Как дистанционное обучение вскрыло «гнойники» образования
Недоступность Интернета, снижение качества образования и неподготовленность учителей – одни из главных проблем
Для того, чтобы узнать, каким был учебный 2020-2021 год для школьников, социолог Серик Джаксылыков провел исследование. Для изучения того, как складывалось дистанционное обучение во время пандемии, использовались электронные дневники. Старшеклассники вели их сами, а за учеников младших классов – их родители. В них они в свободной форме делились своими мыслями, эмоциями и переживаниями, рассуждали о происходящем в дистанционном обучении. Проведенное исследование выявило проблемы не только в дистанционной форме обучения, но и в целом в системе образования, передает Azattyq Rýhy.
Идея исследования заключалась в первую очередь в сборе данных о том, каково это – учиться дистанционно. Причем учитывалось мнение как школьников, так и их родителей. Собранная таким образом информация стала первоисточником сведений о том, через что они прошли, какие мысли у них возникали, какие эмоции они переживали.
«Мы провели две волны исследования, с промежутком в год обучения. Сбор данных второй волны проводился во время четвертой четверти 2020-2021 учебного года, первой волны – во время четвертой четверти 2019-2020 учебного года. В первой волне мы попытались зафиксировать самый ранний опыт перехода системы общего среднего образования к совершенно новой форме обучения. Ко времени проведения второй волны обучение в такой форме велось уже около года, поэтому здесь рассматриваются наметившиеся тенденции, адаптация главных участников учебного процесса», - говорит социолог Серик Джаксылыков.
Дистанционное обучение выявило проблемы, которые раньше, возможно, не были так заметны. Причем не только в образовании. К примеру, недоступность Интернета и плохое качество соединения привлекли внимание всего общества, не только школьников и родителей, потому что проблема наглядно продемонстрировала, что громко афишированные правительством успехи цифровизации страны были сильно преувеличены.
«Проблема неравного доступа к Интернету проявлялась не только в географическом разрезе, но и социальном: к примеру, в многодетных семьях с невысоким уровнем доходов не хватало компьютеров и смартфонов. Известно, что уровень жизни в селах ниже, чем в городе, и ноутбуки есть не в каждой семье, а если есть, то на один ноутбук приходится несколько детей», - подчеркнул Серик Джаксылыков.
Вторая волна исследования показала, что проблемы с Интернетом не были решены до конца, а на первый план вышла проблема недостаточной подготовленности учителей к работе с мобильными приложения и компьютерными программами, которые использовались в новом формате обучения.
С самого начала перехода к «дистанционке» было очевидно, что успех такого формата во многом будет зависеть от того, насколько учителя будут готовы к работе с новыми гаджетами. Госорганы, конечно, провели работу в этом направлении, но как показали результаты исследования, проблемы, связанные с недостаточной подготовкой учителей к работе с мобильными приложениями и компьютерными программами, оставались нерешенными.
«Многие сбои в учебном процессе стали следствием плохой подготовки учителей. Оказалось, что освоение нового формата хуже всего далось учителям старшего поколения. Они не могли самостоятельно справиться с техникой, что отражено в дневниках учеников: «Работать с учителями старшего поколения – проблема. Они не могут вовремя настроить звук, правильно повернуть камеру, не замечают, что не видна часть того, что они хотят показать». Дошло то того, что учителя были вынуждены увольняться из-за дополнительного стресса, а на замену им приходили более молодые специалисты», - подчеркнул социолог.
Учителя попросту оказались не готовы к экстренной цифровизации своей профессии, что, разумеется, отразилось на усвоении учебной программы.
«Тут нужно сказать, что министерство образования ожидало этого. Поэтому летом для учителей было организовано обучение. Возможно, оно было неэффективным, либо нацелено на другие вещи, потому что проблема не была решена», - отметил спикер.
В первой волне исследования исследователи обнаружили ухудшение усвоения учебной программы. На это прямо указывали и школьники, и родители. Со стороны учителей наблюдалась тенденция ставить оценки не по тому, как написана работа ученика, а по тому, как он учился раньше.
«Если на протяжении трех четвертей он был хорошистом, то троек ему уже не ставили, ссылаясь на проблемы с интернетом, дисциплиной, восприятием, отсутствие помощи родителей. В дневниках мы читали о том, что система оценивания была неадекватна, не отражала реальных знаний учеников и истинного освоения школьного материала. Учителя понимали, что условия обучения изменились, и это могло повлиять на успеваемость учеников. Также, возможно, они не хотели портить рейтинг школы», - утверждает Джаксылыков.
