«Землю – крестьянам»: как идет борьба с латифундистами
Миллионы гектаров оказались в руках тех, кому эти территории даже не нужны
Потенциал для развития сельскохозяйственной отрасли в Казахстане весьма и весьма высокий: огромные площади земли, люди, желающие на ней работать, ресурсы – все это есть. Однако реальная картина выглядит удручающе: условно говоря, люди в аулах нынче разделены на кулаков и батраков. Первые – люди, приближенные к власти, или имеющие там своих людей, благодаря которым смогли прибрать к рукам земли, имущество, технику. Вторые – вся остальная масса, оставшаяся не при делах. Так и живут люди на селе. Точнее, выживают. Однако, благо, что в Новый Казахстан мы идем, исправляя прошлые ошибки. Как именно, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Лозунгу «Землю – крестьянам» уже больше ста лет, однако даже спустя целый век он остается актуальным. Он, конечно, ассоциируется с советчиной, но на фоне острейшей проблемы лучше фразы не подобрать. Сегодня мы видим, что миллионы гектаров земли, пригодных для земледелия и животноводства, юридически находятся в чьей-то собственности, но на самом деле пустуют. Раньше этого могли и не знать – акиматы докладывали об использовании этих земель. Однако сейчас с внедрением космомониторинга правда всплыла. Отчеты о том, что на них что-то высаживают или выпасают, оказались фиктивными.
«Это мы можем заметить и по тому, что эти земельные участки не дают ожидаемую сельхозпродукцию. С учетом того, что у нас есть огромные территории земли, должен быть переизбыток производимой сельхозпродукции. А у нас этого не наблюдается. Оказалось, что очень много участков находятся в руках очень узкой группы людей, которые получили эту землю благодаря своим связям с акиматами. То есть они договаривались с чиновниками, проводили различные конкурсы, и могли выкупать земли за бесценок.
И еще под видом разных собраний пайщиков они переоформляли документы на себя и в значительной части не для того, чтобы на ней выращивать растения или выпасать животных, а чтобы передать эти земли под залог банкам, получить кредиты, оставить под залогом землю и сделать пайщиков должниками», - говорит общественный деятель, член комиссии «Жер аманаты» Мурат Абенов.
К примеру, некогда одна из богатейших компаний «Алиби» владела 800 тысячами гектаров земли. Еще у одной – «Иволги» – было полмиллиона гектаров. Обе компании набрали кредитов, разорились, вогнали в долг крестьян. Вот так годами латифундисты захватывали все больше и больше земель – цифры достигли катастрофических масштабов. К примеру, до трех миллионов гектаров оказывались в руках одного человека в Мангистауской области, до миллиона гектаров в Караганде, в Костанае – полмиллиона.
«Олигархи имели доступ к земельным ресурсам, они позахватывали земли, удерживали их и не давали работать крестьянам. При этом земля не использовалась, и латифундисты не давали работать на ней крестьянам. Из-за этого не развивается животноводство, подворное хозяйство. Дефицит пастбищ очень четко ощущается вокруг крупных населенных пунктов, где вся земля отдана в руки земельных олигархов. Хотя очень много крестьян хотят работать на земле, хотя бы пасти скот. Даже пастбища были отобраны, которые вокруг населенных пунктов, где крестьяне могли пасти скот. Поэтому сейчас партия «AMANAT» подняла вопрос о том, что надо вернуть землю крестьянам», - говорит общественный деятель, член комиссии «Жер аманаты» Галым Байтук.
За возвращение земель взялась партия. Она создала комиссию «Жер аманаты», в которую вошли действительно неравнодушные люди. Не только из числа депутатов, партийцев, но и из народа. Вместе они объездили Жетысускую, Карагандинскую, Жамбылскую, Туркестанскую, Актюбинскую области и вернули в госсобственности почти 300 тысяч гектаров. Это дает большую надежду людям.
«Я участвовал в двух поездках. Был в Костанае, в Северо-Казахстанской области, до нас бригада была в Караганде, Жетысуской области, в Туркестане, Жамбылской области и уже с каждой поездкой фактов по возврату земель все больше. У людей появилось доверие. Мне понравилось, что граждане стали принимать активное участие, мы увидели в глазах людей доверие, то есть они приходят и рассказывают о тех фактах, о которых раньше молчали. И есть ощущение, что перелом в ситуации произошел и люди поверили, что они будут услышаны», - рассказывает Мурат Абенов.
Наверняка многие могут скептично отнестись к идее – мол, столько лет нарушения были под носом, и никто не замечал, с чего же вдруг озаботились проблемами сельчан. Таким критикам хочется напомнить, что мы шагаем к Новому Казахстану, который невозможен без перемен и реформ. Во-вторых, разумеется, никто из латифундистов не хочет сходить с насиженного места и расставаться с землей. Лобби земельных олигархов очень крепко.
