Туристы обращают внимание на отсутствие придорожного сервиса. Некоторые из них предлагают чиновникам пройтись по этим дорогам лично
Мангистау – это край, обладающий уникальным потенциалом развития туризма, где имеется сакральные и священные места, природные шедевры, уникальный быт и вековые традиции. С этим, думается, спорить никто не станет.
В то же время все обаяние региона в целом, и Актау в частности, зачастую сводится на нет «неприятными мелочами», передает Azattyq Rýhy.
Вообще основу туристского продукта области составляет развитие пляжного туризма, который является якорным направлением с высоким потенциалом. Как известно, пляжный сезон здесь длится с мая по сентябрь. Регион по праву является центром пляжного туризма страны. Этому способствует функционирование ряда баз отдыха («Tree of life», «Стигл», «Sunset», «Серебряные пески», «Сая», «Комарово» и др.) на побережье Каспийского моря, которые предлагают двух- и трехкомнатные домики, коттеджи с видом на море, спортивные площадки для пляжного футбола, волейбола, аквапарки и другие удобства для посетителей. Помимо проектов курортной зоны, действующих баз, имеются и другие туристические объекты, направленные на развитие экологического, сакрального туризма с демонстрацией природных достопримечательностей.
Важными звеньями экологического вида туризма являются особо охраняемые природные территории, где расположены привлекательные для туристов уникальные природные комплексы и объекты историко-культурного наследия. Сегодня по области имеется 12 особо охраняемых природных территорий. 5 – республиканского значения: государственные природные заповедники «Устюрт», «Кендерли-Каясан», государственные природные заказники «Каракия-Караколь» (зоологический), «Актау-Бузаши» (зоологический), Мангышлакский экспериментальный ботанический сад. 7 – регионального значения: государственный региональный природный парк «Кызылсай», государственные природные заказники «Адамтас», «Тасорпа», «Жабайушкан», «Теневой», «Есет» и «Манаши».
Это все, что называется, визитная карточка региона.
Кстати, про проблемы особо охраняемых природных территорий в целом мы уже писали. Основные из них – застройка и дефицит работников.
Инвестиции
В прошлом году в регионе реализовали 5 проектов на сумму более 190 млрд тг.
В этом году планируется реализация еще 4 проектов на сумму 53,3 млрд тг с созданием 487 рабочих мест.
В 2023 году планируется реализация 3 проектов на сумму 17,6 млрд тг с созданием 460 рабочих мест.
В 2024 году планируется реализация 1 проекта на сумму 2 млрд тг с созданием 55 рабочих мест.
Строительство и эксплуатация оздоровительного комплекса в районе «Теплый пляж» г. Актау, ТОО «Aktauborproduct» (стоимость проекта – 2 млрд тг, 55 рабочих мест, 100 номеров, сроки реализации 2021-2024 гг.).
Турция или Мангистау?
Это едва ли не сакраментальный вопрос для некоторых казахстанцев. Людей понять не трудно: копишь весь год на отдых с семьей и хочется выжать по максимуму.
И здесь все упирается в цены и уровень сервиса. Увы, но тут и кроются те самые «неприятные мелочи».
К примеру, на центральной набережной в Актау запросто может быть закрыт туалет. Единственный в этом районе (убедился в этом лично). А на окраине города вместо асфальта лежит подобие проселочной дороги. Неужто, администрация города считает, что туристам следует ограничиться набережной и центральной улицей? Дальше что, вход заказан?
К тому же, и на окраинах живут люди - растят детей, работают.
В этом аспекте гораздо более искушен путешественник Дамир Кушеев, который пешком прошел по Казахстану несколько тысяч километров, а также совершал велопутешествия, в том числе в Турции и Южной Корее. Так вот, он констатировал, что «в Казахстане напрочь отсутствует какой-либо сервис».
«Что бы вы там ни говорили, какую бы статистику для народа ни показывали – нет этого сервиса, поверьте мне. Я тот человек, который этими ногами прошел 1 200 км по нашим суровым реалиям. То, что вы говорите, сервис – нет этого сервиса. В Турции сервис есть. Почему мы все едем в Турцию? Потому что он там есть. Почему едем в Корею? Потому что там он есть. Почему наши соотечественники, наши сограждане едут лечиться, отдыхать в Корею, в Турцию? Потому что там хороший сервис, у нас этого нет», - сказал путешественник, которого цитирует vlast.kz.
Кушеев обратил внимание на полное отсутствие придорожного сервиса и предложил чиновникам пройтись с ним лично по этим дорогам, чтобы показать, что все их заявления несостоятельны.
«Сейчас здесь все говорят о “Риксосе”. Что, у нас каждый второй может позволить себе отдых в “Риксосе”? Почему мы сравниваем с “Риксосом”? Почему не сравниваем сервис придорожный, обычный сервис, кемпинг? Все дальнобойщики жалуются на плохие дороги. Я вам скажу: дорог в Казахстане нет. Вы строите автобаны, а нет альтернативы. Как это? Я сейчас к вам официально прошусь на прием. Я вам завтра это все на бумаге покажу», - озвучил предложение Кушеев.
Косвенно это подтверждают и проекты, реализуемые в регионе (они приведены выше). «Гольф-клуб», «комплекс вилл и апартаментов», какие-то «резорты»… Ощущение, будто на простых смертных тут не особенно рассчитывают.
Но чиновники как правило с такими заявлениями не согласны. Тот же эмоциональный спич путешественника парировал министр культуры и спорта Даурен Абаев.
«Я не приемлю голословные горлопанистые высказывания. Есть предложения – дайте конкретные предложения. Страна у нас действительно большая, построить дорогу в Казахстане – это не одно и то же, что построить дорогу в Болгарии. И вы это тоже прекрасно понимаете. У нас огромная страна. Это наше благо и наш, наверно, как говорят, крест определенный, которым мы должны нести на себе. Мы должны это все учитывать», - заявил Абаев.
Говорите, стыдно не иметь элементарных туалетов (действующих) как в черте города, так и вдоль трасс? Стыдно с учетом того, что Казахстан – нефтедобывающая страна… Но и на это найдется крепкий ответ.
«Вот вы тоже говорите: недра, недра. Ну давайте поговорим о недрах! Да, мы нефтедобывающая страна. Но вы знаете, какова себестоимость условной жанаозенской нефти? Чтобы она потекла по нашим трубам, по всем этим транзитам – сколько она будет стоить? Это все надо смотреть. Просто вот эти кухонные разговоры надо прекращать. Профессиональный разговор должен быть. Придорожный сервис развивается, мы это во главу угла ставим. У нас не было традиции придорожного сервиса. Сейчас она потихоньку приходит. Это не конструктивный разговор и чуть-чуть не в тему. Поэтому, коллеги, если есть конкретные предложения – дайте, без истерики. У нас сейчас слишком много стало истерик», - резюмировал министр Абаев.
И это, увы, проблема не одного Мангистау. И, судя по ответу министра, проблема далеко не одного года.