В Новый Казахстан – с политическими реформами

Смагулов Амир
12.08.2022, 20:48

Политологи считают, что курс, заданный на обновление, укрепит страну

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Казахстан очень бойко встал на путь политической модернизации. Этому в первую очередь способствовала крепкая рука Президента. Немало политических реформ инициировал Касым-Жомарт Токаев за короткий промежуток времени. Какое влияние они окажут на госуправление, зачем нужно менять его структуру, как изменится жизнь казахстанцев? На эти и другие вопросы отвечают эксперты в материале Azattyq Rýhy.

«В Казахстане, начиная с 1995 года, последовательно шел процесс формирования закрытой и жестко централизованной политической системы. Однако со сменой в 2019 году руководства страны и занятием поста главы государства Касым-Жомартом Токаевым был дан старт процессу реформ, которые направлены на постепенное обеспечение открытости политической системы», - утверждает политолог Андрей Чеботарев.

Политическую модернизацию глава государства начала еще задолго до январских событий. К примеру, закон о мирных собраниях, подписанный Президентом еще в 2020 году. Прошлый закон о митингах у нас был принят в начале 90-х, когда запрос был очень серьезен – нужно было сохранить экономику, предотвратить экономический коллапс от забастовок. Потому для проведения митинга требовались разрешительные документы и множество ограничивающих функций.

Сейчас же разрешительный принцип сменил уведомительный. Также определены формы мирных собраний (собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование), права и обязанности их организаторов, участников и представителей СМИ. С момента введения закона в стране прошли десятки митингов по различным темам.

«Сейчас главным отличием является уведомительный принцип и проведение мирных собраний. Не всегда, правда, к этому готовы местные власти и пытаются привыкать к этому закону, поэтому иногда есть случаи незаконного закрытия мирных митингов, но, думаю, мы найдем решение и будет правильной интерпретация этого закона», - говорит политолог Талгат Калиев.

Далее – решение о прямых выборах акимов было принято в 2021 года. Пока население выбирает только сельских начальников, но все еще впереди. Важно также отметить принятие закона об изменении порядка регистрации партии. Теперь, напомним, минимальная численность региональных представительств уменьшится в три раза – с 600 до 200 человек. Почти на треть, с 1000 до 700 человек, сократится минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии.

«Регистрационный порог для создания партии снижен с 20 тысяч до 5 тысяч. Чуть ранее его снизили с 40 тысяч до 20 тысяч. Думаю, что это новшество приведет к хорошему всплеску партийной и политической активности. А также вызовет серьезную конкуренцию на партийном поле и откроет возможность появлению действительно сильных партий», - считает Калиев.

С уверенностью можно сказать, что в этом году качественно новый этап процесса модернизации открыла собой проведенная конституционная реформа. Из 56 поправок, внесенных в Конституцию по результатам проведенного 5 июня республиканского референдума, следует выделить:

• Введение смешанной избирательной системы на парламентских выборах и, как следствие, возвращение гражданам возможностей реализации своего пассивного избирательного права (права быть избранными). К тому же на законодательном уровне это будет осуществлено и в отношении выборов депутатов маслихатов всех уровней;

• Предоставление гражданам возможности влияния на деятельность депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по одномандатным округам, посредством их возможного отзыва;

• Воссоздание Конституционного суда и, как следствие, возвращение гражданам возможностей защиты своих конституционных прав и свобод посредством обращения в данный орган.

«В совокупности все это способствует расширению возможностей и механизмов участия казахстанцев в политической жизни и управлении делами общества и государства. Таким образом политическая система Казахстана шаг за шагом открывается. Следующим шагом станет рассмотрение и принятие пакета законов, предусматривающих поправки в законодательство о выборах, президенте, парламенте, политических партиях и так далее», - утверждает политолог Андрей Чеботарев.  

На казахстанцев это повлияет самым прямым образом, ведь парламентская система будет переформатирована, в итоге роль Мажилиса усилится с внедрением смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы. Это значит, что граждане получат возможность баллотироваться в депутаты, как это было до конституционной реформы 2007 года.

«В первую очередь это уравненные конституционные права всех, в том числе беспартийных граждан. Поскольку раньше Парламент был создан из политических граждан, а беспартийные оказывались в ситуации, когда были лишены этой возможности, то теперь и беспартийные могут попасть в Парламент. Даже можно выступить самовыдвиженцем и реализовать свое право», - объяснил политолог Талгат Калиев.

«Другое дело, что тогда мажоритарная система была преобладающая и теперь она будет вторичной. Но, тем не менее, я ожидаю, что активные политики, которые не состоят в партии и известные лидеры общественного мнение теперь, после принятия соответствующих поправок в закон о выборах, когда придет время проведения новых парламентских выборов, они будут постепенно готовиться к тому, чтобы принять участие в них», - убежден Андрей Чеботарев.

А это серьезно оживит общественно-политическую жизнь страны, когда между собой будут конкурировать не только действующие новые партии, но и люди тоже потянутся.

Нельзя также не отметить инициативу Касым-Жомарта Токаева о запрете для ближайших родственников президента на занятие должностей политических госслужащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Это однозначно исключит риски семейно-кланового правления.

Ну, и, пожалуй, самое главное – Президент заявил о снятии с себя «избыточных функций». Казахстану нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития – так говорил Токаев. И речь шла прежде всего об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. Многие согласятся с тем, что буквально все в нашей стране замыкалось на Президенте. И это в корне было неправильно.

«Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны. Нужно постепенно отходить от такой практики. Долгосрочные интересы государства для меня важнее каких-то дополнительных рычагов власти и ситуативного влияния. Предлагаю законодательно оформить обязанность Президента прекратить членство в партии на период своих полномочий. Эта норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий», – отметил Касым-Жомарт Токаев, выступая с посланием народу Казахстана.

Таким образом Сенат укрепит свою роль в качестве органа, который целенаправленно отстаивает интересы регионов, слабо представленных социальных и этнических групп.

«Это даст в первую очередь политическую конкуренцию, и мы должны к ней привыкнуть, должны освоить принцип политической конкуренции. Политические свободы и политическая либерализация всегда приводят к росту креативного потенциала населения. У нас в стране должны появиться новые личности, новые лидеры, новые творческие люди, новые элиты и самое главное те, кто будет способен осуществить новые экономические проекты. Условно говоря, у нас должны появиться свои Илоны Маски и Стивы Джобсы», - пояснил политолог Талгат Калиев.  

В том, что эти реформы приведут к реальной политической конкуренции, нет сомнений.

«Сейчас важно, чтобы государство начало реализовывать свои прямые функции и работать на интересы страны и граждан. К этому все идет понемногу. Понятно, что это не произойдет одномоментно и понадобятся не только конституционные реформы, но и какие-то меры административного порядка. Особенно, чтобы появилась достаточно сильная оппозиция для того, чтобы государство начало работать не в интересах групп влияния, как раньше было», - подытожил Андрей Чеботарев.  

В целом, все решения главы государства представляются хорошей основой для дальнейшей эффективной реализации им своего официального политического курса на модернизацию страны.

Вам будет интересно: