Эхо войны: детское питание и лекарства могут подорожать в Казахстане

Автор: Azattyq Rýhy

Хотя в Казахстане при желании можно найти местных производителей товаров повседневного спроса, их влияние на рынок невелико

Фото: kapital.kz; u-f.ru; novostivl.ru

Отечественное производство товаров широкого потребления по-прежнему проигрывает импорту. К такому выводу пришли эксперты, передает Azattyq Rýhy.

Во многих сегментах рынка количество местных товаров едва выходит за пределы статистической погрешности. Население массово выбирает продукцию зарубежных компаний, высокая себестоимость производства сказывается на конечной цене, бизнес боится рисковать, предпочитая перепродажу импорта. Кроме того, об отечественных брендах трудно обнаружить любую информацию, они крайне скупо представлены в сети.

Тем не менее, в стране есть производители необходимых всем товаров, ежедневно сражающиеся с российскими, китайскими, турецкими и прочими конкурентами. Пока итоги торговых битв не в нашу пользу, но правительство полно оптимизма. В мае этого года премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что на сегодня разработано 286 импортозамещающих проектов на сумму 9,9 трлн тенге.

Некоторые эксперты надеются, что «Made in KZ» пробьет себе дорогу в условиях кризиса логистических цепочек. Но даже при наилучших условиях на это уйдет время, так как отечественные производители слишком зависимы от импортного сырья.

Своя рубашка на дальней вешалке

По данным turanpress.kz, произведенная в Казахстане одежда покрывает только сотую часть спроса. В прошлом году в стране было сшито одежды на 20,5 млрд тенге, в денежном выражении производство выросло на 34,9%, сообщило агентство EnergyProm.

Практически половину объема делают в трех регионах – это Алматинская область, Алматы и Карагандинская область. Здесь работают такие компании, как ТОО «ТФ Ажар», ТОО «Glasman», ТОО «Texti Market», ТОО «Демеу-Арна», ТОО «Казлегпром-Алматы» и другие.

Если считать поштучно, то во многих сегментов производство в прошлом году сократилось, иногда до 50-70%, но, например, чулочно-носочная продукция продемонстрировала рост. Однако, говорит статистика, потребности казахстанцев местные товары покрывают примерно на 1%.

Импорт неуклонно растет. Только за первое полугодие 2021 года в РК завезли 31,5 тысячи тонн одежды. В количественном выражении этот объем вырос в 2,1 раза, а в стоимостном – на 62,4%. Главные его источники — Узбекистан, Россия, Китай и Турция.

Международные эксперты полагают, что в этом сегменте у Казахстана большие перспективы, поскольку членство в ЕАЭС дает свободный доступ на рынки России, Кыргызстана, Беларуси и Армении. Также мы можем шить одежду для крупных западных брендов. Однако для таких свершений нужно строить новые фабрики с современным оборудованием, что без господдержки фактически невозможно. Существует, кроме прочего, риск не распродать готовый товар, что, по некоторым данным, происходило с нашими компаниями в пандемийные годы.

Также, отмечают специалисты, в РК крайне мало производителей сырья – тканей, фурнитуры и так далее, а в себестоимости товара сырье занимает 60-70%. Его приходится импортировать, и в нынешних условиях это лишь усугубляет неспособность конкурировать в ценовом аспекте.

Как указывается в анализах рынка, в стране работает до тысячи швейных предприятий. Кроме перечисленных выше, среди них есть давно известные бренды. Это, например, существующая около 20 лет компания Textiline Kazakhstan, которая производит едва ли не всю линейку товаров – от специальной одежды до детской и даже работает на экспорт. На слуху и упомянутая талгарская компания Glasman, имеющая фирменные магазины в крупных городах РК.

Накормит ли родина детей?

Эксперты прогнозируют дефицит и дальнейшее подорожание импортного детского питания, поскольку из-за санкций прервались многие логистические цепочки. Дело осложняется еще и тем, что большинство зарубежных брендов имеют представительства в России, тогда как в Казахстане работают только дистрибьюторы. Какой сегмент рынка занимает отечественное детское питание узнать затруднительно, ясно лишь одно – он весьма небольшой.

В этом году в Костанайской области планируется запуск завода по производству детского питания, в него инвестируют 10 млрд тенге. Мощность предприятия составит 16,4 тыс. тонн продукции в год, работой обеспечат 60 человек. Кроме того, выпускать такую продукцию намерены и в Павлодарской области.

Что касается местных брендов, то на слуху, пожалуй, «Амиран», обычно имеющий отдельную полку в супермаркетах. С 2010 года компания производит детское молоко для каш и питья, йогурты, творог и творожные пасты. Как указывается на сайте «Амирана», в распоряжении предприятия молочные фермы и другие агропромышленные ресурсы. Кроме того, в Алматинской области работает ТОО Danone Berkut, выпускающее часть продукции известной зарубежной марки. Товары из Казахстана, отмечается в отчетах, поставляют в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.

Малые жертвы красоте

В сегменте косметических средств точно такие же проблемы, как и в других сферах казахстанского ширпотреба, критически зависимых от импорта. Поставки продукции из РФ под угрозой, цены растут, а отечественные компании едва ли способны удовлетворить спрос. По мнению самих производителей, их доля на рынке не превышает 0,5-1%.

В 2021 году в Казахстан импортировали косметику и средства для ухода за кожей на 148,9 млн долларов, что на 31,7% больше, чем в 2020 году. Наибольшие объемы прибыли из России, Китая и Южной Кореи. Импорт духов и туалетной воды вырос на 36,5%, до 54,7 млн долларов, основные поставщики – Франция, Россия и Китай. Кроме того, из РФ нам привезли большую часть зарубежных средств для ухода за волосами – на 51,9 млн долларов из общего объема в 88,8 млн долларов.