Самым веским свидетельством масштабности этой проблемы является то, что администрации школ и госорганы образования стали организовывать дополнительные занятия в формате летних школ, групп продленного дня. Таким образом дети могли закрыть образовавшиеся пробелы. Появились группы продленного дня для тех, кто не смог освоить материал во время урока. Знаний, которые давали учителя, школьникам не хватало. И это происходило по разным причинам. Не зря классы химии и физики оборудованы лабораториями, где ученики могли проводить опыты. Так же и с языками, которые сложно изучать без контакта.
«Мы поняли, что учителя и администрация заинтересованы в высоком рейтинге школ. Из-за этого наблюдалась тенденция завышать оценки. Скорее всего, это не вызвано проблемой перехода на дистанционное обучение, а имеет системный характер. Видимо, имеющаяся система оценки успешности, эффективности работы учителей и школ приводит к таким перекосам. В итоге сами учителя пытаются поддерживать высокий уровень оценок», - говорит социолог.
Но в целом вероятность получить хорошую оценку при «дистанционке» увеличилась. У школьников появилась возможность списывать, пользоваться Интернетом. Многие контрольные работы часто писались коллективно.
«Одна из учениц рассказывает: «Во всем нашем классе из всех училось 4-5 человек. Остальные списывали у них, или у тех, кто списал у них». Есть в дневниках и такие интересные заметки: «Учитель даже не замечает, что разными учениками загружена одна и та же работа». Либо он закрывал глаза на это, либо просто не замечал, а возможно, его это просто устраивало. Плюс многим учащимся помогали родители. В дневниках даже есть шутки на эту тему: «Все родители ждут своих оценок» или «Пришли оценки мам и пап», - отметил спикер на онлайн-площадке для профессиональных дискуссий economist.kz.
Родители таким образом стали больше вовлекаться в уроки детей из-за нового формата обучения. Особенно в начальной школе. Вследствие этого родители учеников младших классов испытывали большую нагрузку, стрессы. А дети, чьи родители не имели возможности уделять много времени учебе детей, оказывались в невыгодном положении.
«Часто это происходило из-за того, что учителя не могли донести новый материал до класса, иногда по техническим причинам, а иногда из-за отсутствия прямого контакта с учениками. У половины учащихся могли быть выключены камеры во время урока. Учителя же привыкли проводить уроки, видя учеников, их глаза, реакцию, которая давала понимание, усвоили дети новый материал, или нет. А когда половина камер выключена, или видео зависает, то учитель просто не может получить нормальную обратную связь. Здесь мы видим, насколько важен живой контакт учителя и ученика», - пояснил эксперт.
Из-за ограничивающих обстоятельств начал меняться и формат урока. Он стал короче, много времени уходило на дисциплинарные моменты, когда учителю нужно было убедиться, что все на месте, провести перекличку, получить задание, отправить задание. На объяснение нового материала требовалось больше времени, усилий, но фактически времени выделялось меньше.
Но дистанционное обучение, надо признать, выявило и позитивные тенденции.
«Были обнаружены признаки позитивной тенденции к переосмыслению старшеклассниками своей роли в учебном процессе. В их дневниках можно встретить рассуждения о том, что школьное образование нужно только им самим, успех в учебе зависит от их самодисциплины и целеустремленности. Переход на дистанционное обучение, возможно, способствовал развитию критического осмысления организации учебного процесса с позиции его активного участника, а не объекта», - говорит Серик Джаксылыков.
Если раньше учеба для них была чем-то, что они обязаны делать, то после того, как старшеклассники увидели, что могут не делать домашнее задание и при этом получать хорошие оценки, они начали понимать, что дело не в оценках, а в том, что ты получишь от этого образования, какой багаж знаний с собой заберешь. Многие начали понимать, что учеба нужна прежде всего им, а не учителям и родителям. Они стали думать о профориентации, выбирать те предметы, которые важны для будущей специальности. Дети стали более ответственными и сознательными. Они стали непосредственными участниками учебного процесса. Пожалуй, это единственный плюс «дистанционки». Остальные пункты исследования чиновникам следует принять во внимание и решать их.