«Почему обязательно для этого нужна партия? Почему на центральном уровне мощная политическая сила этим вопросом занялась? Дело в том, что мы увидели одну серьезную проблему – за многими нарушениями стоят местные чиновники, местные акимы, люди, приближенные к власти, олигархи, которые этому способствовали. И любые решения суда, контролирующих органов, даже письма прокуратуры не меняли ситуацию. А решения суда так и лежали неисполненными, пока партия не взялась за этот вопрос, и не стала оказывать политическое влияние на то, чтобы земля по справедливости была использована и возвращена крестьянам», - объяснил Абенов.
Возвращаясь к амбициям земельных олигархов – многие из них, разумеется, пожелают вернуть себе потерянные участки. К примеру, излюбленный их метод – создание новых компаний с подставными учредителями. Потому допустить подобного нельзя ни в коем случае. У общественников есть несколько идей на этот счет.
«Думаю, земля должна быть четко посчитана, внесена в базу данных, нужен жесточайший контроль. Конкурс можно провести среди сельхозстартапов, а в областях на высвобожденных землях создать сельхозэкономические зоны, с налоговыми и земельными преференциями. Отработать заранее государственную систему заказов на поставку сельзхозпродукции и вести ее постоянный закуп. Кроме этого, закуп сельхозпродукции у крестьян могут и крупные сельхозпроизводители, фермерские хозяйства. Также важно ограничить площади земли, чтобы олигархам было бы не выгодно возвращать ее маленькими площадями. Думаю 200-500 гектаров земли в одни руки было бы достаточно», - предложил Байтук.
Что касается участия в комиссии общественников, то их основная задача – это мониторинг, контроль и фидбэк с бенефициарами земли. В своих поездках члены комиссии заметили интерес и надежду у людей. Теперь нужна их помощь, ведь физически они не смогут посетить все аулы, особенно находящиеся в глубинках. Тут им нужна связь и активное участие самих крестьян, именно люди должны сообщать о неиспользуемых и незаконно полученных землях.
Напомню, что для оперативного решения земельных вопросов казахстанцы могут сообщать обо всех фактах нарушений по телефону «горячей линии» партии «AMANAT» 8 800 080 44 41. Заявки также принимаются через WhatsApp по номеру +7 700 800 44 41.
«Хочу подчеркнуть, что Казахстан – правовое государство. Соответственно, принудительное изъятие неиспользуемых или нерационально используемых земель – процесс не одного дня, так как в соответствии с нормами Конституции и Гражданского кодекса право собственности защищено, а процесс изъятия происходит только в судебном порядке», - подчеркнул Галым Байтук.
В этой связи сказать точно, сколько времени уйдет на возврат земель, затруднительно. В каждом случае происходит по-разному: есть факты добровольного возврата земли, есть случай принудительного изъятия, некоторые находятся в судебном производстве. Последние при этом требуют больше времени. Но учитывая примерную площадь территорий, которыми завладели латифундисты, можно точно сказать, что работы у комиссии будет достаточно.
«Точных данных я не имею, но приблизительно около 60% разрабатываемой пахотной посевной земли и пастбищ находится в руках олигархов. До конца года мы хотели бы вернуть в собственность государства до миллиона гектаров земли и отдать крестьянам. В дальнейшем задача нашей комиссии – держать все это на контроле, потому что важно не просто изъять угодья у нерадивых хозяев, но и проследить, чтобы землей эффективно пользовались», - отметил Байтук.
Эта работа принесет пользу не только сельскому хозяйству. Она снимет социальное напряжение. Много лет земля давала работу тем, кто жил на селе. Январские события показали, что во многом участниками таких протестных мероприятий была сельская молодежь, которая была вынуждена покинуть свои дома в поселках, не имея земли, работы и перспектив.
«Многие сейчас говорят: если нам вернут земли, мы вернемся в аулы, у нас будут рабочие места. Зачем нам города, где у нас нет жилья? Для нас там нет школ и детских садов, когда у нас в аулах они пустуют. Если у нас будут земли и работа, мы вернемся в свои аулы. Верните нам землю, и у вас не будет январских событий. Верните нам землю, и у вас будет меньше безработицы. Верните нам землю и у вас цены снизятся, потому что мы будет на этой земле сажать и выращивать продукцию. Они так же призывают городских жителей: помогите нам. Давайте все поможем работе комиссии «Жер аманаты», потому что это будет польза и сельчанам, и горожанам», - считает Мурат Абенов.
Важность этой работы, думается, налицо. Будем верить, что надежды оправдаются. Со своей стороны члены комиссии обещают сделать все, чтобы их деятельность принесла серьезные результаты.
«Я считаю, что партия, которая предложила это проект, сделала это своевременно и граждане это поддерживают. Конечно, есть ощущение что и граждане сейчас стали более активными. Они сейчас очень грамотные и не собираются отмалчиваться. И партия поменялась. Они не сидят здесь в центре, а едут, встречаются, с каждым напрямую разговаривают, ездят по аулам, контактируют, записывают фамилии и сразу обращаются в прокуратуру. Очень активное движение пошло», - констатирует Абенов.
Нам же остается наблюдать за концом олигархии в земельной сфере и началом возрождения сельского хозяйства с новой силой.