Тем не менее, немногочисленные местные бренды умудряются выживать в этих драконовских условиях. Например, в 2017 году в столице открылся завод по производству косметики GENOME.

По сообщениям источников, также в Казахстане производится натуральная косметика Cremative и Evita Complex, владельцы компаний не раз заявляли о принципиально новых разработках. О собственных рецептах сообщали также в алматинской компании ТОО «Bioton», основанной в 1998 году. Знаком покупателям и бренд «Аврора». В прошлом известность получила компания «Уркер косметик», по некоторым данным, не выдержавшая конкуренции.

Нет волшебной таблетки

В отличие от прочих сегментов импортозависимость Казахстана в фармацевтической сфере представляет реальную угрозу населению. Местные компании обеспечивают лишь 24% потребности страны в лекарственных средствах и медицинских изделиях, о чем на днях заявила министр здравоохранения РК Ажар Гиният. По некоторым позициям доля импорта достигает 100% (витамины и БАДы) и более 80% (антибиотики), кроме того, население зачастую справедливо не доверяет отечественным лекарствам, считая, что они «пустышки».

Власти сознают проблему, но ее решение – дело далекой перспективы. «При этом Республика Казахстан остается импортозависимой, как в отношении технологий и компонентов для производства лекарственных средств, так и широкого ряда фармацевтических препаратов и субстанций», — сообщила Ажар Гиният. По ее словам, отечественный научно-исследовательский и образовательный потенциал в сфере фармацевтики и вопросы финансирования находятся на низком уровне.

Статистика сообщает, что в 2021 году в Казахстан завезли 21,7 тысячи тонн медикаментов на 1,1 млрд долларов. Основные поставщики – Россия (более трети), Украина, Беларусь. Опасность этой ситуации в нынешних условиях трудно переоценить.

Перед Минздравом стоит задача по созданию 30 новых производств к 2025 году, пояснила Ажар Гиният. Также президентом Токаевым поставлена цель довести долю отечественного производства на фармрынке до 50% к 2025 году. Кроме того, в 2021 году создан национальный холдинг «QazBioPharm» для обеспечения биобезопасности и устойчивого развития биофармацевтической инфраструктуры.

Несколько утешает то, что в прошлом году производство местных компаний сегмента выросло на 5%. Это связано с увеличением объемов производства лекарств на АО «Химфарм», АО «Нобель АФФ», ТОО «Абди Ибрагим ГлобалФарм», ТОО «Келун-Казфарм». Фармацевтические предприятия в основном сосредоточены в Алматинской и Карагандинской областях, Шымкенте и Алматы.

Бумажная истерия

Сколько тетрадей, блокнотов, ручек, скрепок и файлов производит Казахстан доподлинно установить трудно. Легко ищется лишь информация о перепродаже импортных канцелярских товаров. После начала специальной военной операции и введения санкций наши потребители на собственной шкуре прочувствовали насколько опасно целиком полагаться на импорт. Главная канцелярская принадлежность – бумага – резко подорожала, попала в категорию дефицита и потеряла в качестве.

Еще в марте появилось сообщение о том, что в Шымкенте из-за перебоев с сырьем остановлено производство офисной бумаги. Предприятие закупало сырье в Финляндии, а смена поставщика вызвала огромные проблемы, которые без вмешательства государства разрешить оказалось невозможным. Прежде на предприятии выпускали 3 млн упаковок бумаги формата А4 и 300 тысяч упаковок формата А3.

В целом в 2021 году казахстанские предприятия произвели 600 тыс. упаковок бумаги А4, это всего 5% от общего объема потребления, таковы данные Министерства индустрии и инфраструктурного развития. Также в 2021 году в Казахстан завезли 20,4 млн упаковок (51 тыс. тонн) офисной бумаги формата А4. Более 60% импортировано из РФ, 30% – из Турции, 8% – из КНР.

К нынешнему марту цены выросли в среднем на тысячу тенге за упаковку, или на 67%. В Казахстане работают два завода по резке и упаковке офисной бумаги. Это ТОО «Qagaz Ordasy», имеющее производственную мощность 3 млн пачек бумаги А4 в год, и «Goida.kz» — 3,6 млн пачек.

В марте крупнейший магазин канцелярских товаров ABDI сообщил об ограничениях продажи офисной бумаги. «Розничная стоимость офисной бумаги в магазинах ABDI за первый квартал 2022 года выросла на 100%, в частности цена офисной бумаги Svetocopy А4, 500 листов на 1 января 2022 года составляла 1495 тенге, на 30 марта 2022 года – 3000 тенге, что объективно связано с глобальными перебоями поставок офисной бумаги в страны ЕАЭС и остановкой ее производства на комбинате в городе Светогорске», — процитировало представителей магазина агентство «Казинформ». В правительстве, между тем, сообщили, что казахстанские предприятия могли бы закрыть 20% потребностей рынка при условии доступа к сырью, то есть к древесине.

Остается добавить, что хотя в Казахстане при желании можно найти местных производителей товаров повседневного спроса, их влияние на рынок невелико. Разрушение логистики лишний раз доказало отсутствие стратегических подходов в важнейших сферах потребления – из-за чужой войны Казахстан оказался в крайне уязвимом положении. Мероприятия же по наращиванию импортозамещения, которые правительство анонсирует едва ли не каждый месяц, запоздали на десятки лет.