скажем, волей или неволей оказывалась помощь от акимата. Соответственно, были другие взаимоотношения. Сейчас же наблюдается равноудаленность акимов от партии и, в принципе, им уже все равно, какая партия. То есть теперь партия на акимов больше не будет оказывать давление, и акимы тоже не смогут влиять на партию. Взаимное расхождение. Это в целом и для государства лучше, и для партии тоже», - подчеркнул Марат Шибутов.

Беспартийность Президента и лишение акимов должностей в политической организации – одно из доказательств того, что страна действительно держит курс на модернизацию в соответствии с требованиями концепции «Нового Казахстана». Теперь глава государства вместе с акимами, что называется, вне партийной деятельности. И это позволяет развивать и усиливать конкуренцию на политической арене.

«Эта мера дает возможность развитию здоровой конкуренции между партиями, а госаппарату – возможность нести отдельную ответственность за те или иные свои действия. Здесь получается разграничение. При этом важно учитывать, что партийная конкуренция развивается тогда, когда предоставлены равные возможности для реализации той или иной платформы. Система сдержек и противовесов здесь как раз работает в сторону политического плюрализма, здоровой конкуренции и развитию многопартийности, так как теперь Президент также не является членом партии и уже уходит в лету так называемая формулировка «партия власти» и «партия Президента». То есть это уже говорит о том, что другие партии получают возможность вести равную конкуренцию», - утверждает политолог Казбек Майгельдинов.

Эпоха монополии власти закончилась, настало время плюрализма. А это особенно важно и актуально сейчас - в период предвыборной агитации. Мы уже наглядно увидели, что сегодня партии свободно осуществляют свою работу в очень и очень конкурентной среде: это доказывает огромное количество баллотирующихся в депутаты, разрешение на агитацию в соцсетях, свободная регистрация и создание партий, причем эта процедура проводится намного проще, чем раньше. Так, порог регистрации снижен с 20 тысяч до 5 тысяч членов, а для прохождения в Мажилис теперь достаточно 5% (вместо 7%) голосов избирателей. При распределении депутатских мандатов была также закреплена 30-процентная квота для женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями. Все это вкупе усилило конкуренцию партий и кандидатов за места в Парламенте и местных органах власти.

«Реформы, которые проводятся сейчас, были начаты в 2019 году. Они нацелены на то, чтобы у нас развивались независимые демократические институты. У нас шла демократизация через развитие партийно-политического поля, через усиление роли гражданского общества. Ну, и самое главное – соблюдение всех норм Конституции. То есть это не просто право выбора каждого гражданина, но и право быть избираемым. И я думаю, что плоды мы увидим уже в ближайшее время, плоды того, что система издержек и противовесов, создание возможностей для появления разных политических сил даст толчок развитию политической системы Казахстана», - заключил Казбек Майгельдинов.