У сельчан, говорят эксперты, не остается земли чтобы элементарно прокормить свои семьи
Лишь половина земель, «застрявших» в руках латифундистов, возвращена в государственную собственность. По некоторым данным, речь идет о 4 млн гектарах из 8 млн. Эксперты и общественники не скрывают всей палитры эмоций на этот счет – от отчаяния и тревоги до откровенной злости. Говорят, иным сельчанам попросту негде пасти скот, а значит они не могут элементарно прокормить свои семьи, передает Azattyq Rýhy.
Так кто же такие латифундисты и почему на них все никак не найдется управы?
Итак, латифундист – крупный землевладелец, хозяин латифундии. Латифундиями, в свою очередь, в Древнем Риме (лат. latus «просторный» + fundus «ферма, недвижимость») назывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии. Древнеримские латифундии были наиболее близки к современному индустриальному сельскому хозяйству, их экономика зависела от рабского труда.
Пожалуй, именно поэтому современных латифундистов стали именовать «неорабовладельцами».
Любопытная мысль по этому поводу приводится в романе Виктора Дьякова «Золото наших предков»:
«Вся история человечества, если упростить ее до предела, есть модернизация рабовладельческого строя. При этом рабовладельцы далеко не всегда являются людьми способными и тем более положительными. Латифундист, феодал-помещик, капиталист-бизнесмен, номенклатурный работник советской эпохи, - это не что иное, как модернизированные рабовладельцы. Так же как крепостные крестьяне, наемные работники, колхозники, даже значительная часть так называемой трудовой интеллигенции советского типа – не что иное, как модернизированные, со значительной степенью личной свободы, но рабы. Все они хотя бы на работе вынуждены делать не то что хотят, а то что им прямо или косвенно приказывают неорабовладельцы. И дальше эта модернизация будет продолжаться, одни будут эксплуатировать других в различной степени, в различных формах, но будут, на этом всегда стоял мир и будет стоять, без этого нельзя. Это не зловещее пророчество, это аксиома. И никакие революции этого положения не изменят. Результатом всех революций становилось лишь то, что отдельные рабы и рабовладельцы менялись местами».
Только вот проблема современных казахстанских латифундистов, зачастую, заключается в том, что они не используют по прямому назначению данные земли. Они нередко и вовсе далеки от сельского хозяйства.
Классическое «ни себе, ни людям».
«Сельскохозяйственная земля – 80% территории Казахстана. В селах проживают более половины народа Казахстана. Определение латифундистов – это те, кто взял землю и на ней не работает. Это независимо от размеров – маленький, большой, средний, – но это те, которые не работают. За прошлый год в четырех областях пилотного проекта космомониторингом было проанализировано 18 млн гектаров, из них 8 млн гектаров обнаружено, что земли не используются рационально. 4 млн возвращено в государственную собственность. Вот это латифундия. Почему я этим вопросом занялся? Потому что у сельчан нет земли, чтобы как-то прокормить семьи», - комментировал общественный деятель Мухтар Тайжан.
Впрочем, тревожность высказывалась ранее и с самых высоких трибун. Так, в сентябрьском Послании народу Казахстана в 2019 году Президент Токаев прямо, без утайки, указывал на сложившиеся в земельном вопросе проблемы.
Если помните, начал он с того, что подчеркнул: наша земля продаваться иностранцам не будет. «Мы этого недопустим», - заявил глава государства.
При этом задачей властей он обозначил обеспечение эффективного использования земель.
«Многие из тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю, держат землю впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так называемых «латифундистов». Они ведут себя как «собака на сене».
Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает.
Правительству и Парламенту следует предложить соответствующие механизмы. Это тем более важно, что без решения этого вопроса уже невозможно качественное развитие отечественного АПК», - отметил Президент.
В ноябре того же 2019 года Токаеву пришлось напомнить о своих словах. Тогда Президент даже выразил мнение, что его поручение «решили спустить на тормозах».
«В Послании я ставил задачу изъятия земель у латифундистов, которые не занимаются их культивацией. Это очень серьезное поручение, данное не ради красного словца. Дожились до того, что добросовестным, трудолюбивым фермерам, крестьянам негде работать, негде пасти скот», - резонно отмечал глава государства.
Лишь после строгого внушения главы государства ответственные чины, наконец, зашевелились. С удвоенной энергией данная работа стала проводиться в этом году. И результаты не заставили себя ждать.
К примеру, в Актюбинской области в государственную собственность возвращено более 20 тысяч га пастбищных земель. Об этом стало известно в ходе выездного заседания комиссии «Жер аманаты» при партии «AMANAT» в Кобдинском районе.
«Как неоднократно говорил глава государства, есть латифундисты, которые владеют землей, но они ничего с ней не делают, и другим не дают. И задача нашей комиссии – восстановить справедливость в этом вопросе. По результатам этой работы сегодня в госсобственность в Актюбинской области возвращено 20 тысяч гектар. Эта работа будет продолжена», - сказал секретарь партии «AMANAT» Даулет Карибек.
Так, в государственную собственность возвращены пастбища в Байганинском районе – 15 тысяч га, Хромтауском районе – 1,9 тысяч га, Кобдинском районе – 2,1 тысяч га, Айтекебийском районе – 149 га, Каргалинском районе – 876 га, городе Актобе – 370 га.
Как отметили в областном управлении сельского хозяйства, общая площадь всех пастбищ в регионе достигает 25 млн га. При этом большинство из них расположены в отдаленных районах, дефицит земельных участков сложился именно вокруг населенных пунктов.
«В совокупности в личных подсобных хозяйствах области зарегистрировано 314,8 тысяч голов скота. Для их выпаса не хватает порядка 105 тысяч га. Особенно вопрос актуален в Алгинском, Мартукском, Темирском районах и в Актобе. Уже сформирован список из 244 недобросовестных землепользователей, материалы переданы в компетентные органы», - заявил руководитель управления Исатай Еспаганбетов.
Напомним, при партии была создана комиссия «Жер аманаты». В ее состав вошли секретарь партии Даулет Карибек, депутаты от «AMANAT» в Мажилисе Айдос Сарым, Ерлан Саиров, Жанарбек Ашимжан, Кайнар Абасов, Артур Платонов, независимые эксперты и общественные деятели Бакытжан Базарбек, Мурат Абенов, Марат Башимов, Кирилл Павлов, Галым Байтук, Марат Шибутов, Максат Толыкбай и другие.
Недавно председатель партии Ерлан Кошанов проинформировал Касым-Жомарта Токаева о работе партии «АMANAT» по обеспечению социальной справедливости в обществе и о деятельности комиссии, в частности.
Так, за последние несколько месяцев усилиями аманатовцев в государственную собственность возвращено свыше 160 тысяч га пастбищных земель в Карагандинской, Жамбылской, Туркестанской и Актюбинской областях.
«Для более оперативного решения земельного вопроса казахстанцы могут сообщать обо всех фактах нарушений по телефону «горячей линии» партии «AMANAT» 8 800 080 44 41. Заявки также принимаются через WhatsApp по номеру +77008004441».
В завершение хотелось бы напомнить ряд важнейших статистических цифр.
И основными драйверами роста агропромышленного комплекса, как ни парадоксально прозвучит для некоторых современных феодалов, могут и должны стать отдельные хозяйства. Напомню, именно об этом говорил ранее глава государства, указывая на необходимость задействования потенциала личных подсобных хозяйств.
«Личное подворье может обеспечить возможность миллионам сельчан получать доходы. Нужно вовлекать их в создание региональных продуктовых хабов», - сказал Президент в своем Послании.