Почему Казахстан активизировал «войну» против авто из Армении и Кыргызстана, и что изменится после поручения Президента?
Новогодний сюрприз преподнесли казахстанцам, которые раскатывают по нашим дорогам на автомобилях с армянскими и киргизскими номерами. А таких у нас в стране по официальным данным около 170 тысяч, а по подсчетам независимых экспертов более 200 тысяч. Общее число этих людей с членами семей и единомышленниками, которые также могут встать на защиту интересов этих автовладельцев может легко перевалить за полмиллиона и более. Возмущенные люди выступают в разных городах с требованиями решить проблему.
Началось же все с разъяснений правил регистрации автомобилей, состоящих на иностранном учете, которые дал первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев:
«Если они растаможены вне правил, утвержденных на территории ЕАЭС, а у нас две страны – это Кыргызстан и Армения – у них до 2020 года существовал льготный период растаможки, то есть там таможенные пошлины были ниже намного, чем у остальных членов ЕАЭС – России, Беларуси и Казахстана. Поэтому получается, что это должно было распространяться только на граждан Кыргызстана и Армении, которые на своих авто заезжают к нам по правилам временного ввоза и могут разъезжать свободно. Что касается наших граждан, они изначально должны были на эти машины провести полную таможенную очистку. Чтобы официально зарегистрировать авто из Армении и Кыргызстана, их владельцам нужно будет выехать за пределы РК и спустя 30 дней снова заехать в Казахстан».
Далее он уточнил, что сейчас правоохранительные органы переходят к стадии администрирования этих нарушений.
«Будем принимать меры, чтобы наши граждане полностью провели таможенную очистку, либо вывезли эти машины. В КоАП предусмотрено, что те владельцы машин, которые не прошли таможенную очистку, будут нести ответственность вплоть до водворения авто на штрафстоянку. Они должны растаможить эти машины, либо их автомобили отправят на штрафстоянку, а водителю выпишут штраф, по-моему, 20 МРП», – подвел черту Кожаев.
Становится понятным недоумение и возмущение граждан в сложившейся ситуации. Почти 5 лет позволяли завозить машины, и вдруг как снег на голову – штрафы, штрафстоянки и прочие карательные меры. И ведь такое происходит не первый раз. С праворульными автомобилями была подобная картина. Сначала позволили наводнить ими страну, а потом резкий запрет с угрозами санкций. И только активные действия, и сильное возмущение вынудили власти найти компромиссное решение и успокоить народ.
Как бы обосновывая непопулярные меры по новым правилам регистрации иностранных автомобилей, замминистра Кожаев вдруг озаботился повышенной опасностью, которую представляют собой машины с киргизскими и армянскими номерами и большим количеством дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с их участием. Он даже привел некие подтверждающие цифры. В то же время по последним данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) на осень 2019 года в РК на учет поставлено 4 566 198 транспортных средств всех типов. 70 тысяч официально зарегистрированных иностранных автомобилей составляют 3,7% от общего количества. И, непонятно, каким образом эти 3,7% резко подняли уровень ДТП. Если, конечно, они специально не ставили перед собой такую задачу.
Все эти ситуации и с праворульными машинами, и с регистрацией иностранных машин, являются, на мой взгляд, следствием непродуманных, непрофессиональных действий наших отдельных чиновников, в данном случае - чиновников от МВД. Неужели они не понимали, что такая ситуация не может длиться вечно, и рано или поздно потребуется решение. И только когда количество машин перевалило за 200 тысяч, решили применить не популярные меры, которые удаются им лучше всего.
В сложившейся ситуации мне видится несколько причин. Первая: могли возмутиться другие члены ЕАЭС, заинтересованные в экспорте своих автомобилей в РК. Вторая причина: лоббировали свои интересы официальные торговые сети.
«Дело в том, что рынок новых автомобилей составляет 70 тысяч машин в год. А подержанных – 700 тысяч. В 10 раз больше! Но рынок до сих пор контролирует уличная торговля. Покупателю приходится общаться с неразговорчивыми, хмурыми людьми. Но мы видим по другим странам, как этот рынок переходит в цивилизованное русло», - сказал глава «Астана Моторс» Нурлан Смагулов в интервью «Каравану».
При этом он не говорит, что в цивилизованных странах приоритетом является свобода торговли, и власти этих стран не устанавливают драконовские таможенные пошлины. Как следствие, цены на экспортные машины такие же, как и на свои. Выбирай по вкусу. А «Астана моторс» и еще несколько подобных компаний мало того, что сами ничего не производят, так еще и хотят, чтобы покупали машины только в их дилерских сетях. При этом цены на их машины и на их сервис не доступны многим гражданам нашей страны.
Лет 10-11 тому назад в нашей стране уже поднимали таможенные пошлины на ввоз автомашин и уничтожили активно функционировавший автомобильный рынок, который кормил несколько сотен тысяч людей с семьями. И вот опять непродуманная политика привела, во-первых, к проблемам у людей, а во-вторых, к тому, что с каждым годом на наших дорогах все больше и больше автохлама. Не имея возможности обновить машину, люди вынуждены ездить на старье. И третьей причиной мне представляется сознательная политика некоторых чиновников. Пусть народ поглубже погрузится в сложную ситуацию, а потом на решении и на «разводке» проблем можно будет неплохо заработать.
В результате возникла патовая ситуация. Чиновники зависли. Эффективного решения предложить никто не мог. Ситуация продолжала накаляться. И тут, чудесным образом, всех выручил Президент РК Касым-Жомарт Токаев. 24 января на расширенном заседании Правительства он дал конкретное поручение по разрешению конфликтной ситуации.
«Для разрешения данной проблемы Правительству в месячный срок, в разовом порядке, следует обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных по состоянию на 1 февраля 2020 года гражданами Казахстана из стран ЕАЭС для личного пользования. Регистрация на эти автомобили будет действовать до 1 марта 2021 года. При этом граждане должны уплатить регистрационный сбор и госпошлину. Временная регистрация должна осуществляться без права отчуждения и передачи в пользование и распоряжение другим лицам. До 1 марта 2021 года автовладельцы должны уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет, либо вывезти его из страны, либо осуществить иное, не запрещенное законодательством действие», - сказал Токаев.
Одно вмешательство Президента и проблема снимается с повестки дня.
Однако, снимается она не окончательно, а только на 13 месяцев. А потом она возникнет опять. Почему? Потому что сейчас временно зарегистрировав машину, к 1 марта 2021 года большинство не смогут уплатить таможенный и утилизационный сбор, даже желая это сделать. По той простой причине, что у них нет на это денег. Именно отсутствие лишних денег вынудило их ехать в страны ЕАЭС чтобы купить машину подешевле.
Что делать? Избавиться от этой машины невозможно. Ни продать, ни передать другим лицам. Назад тоже не повезешь, а на запчасти смогут разобрать немногие. И опять тупик? Опять угрозы штрафов и штрафстоянок? Опять социальное недовольство?
Единственно правильным решением будет дать этим автовладельцам постоянную регистрацию и провести упрощенную таможенную очистку по невысокой цене. И ввести новые четко продуманные правила по регистрации иностранных автомобилей. В интересах людей, а не чиновников. И неплохо было бы при этом помнить, что мы не являемся страной с развитой автомобильной промышленностью. Поэтому, на мой взгляд, надо в целом уменьшить таможенные пошлины и упростить таможенные процедуры, иначе мы рискуем в ближайшее десятилетие просто утонуть в автохламе.
Гульнара АЛИБАЕВА, экономический обозреватель Azattyq Rýhy