«С дипломом в село»: программе нужна мощная перезагрузка

Автор: Смагулов Амир

Многие ее условия давно устарели и больше не привлекают молодых людей

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Госпрограмме «С дипломом в село» в этом году исполнилось уже 13 лет. За эти годы она действительно показала свою эффективность и необходимость. Но вместе с тем спустя столько времени заметно оголились некоторые проблемы. Многие пункты программы уже давно устарели и требуют обновления. Какие именно условия следует изменить, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Программу «С дипломом в село» запустили 1 июля 2009 года. Она была ориентирована на усиление кадрового потенциала сельских территорий необходимыми трудовыми ресурсами – специалистами из сферы образования, социального обеспечения, здравоохранения, ветеринарии, культуры, спорта и агропромышленного комплекса.

Даже спустя столько лет у молодежи не пропал интерес: новоиспеченных специалистов ждут в отдаленных аулах, и они востребованы. К тому же поселок может стать отличным трамплином для профессионального роста вчерашних выпускников. Главное для участия в программе – иметь диплом и отработать на селе три года.

«Программа востребована и необходима. За все эти годы, если мне не изменяет память, больше 60 тысяч молодых людей воспользовались этой программой и продолжают пользоваться. Когда я выезжаю в регионы, в районы, в сельские населенные пункты и начинаю разговаривать с людьми, с представителями акиматов, то всегда звучит наболевший вопрос о нехватке специалистов и прежде всего в сфере образования и здравоохранения. Каждый раз люди эти вопросы поднимают, и я даже в одну из своих поездок специально встретился с молодыми ребятам, которые приехали по этой программе. Мы с ними поговорили, пообщались. То есть ребята едут туда, используют возможности этой программы, остаются на селе работать», - рассказывает депутат Мажилиса Юрий Жулин.

Просто так, конечно, молодежь не променяет городской комфорт на работу в поселке. Заманивают их, разумеется, разными «плюшками». В первую очередь для работы на селе государством выплачивается подъемное пособие в размере 100 МРП – сейчас это 291 700 тенге. Раньше выплата была меньше – всего 70 МРП. Второй плюс – это повышенный оклад. Зарплата сельских специалистов должна быть на 25% выше, чем у городских сотрудников на таких же должностях.

И третье, на первый взгляд, заманчивое предложение – помощь с жильем, чтобы обустроиться на новом месте. Участники программы могут оформить бюджетный кредит на покупку или строительство недвижимости. Его дают на 15 лет. Ставка вознаграждения – всего 0,01% годовых – очень привлекательная, чего не сказать о сумме займа. Государственные мужи посчитали, что 4 миллионов 375 тысяч тенге (1500 МРП) молодым людям хватит на покупку крыши над головой. Причем надо заметить, что ставка эта в 1500 МРП не менялась. Время идет, вокруг дорожает все – и даже дома в поселках. Самые ветхие и никчемные жилища в аулах сейчас стоят намного дороже.

«Критика, звучащая в адрес программы, справедлива и обоснована. Сейчас цены поднялись на все и по всем услугам, в том числе и стоимость жилья. И надо рассматривать вопрос о пересмотре расценок на этот кредит. Не совсем оперативно государство успевает за этими реалиями. Это, конечно, в том числе связано и с всегда ограниченными бюджетными ресурсами. Но программу надо совершенствовать. Вопрос касательно жилья с учетом новых цен на повестке стоит. И мы, депутаты, тоже эти вопросы поднимаем и вместе с правительством рассматриваем. Не могу сказать конкретные сроки, и насколько вырастет, но, думаю, этот вопрос найдет свое решение», - утверждает Юрий Жулин.

Статистика за 13 лет реализации проекта выглядит на первый взгляд прекрасно: свыше 85 тысяч специалистов получили подъемное пособие на сумму 14,1 млрд тенге, больше  40 тысяч молодых людей получили бюджетные кредиты на жилье на 123,5 млрд тенге. Однако суммы могли бы быть больше.

К примеру, сенатор Ляззат Сулеймен обратила внимания на то, что Министерство национальной экономики сокращает объемы денег, выделяемых на подготовку кадров. А это зачастую приводит к тому, что участники проекта остаются без положенных им выплат. К примеру, заем на покупку жилья в Западно-Казахстанской области в прошлом году смогли получить лишь 70% заявителей, а дефицит средств превысил 757 миллионов тенге. Еще один минус программы – узкий список специальностей.

