Подхватят ли импульс Президента министры и акимы?

Автор: Сейтказин Ардак

Похоже, концепция «слышащего государства» в казахстанских реалиях приобретает неожиданный ракурс

Фото Батыржана Беспаева, Алиакпара Кадырбаева

Расширенное заседание Правительства не взбудоражило и не всколыхнуло. Даже «политизированная» столица, за исключением тех, кому по долгу службы положено, не навострила уши. А стоило бы, потому как за внешним спокойствием собрания в Үкімет үйі (все-таки никого сильно не критиковали, в отставку не отправили) таится ряд любопытных моментов, которые нужно понять и переварить.

Опустим нюансы финансово-экономических, аппаратных и иных корректив. Заострить ваше внимание хотелось бы на общей и самой главной, на мой взгляд, концепции выступления Президента. Несколько раз он делал отсылку на требования, просьбы, пожелания народа, на деле демонстрируя важность и актуальность идеи формирования «слышащего государства» (при этом само словосочетание, если не ошибаюсь, ни разу не прозвучало в ходе заседания). Импульс верный, и на бумаге – приятный глазу. Только, уж простите за пафос, один в поле не воин. 

И вот здесь мы подбираемся к заявленному несколько «неожиданному ракурсу» данной концепции. В нынешних казахстанских реалиях «слышащее государство» превращается в отдельных «слышащих министров и акимов». Поясню: с самой высокой трибуны можно декламировать все что угодно, говорить о необходимости реформ, призывать подчиненных к активизации… Но если непосредственные исполнители на местах не услышат, не подхватят заданного импульса, то грош цена всему заявленному.

Пока отдельные чиновники будут тратить ресурсы на удержание власти, вцепившись в кожаное кресло, ситуация кардинально не изменится.

Вот и складывается у казахстанцев впечатление, что все идет по кругу. Замкнутому. Когда заявленные правильные реформы реализуются только через «волшебный пендаль», или «через колено», как выразился Касым-Жомарт Токаев. Только вот почему все так происходит? Вопрос, конечно, риторический. И наивный.

Господа кулуарными делами заняты. Им не до чаяний людей. Хлопот то много: там отчет необходимо представить с «правильными цифрами» (об этом также говорил Токаев), здесь, под боком, антикоррупционщики снуют, родственник попросился на работу, снега «неожиданно» много выпало в январе… А тут еще эти еженедельные приемы граждан. Делом заняться не дают со своими просьбами и жалобами.  

Надоело. Направьте уже эти усилия, затрачиваемые ныне на интриги и подковерную борьбу, на реальные дела.

Утопия? Пожалуй, да. Тогда остается надеяться на смену поколений. Пусть те, кто не способен работать в современных реалиях, кто привык решать вопросы по старинке – с подозрительными рычагами и инструментами, уходят в прошлое. Но пока Президент не стал ворошить этот улей, но и мягко не стелил. Он обозначил дедлайн, а уже весной, похоже, полетят и головы, а может быть, и целые департаменты.

А теперь к тезисам выступления Токаева, которые мне показались важнейшими.     

«Госуправление - это аппарат, т.е. люди, с которых общество будет спрашивать за успех или неудачу.

Отдельно хочу отметить следующее: любые планы хороши настолько, насколько хорошо мы их выполняем. Поэтому ключевой вопрос успешного решения поставленных задач – эффективная система государственного управления.

Речь не только о государственной службе. Концепция государственного управления шире. Она предусматривает создание сервисной модели, направленной на удовлетворение справедливых требований наших граждан».

Это как раз то, о чем говорилось выше. Терять почву под ногами господам не рекомендуется – больно будет падать. Даже неадекватное поведение скрыть все сложнее, не говоря уже о конкретных недоработках. Чиновники уже нередко становятся «звездами» ютьюба. Вспомните хотя бы замакима Жамбылского района – «героя» нашумевшей посиделки в ресторане.

Идем далее.   

«Я давал поручение работать с ценами. К сожалению, констатирую: и соответствующие министры, и акимы эту работу провалили.

Правительству и местным исполнительным органам так и не удалось решить задачу развития конкуренции, увеличения доходов населения».

Говорю же: заняты господа. Неуемную энергию растрачивают, как принято говорить, на «несвойственные функции».

Не открою Америку: все так называемые надбавки к пенсиям, пособиям, зарплате съедает подорожание всего и вся. Это как будто повод такой: мол, мы же накинули сверху, вот и терпите. Только вот накинули вы совсем чуть-чуть, а дорожает все повсеместно. Не успеешь привыкнуть и порадоваться пусть и небольшой, но надбавке, как окунаешься в суровую действительность – в магазине, на заправке, в аптеке, да везде. При этом в Нацбанке твердят сакраментальное: инфляция в ожидаемом коридоре. Вспомню крылатую фразу современника: простите, а чьи то были ожидания? 

