Профессия преподавателя многогранна – для детей они и наставники, и медиаторы, и советчики, и даже товарищи
Труд педагога нелегок – далеко не каждому дано это понять. Но каждый учитель уж точно знает, что окупается этот труд с лихвой – любовь, доброта и забота по отношению к ученикам всегда возвращаются сторицей. Дарига Аденова, учитель русского языка и литературы школы-лицея № 143 имени Суюнбая в Алматы, относится к числу тех преподавателей, которые совмещают огромный опыт и по-настоящему душевное отношение к процессу обучения, передает Azattyq Rýhy.
Профессия учителя – творческая, но с другой стороны и рутинная. Есть в ней свои сложности, как и в любой другой специальности. Сейчас, рассказывает Дарига Абденовна, работу педагогов упростили – убрали волокиту. Но несмотря на это, все равно трудности еще остаются.
«Нам часто приходится действовать строго по указке. Часто меняются стандарты, учебные планы. Очень сложный момент в работе учителя – это отчетность. А теперь еще ввели аттестацию, требования к которой каждый год меняются. Например, я сама сдавала аттестацию в 2019 году одной из первых. Я сдала аттестацию на педагога-исследователя. Тогда проходили тест, потом собирали портфолио, сдавали его и на этом все, аттестация была пройдена.
А теперь ее усложнили – включили туда эссе. То есть каждый учитель должен написать эссе, подготовить видеоуроки, затем загрузить их на Youtube-канал. Плюс проводится собеседование, собирается портфолио, и после этого комиссия решает, прошел педагог аттестацию или нет. Этот момент учителю мешает. Он уже не думает о преподавании, особенно те, кто уже в очереди – они готовятся к аттестации, и дети, мне кажется, остаются на втором плане», - рассказывает Дарига Аденова.
Раньше Дарига Абденовна преподавала в младших классах, сейчас она работает со средним звеном – учениками 5-11 классов. Несмотря на то, что программа у них сложнее, с малышами все-таки работать куда сложнее.
«Труднее всего с первоклашками. Я наблюдаю, и всегда говорю учителям начальных классов: «Ваш труд самый сложный, самый настоящий труд». Потому что мы в пятом классе уже с готовыми детьми работаем. Они знают буквы, умеют писать, читать, считать. А первоклашки приходят и вообще ничего не знают. И всему их учит один учитель. И учит сразу тридцать учеников. Поэтому представьте себе, как сложно с этим справляться. Это очень сложная работа, достойная уважения. Ведь надо каждому малышу показать спокойно, не кричать, не ругаться. Это огромное терпение должен иметь учитель.
В прошлом году, когда мы учились онлайн, мой сын пошел в первый класс. Я дома учила его держать ручку, читать, писать. Это очень изматывает. При этом я только одного учила. А в классах тридцать учеников, причем на них нельзя повышать голос, их нельзя ругать, характеры у детей разные», - подчеркивает учитель.
Сложности порой доставляют не только дети, но и их родители. Дарига Абденовна работает в школе уже 25 лет и за это время успела застать советскую систему образования и отношения к педагогам. Она рассказывает, что в современном обществе статус учителя обесценился. И поспособствовали этому родители школьников.
«Сейчас очень много скандальных родителей. И сейчас очень развиты социальные сети. Поэтому нужно уметь направить разговор с родителями в в правильное русло, не допускать конфликт, потому что любой, даже незначительный инцидент может оказаться в соцсетях. Сложность для учителя теперь и в этом. Надо и с родителями работать. Сейчас родители наших учеников – это поколение начала девяностых годов. Эти родители, я бы сказала, очень конфликтные. Они сами не уважают учителей и подают этот пример своим детям. Прошли те времена, когда учитель был для учеников чем-то возвышенным. А сейчас иначе», - отметила Дарига Аденова.
В прошлом году чиновники приняли закон «О статусе учителя». Это хоть немного, но усмирило бурных родителей, любящих поскандалить – мало кому захочется платить штраф за оскорбление педагога. Однако документ все равно не может остановить их от выклянчивания оценок для своих чад.
«Сейчас в моей практике родители приходят к учителю ради оценок. То есть не знание ребенка для них важно, а оценка. Допустим, если ребенок знает твой предмет на четверку, но по остальным предметам у него пятерки, то родитель приходит и разносит учителя в пух и прах. Я не понимаю, зачем требовать неподтвержденную знаниями оценку. Пусть лучше в следующей четверти ребенок будет готовиться и знаниями докажет, что знает на пятерку, и я ему поставлю ее. Нет, для них важна оценка. В моей практике скандальные родители – это в основном те, которые приходят из-за оценок, потому что мы детей не бьем, не оскорбляем, не кричим на них», - подчеркнула учитель русского языка и литературы.