«На местах наблюдается значительный дефицит специалистов в сфере здравоохранения, агропромышленного комплекса и служащих аппаратов акимов. Нужны экологи, повара, токари, сварщики, механизаторы, словом, специалисты с профессионально-техническим образованием. Однако они не входят в перечень проекта. В 2020 году добавили государственных служащих аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов. А про специалистов районных акиматов, видимо, забыли», - заявил член депутат Мажилиса Мади Ахметов.

Забыли, похоже, и про моногорода, которые не участвуют в программе. Это мелкие города, образованные при градообразующих предприятиях, при этом такие населенные пункты сильно удалены от других районов, городов. К примеру, такие моногорода как Державинск, Мамлютка удалены от областных центров и других крупных городов на более чем 500 километров.

В этих городах проект не действует, следовательно, молодым специалистам не выплачивают подъемное пособие, не выдаются бюджетные кредиты на жилье, и зарплата ниже на четверть, чем в близлежащем селе. Так теряется принцип равных возможностей граждан.

«Нужно мотивировать специалистов направляться не только в села, но и в моногорода. Важно провести четкий анализ для выявления потребностей регионов, расширения перечня сфер поддержки, обеспечения прозрачности выделения и использования средств, а также расширить направления оказания поддержки», - считает Ляззат Сулеймен.  

Чиновники нынче считают, что в сельской местности должны создаваться только рабочие места. Однако это не так. В поселках нужна качественная материально-техническая база, социальная и инженерная инфраструктура, чтобы привлекать молодых специалистов.

«Нужно учитывать отдельные особенности каждого населенного пункта, и каждого конкретного участника. Молодые специалисты сталкиваются с отсутствием необходимой качественной социальной инфраструктуры. Многие строительные работы выполнены некачественно, без соблюдения стандартов. Такое ощущение, что лишь бы деньги потратить. Это проявление системного формализма и дискредитация государственных программ», – подчеркнул депутат Мажилиса Артур Платонов.

Подкорректировать следовало бы не только саму программу, но и подход к работе с молодежью. По словам Юрия Жулина, работа в селах есть. В нескольких крупных крестьянских хозяйствах, по его словам, готовы платить по 230-300 тысяч тенге, вот только незадача – мало кто хочет там работать.

«Молодежь не идет. Причем, что самое интересное, это та молодежь, которая и живет в этих селах. Вот эта большая проблема – изменение отношения к ценности труда, о чем и Президент неоднократно говорил. Здесь должна вестись большая работа силами всего общества, а не только государства. Наверное, это должно начинаться с семьи. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что зарплата и работа – не единственные факторы привлечения молодежи в село. Нужно создавать соответствующего качества инфраструктуру – те же дороги, спортивные и культурные объекты для досуга в ауле. То есть делать аул привлекательным.  А это уже, конечно, задача государства, над которой оно бьется многие годы. То есть проблема комплексная, которая все же не сводится только к высокой зарплате.  

Большая проблема в том, что не хотят молодые люди на село ехать работать, да и в целом не все сейчас хотят работать тяжелым трудом. К сожалению, у молодежи ценности немного другие. Я не говорю про всю молодежь, не хочу кого-то обидеть, но, к сожалению, у определенной части молодежи такое есть. И над этим надо совместно работать, привлекать медиаресурсы, государство, образовательную сферу, чтобы формировать соответствующие ценности. Потому что сегодня на селе работа есть и зарплаты достаточно неплохие, но в то же время фермеры и крестьянские хозяйства не могут найти на работу людей», - говорит наш собеседник.

О том, что программа до сих пор остается актуальной и нужной, говорит и статистика. По данным премьер-министра Алихана Смаилова, 96% участников проекта исполняют обязательства программы. А именно отрабатывают на селе в течение трех лет. Если отказаться от работы раньше срока, придется вернуть в бюджет все выплаченные деньги.

И лишь 4% участников не смогли выполнить это условие. Основными причинами неисполнения обязательств участниками программы являются: изменение семейного положения, увольнение с места работы или переезд в другой населенный пункт.