«Сделан первый шаг в решении этого важного вопроса (досрочного использования части пенсионных накоплений - Azattyq Rýhy). Наша цель – не раздать все накопления сейчас, оставив людей без достойной пенсии в старости. Нужно создать стимул для выведения зарплат из тени, чтобы люди начали требовать от работодателей платить пенсионные взносы.

Правительство и Национальный банк начинают реализацию этой реформы. Постепенно следует расширять круг граждан, которым можно предоставить такую возможность.

Предстоит также ускорить модернизацию пенсионной системы.

Вокруг нее много дискуссий, но нужно в середине года определиться с нашими подходами и решениями».

Не являюсь специалистом в данной сфере, но многие эксперты давно призывают Правительство к серьезным реформам в данном вопросе. А начать предлагается с возрождения конкурентной среды в системе пенсионных накоплений. Монопольное положение ЕНПФ не устраивает многих, в том числе нашего экономического обозревателя Гульнару Алибаеву.  

«Время подтвердило, что слияние пенсионных фондов в Единый НПФ было ошибкой.

Единственный показатель, который у ЕНПФ лучше, чем у частных НПФ, - это административные расходы, которые у одной организации будут меньше, чем у 14. По всем остальным критериям деятельность ЕНПФ не стала лучше, а только хуже.

Это касается и стандартов управления, и прозрачности, и надежности фонда, и неэффективности управления активами, и огромных административных расходов. Иными словами, слиянием фондов в ЕНПФ был создан фонд монополист, ухудшивший положение вкладчиков практически по всем показателям. И в первую очередь по надежности, сохранности, эффективности и доходности вложений», - считает Гульнара Алибаева.

Лично я не претендую на досрочное снятие денег. Более того, сомневаюсь, что в старости получу доступ к своим накоплениям. Так вы хотя бы для будущих поколений заложите реформы. Пусть хоть нынешние 20-летние ребята, которые только начинают карьеру, будут копить справедливо и прозрачно.  

«До 1 марта 2021 года автовладельцы должны уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет, либо вывезти его из страны, либо осуществить иное, не запрещенное законодательством действие.

Поручаю Правительству принять меры по ограничению дальнейшего ввоза и эксплуатации автомобилей с нарушением законодательства страны».

Да, Президент лишь отсрочил наступление «судного дня» для десятков тысяч автолюбителей. А МВД, прежде чем советовать разобрать имущество на запчасти, следует посмотреть в свой огород: может быть это все же ваша недоработка? Как минимум в вопросе разъяснения требований закона. Любят у нас месяцами «сидеть в засаде», а потом ударить радикальным решением. Они ведь сами убаюкали казахстанцев своими краткосрочными всплесками активности. Проведут 2-3-дневный рейд, и забывают. Никакого системного подхода к решению проблемы, лишь локальная мобилизация людей в погонах.

«Еще один момент - это слабый контроль за реализацией анонсированных реформ. Правительство разрабатывает реформы, реализует их и само же оценивает качество своей работы. Требуется изменить положение вещей.

Поручаю создать Центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ при Администрации Президента. Центр будет функционировать на общественных началах, помимо сотрудников Администрации Президента, в него войдут представители научного и экспертного сообщества.

Может быть, по мере развития этого института он будет преобразован в агентство по реформам при Президенте. Пока же будет создан данный Центр без каких-либо бюджетных затрат».

Ключевой момент – состав нового органа. Чтобы не вошли в него очередные подхалимы, которые в угоду красивой отчетности будут говорить о 7, 10, 20 процентном росте чего-нибудь. Добавьте для разнообразия честности. Независимости в суждениях.

А инициатива архиважная. К тому же, внештатный советник Главы государства по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов уже выступил с конкретным предложением по созданию такого Центра.   

«CSI готов на общественных началах (т.е. на бесплатной основе) стать таким центром (CSI - частная независимая консалтинговая компания, старшим партнером которой является Худайбергенов – Azattyq Rýhy). Мы подготовим формат регулярных аналитических материалов открытого и закрытого (для президента) характера по анализу качества проводимых реформ. Для этой работы мы выделим специальную команду. Собственно, мы и до этого давали оценку некоторых реформ, но теперь переведем эту деятельность на регулярный и масштабный формат», - сообщил экономист.

В общем, импульс задан. Импульс проведения «глубоких, возможно, радикальных реформ» экономики страны. Только бы расторопности добавить отдельным чиновникам. Так считает и сам Токаев.

«Пока же основные решения принимаются государственным аппаратом медленно, с оглядкой на многочисленные нормативные акты, со ссылкой на необходимость межведомственного согласования. Так работать в условиях ужесточения международной конкуренции и с учетом справедливых требований народа уже нельзя. Реформы придется проводить буквально «через колено».

Только хватит ли нынешним акимам и министрам той самой воли и решительности, о которых говорил Токаев, в реализации озвученных реформ? Или дорогу молодым? Тут как раз президентские резервисты на подходе. Какая-никакая конкуренция...  

Матвей ЗУЕВ