Активисты провели политическую акцию в обход закона о мирных собраниях
После того, как в Казахстане приняли новую версию закона о мирных собраниях, в стране резко выросло число политический акций и демонстраций. Чтобы не быть голословными, обратимся к статистике. Так, по предварительным данным, в 2018 и 2019 годах активисты провели по всей стране 5 из 30 разрешенных мирных собраний. С июня 2020 по июнь 2021 года, когда действовал уже обновленный закон, казахстанцы согласовали и провели 552 мирных митинга. Согласовали с госорганами, подчеркнем это. Больше всего мирных собраний из этого количества были в Алматы - 493 политические акции. Так, алматинцы провели 44 митинга, 446 пикетов, 2 шествия и 1 демонстрацию.
«Мы писали доклад о применении закона. По нему более 500 разрешенных массовых собраний прошло за прошлый год. До этого было 10, 38 и так далее. То есть в одном только Алматы прошло 493 мероприятия, за год прошли 44 митинга. То есть митинги были почти каждую неделю», - говорит политолог Марат Шибутов.
Даже по неполной статистике и невооруженным глазом видно, что власти весьма охотно и без лишних вопросов идут на согласование мирных собраний в абсолютно разных формах, будь то митинг, пикет или шествие.
Посудите сами - даже после трагических событий в январе в Алматы прошло 3 крупных митинга (и это всего за месяц-полтора) и еще один на подходе: за выборность акимов, за чистый воздух и за регистрацию политических партий. Ожидается, что массовой будет акция на 8 марта, посвященная защите прав женщин. Это шествие в городе, по сути, становится уже традицией - алматинцы подтвердят.
Как бы то ни было, все эти акции отличает то, что они проводились так, как полагается по закону о мирных собраниях. То есть активисты уведомляли акимат о своем намерении провести митинг и получали не только локацию в центре города, но и обеспечение безопасности. Правоохранительные органы следили за порядком, за безопасностью людей, собравшихся на митинг, и не допускали провокаций. В сегодняшних реалиях это действительно немаловажный пункт.
Закон, разумеется, как и любой официальный документ, включает в себя определенное количество процедур. Однако они нужны для того, чтобы в стране появилась культура мирных собраний, что постепенно и происходит. Судя по количеству новых митингов, пикетов, шествий и демонстраций вполне очевидно, что обновленный закон совсем не создает серьезных ограничений для активистов, но при этом дает государству право предотвращать провокации и беспорядки на улицах.
«Закон не ограничивает в проведении митингов. Сейчас закон более мягкий, он не ограничивает, напротив, он очень сильно работает. Мы же видим, сколько людей приходит на митинги. Закон в первую очередь и создан для того, чтобы создать культуру проведения митингов. Мы уже потихоньку развиваемся. Во всяком случае, на примере Алматы мы видим, что культура потихоньку развивается. В Алматы был митинг против акима. Аким его разрешил, согласовал. Это большой шаг вперед. Так что закон работает», - подчеркнул Марат Шибутов.
Организаторы же митинга 13 февраля в Алматы, посвященного жертвам январских событий в Казахстане, были наказаны по одной простой причине - они предпочли не пользоваться правилами, которые им предложило государство. Причем важно то, что они даже не предприняли попыток договориться с акиматом, считая, что это закон нарушает их права.
Именно поэтому активистов Булата Абилова и Марата Турымбетова признали виновными, за что они получили штраф - 150 тысяч тенге. Еще одну активиству - Айгерим Тлеужанову арестовали на 15 суток.
Причем, особо отмечу, важно то, что наказание вынесли им отнюдь не по воле акимата. Нет, их дела решались в суде, где судья рассматривал все аспекты и детали нарушения. И наказание, что тоже важно, применили ко всем, независимо от того, какое положение и статус эти люди занимали в обществе. Перед законом равны все - и известный предприниматель, и оппозиционный политик.
Однако же в погоне за хайпом, к сожалению, игнорирование законов нынче преподносится как гражданская позиция, говорят эксперты. Более того, определенные активисты не стесняются превращать мирные собрания в шантаж государства, чиновников и даже угрожают не уходить с площадей, пока к ним не выйдет аким.
«Активисты могут выдвигать свои требования, но никто эти требования выполнять не обязан - чтобы аким прямо сейчас вышел к ним. Он может выйти, а может и не выйти, может пойти на диалог, может и не пойти. Если митинги не согласованы, это работа уже местных исполнительных органов, не закона», - убежден политолог.
Возможно, Абилов и Мамай считают, что им позволено больше, чем Альтаеву и Наурызбаеву. Однако наказание в этом случае не носит политический или заказной характер - это всего лишь принуждение к соблюдению закона тех, кто его игнорировал, и поставил себя, таким образом, в привилегированное положение.