Однако это все равно не мешает ей полностью отдаваться делу. Про таких людей говорят, что их педагогическое мастерство не оценить какими-либо квалификациями. Их просто называют Учителем с большой буквы. Конечно, как и все мы, они устают, но любовь к детям, желание помочь дают силы учить и творить, говорит наша собеседница.
«С детьми очень интересно работать. Трудно, но интересно. Бывает плохое настроение, дома проблемы, но ты заходишь в класс, видишь детей, и забываешь обо всех проблемах. Дети дарят нам силы и энергию. А мы становимся для них не только учителями, но и наставниками, советчиками, медиаторами, приходится и другом быть. Мы не только учим, мы и воспитываем. Это тоже зависит от учителя. Не надо их ругать, кричать на них. Надо разобраться в ситуации, даже если это отъявленные хулиганы», - говорит педагог.
Даже с хулиганами можно найти общий язык. Трудные дети всегда были и будут, главное – найти к ним подход.
«Сейчас молодые учителя любят критиковать, давить, но дети ласку любят. Даже последний двоечник, если его похвалить за какой-то успех, он начинает стараться. Ребенку нужна поддержка. Есть трудные дети. Сейчас все говорят, что дети не слушают учителей, не уважают. Нет, дети слушают, если у учителя хороший интеллект, если он не только по учебнику рассказывает урок, но и дополнительную информацию подает. Тогда дети внимательно слушают. Им это нравится, им интересно. Поэтому учитель должен быть интеллектуально развит, он должен уметь не только по учебнику преподнести изучаемую тему, но и своими словами или используя дополнительную литературу. Сейчас мы на уроках иногда читаем и о ветеранах, о войне расскажешь какой-нибудь фильм, а им интересно», - рассказывает Дарига Аденова.
За 25 лет Дарига Абденовна обучила тысячи ребят. Многие из них стали для нее родными.
«Ты о них уже все знаешь – где он живет, как живет. И потом, дети не умеют скрывать, они все рассказывают учителю. От кого-то мама ушла, кого-то папа бросил и внутренне ты уже относишься по-другому. Ты каждого понимаешь. Мы в сентябре идем в школу и уже как с родными встречаемся, мы по ним скучаем. Дети становятся родными для нас», - говорит наша собеседница.
Многие из них настолько становятся близки, что даже спустя годы помнят и приезжают с поздравлениями.
«Я в своей учительской практике заметила вот что. Есть двоечники, и есть отличники. Спустя некоторое время, когда они становятся уже взрослыми, когда им уже по 30 лет, я заметила, что двоечники тебя помнят, останавливают на улице. Иногда мне становится стыдно, мол, он же двоечником был, я его ругала, двойки ставила. А они сейчас могут остановиться и тебя подвезти, прийти и поздравить с праздником, цветы принести. А отличники, наоборот, не приходят», - говорит учитель.
Работа учителя трудна не только психологически, но и физически. С одной стороны – обучение, дети, с другой – бесконечные отчеты, есть еще родители школьников. К тому же нельзя забывать о собственной семье. Нагрузка на педагогах – колоссальная.
«Я бы не сказала, что я выматываюсь психологически, но физически устаю, потому что все-таки у нас очень много нагрузки. Мы работаем на полторы ставки, потому что заработать эти 500 тысяч можно только на двух ставках. А две ставки – это с утра до вечера работа, потому и физически изматываешься», - отметила она.
В завершение Дарига Абденовна рассказала, что уважение к учителям – это то, что ей хотелось бы больше всего. И важно, чтобы именно родители прививали это чувство своим детям. Это как раз то, чего педагогам не хватает – понимания родителей и уважения.
«Хочется, чтобы родители своим примером показывали, объясняли, что оскорблять преподавателя нельзя, огрызаться нельзя, что любую проблему можно решить мирным путем, когда о ней говоришь спокойно. Вот это необходимо преподавателям. Еще важно, чтобы родители прививали детям любовь к чтению, литературе, искусству, математике – всему тому, что детям пригодится в жизни. Мало, когда учитель в школе рассказывает детям, ведь для них главный пример – это его семья, его родители и на них он равняется в большей степени.
Любой учитель хотел бы поддержки со стороны родителей. Если бы родители понимали и прививали все это, то ребенок тоже бы учился – он бы обратил внимание на предмет. Не надо зацикливаться на оценке, на учителе, ведь главное, чтобы ваш ребенок получил знания. Плохо, если учитель поругал или сделал замечание ученику и тот, вместо того, чтобы сделать выводы и исправиться, возненавидел этот предмет и перестал учить его. Так тоже нельзя и в таких ситуациях большую помощь могут оказать родители», - подытожила Дарига Абденовна.
Даже судя по этим словам, можно понять, что учитель – неравнодушный человек. На протяжении многих лет он неустанно дарит частичку своей души детям. Наша с вами задача – отплатить ему. Уважением. Тем немногим, чего он желает.