СрочноЗаявление о вакцине против коронавируса сделали в ДУМК

Электрическая тяга к комфортной жизни

Сейтказин Ардак

Зачем казахстанских городам нужны электробусы

Электробус — лучший вариант общественного транспорта для Алматы. Дорожная инфраструктура мегаполиса ранее была рассчитана на 100 тысяч автомобилей, но сейчас в городе порядка 500 тысяч машин. Летом (с учетом наплыва гостей) и вовсе под 700 тысяч. Практически весь этот транспорт работает на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) или дизеле, выхлопы которых дают основной приток (до 80%) загрязнения атмосферы нашего города и отнюдь не делают нашу жизнь комфортнее. К сожалению, южная столица плохо проветривается еще с 70-ых годов ХХ века, когда была перекрыта роза ветров,

Воздушная тревога

Кроме углекислого газа, который по сути безвреден для человека, но разрушает озоновый слой, и тем самым способствует повышению температуры Земли, есть куда более опасные компоненты для человека. К ним относятся соединения серы, азота, оксиды тяжелых металлов и органические вещества вроде бензопирена.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила прямую зависимость показателей заболеваемости и смертности населения от уровня загрязнения атмосферы. Перечень заболеваний – от различных видов аллергии до онкологии.

В сфере транспорта Алматы сейчас необходимы две вещи:

  • Первое – максимальный переход на общественный транспорт.
  • Второе – он должен быть экологически чистым.

В этом отношении электромобили – лучшее средство решения проблемы. Они не дают никаких выхлопов, а электроэнергию получают из внешних источников.

Наиболее перспективными считаются электробусы нового типа. Они, как выяснилось, могут передвигаться как с помощью проводов по уже существующим троллейбусным линиям, так и без них — за счет аккумуляторов. Причем, последние подзаряжаются во время движения с помощью проводов. Но существуют два важных ограничения:

  • создание инфраструктуры, в том числе зарядных станций;
  • высокая себестоимость электрокаров.

Обе проблемы легко решить за счет масштабов использования электрокаров (экономия на масштабе) и совершенствования технологий — комфорт обеспечен. Уже сейчас стоимость владения автомобилем с аккумулятором приближается к аналогичному показателю к обычному авто.

Зарядка для машин

Вернемся к нашим электробусам. Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК запустило программу по обновлению и модернизации общественного транспорта отечественными автобусами. В Казахстане сейчас работают несколько заводов по производству автобусов и электробусов. Один из них в Алматы.

FalconEuroBus — это первое совместное казахско-германско-гонконгское предприятие в СНГ. Идея производить собственные электробусы и постепенно заменить ими автобусы на ДВС и дизельном ходу возникла в акимате еще в 2016 году. Стоит отметить, что этот проект реализовали в рамках наследия EXPO-2017 и городской инициативы «50 проектов-драйверов развития Алматы» по поручению Главы государства. Из них в социальной сфере — 30%, в сфере транспорта – 25%, энергетики и благоустройства по 10%.

Кстати, за право открыть у себя производство электробусов по немецкой технологии боролись несколько городов Центрально-Азиатского региона. Выбор в пользу Алматы продемонстрировал умение привлекать иностранных инвесторов, а также показал, что стабильность и мир в стране – это залог прихода иностранных инвестиций. Не менее важен был и фактор локации — это близость перспективных рынков Сибири и Дальнего Востока, Китая, Средней Азии и Ирана. Это делает Алматы удобным местом для будущего экспорта продукции завода.

Завод запустили в сентябре 2018 года. Объем инвестиций составил 14 млрд тенге. При этом было создано 200 постоянных рабочих мест со средней заработной платой 250 тысяч тенге. Экобасы собирают по новой технологии с легкосплавным каркасом, это снижает вес машины, обеспечивает прочность и сокращает время сборки.

Первые 10 электробусов сошли с конвейера весной 2019 года, хотя пробный шар был запущен в Алматы еще в 2017 году. Он использовался для поездок к лучшим туристическим фишкам южной столицы и имел большой успех. Как вспоминает гражданка Германии Мария Дитрих, уроженка Казахстана, для нее было приятной неожиданностью встретить продвинутый общественный транспорт на родине.

Сегодня их 20, и они ездят по маршруту №206 — по улице Толе би (от улицы Яссауи до Восточной объездной дороги), одной из главных транспортных артерий мегаполиса.

Выбор пилотного маршрута связан с тем, что это улица широкая, прямая, протяженностью свыше 10 километров. Плюс большой пассажирский поток: только за первый год работы экобасы перевезли порядка двух миллионов пассажиров, то есть примерно все население Алматы с ближайшими пригородами.

По словам гендиректора ТОО «Алматинский электроавтобусный парк №1» Петра Смеховича, акимат Алматы оказал предприятию большую помощь еще с первого этапа проекта. В рамках господдержки был выделен земельный участок, подведены сети водоснабжения и электролиний, что особенно важно для ночной зарядки аккумуляторов экобасов. Строительство и выпуск е-автобусов осуществлялось полностью за счет инвесторов.

«Это лишний раз продемонстрировало то, что в мегаполисе создана соответствующая атмосфера доверия и эффективного сотрудничества для развития бизнеса и производства», — отмечает глава автопарка.

Что касается технического обслуживания, то, по отзывам экспертов, проблем не будет — местные специалисты совместно с коллегами из Германии прошли полный цикл сборки электробусов. В дальнейшем предусмотрено повышение квалификации персонала.

После перечисления бесспорных преимуществ электрокаров, возникает резонный вопрос: «Почему же тогда не ускорить переход на электробусы?»  Дело в том, что за год до запуска завода автобусные парки Алматы были обновлены на 80%. Поэтому это был вопрос времени.

Относительно себестоимости проезда, можно отметить, что пока экобасы стоят дороже, чем традиционный общественный транспорт, но затраты на него быстро окупятся за счет экономии на ГСМ, уверены специалисты.

По данным ca-climate.org, на километр в Казахстане электробус тратит 18 тенге, дизельный аналог — 90-100 тенге. В среднем на один километр пути электробус затрачивает 0.7- 1 кВт электроэнергии. Автобус на дизеле — 400 мл топлива. Электробусы на полном заряде могут проехать автономно до 350 километров зимой (даже при минус 30) и до 550 километров летом.

Поскольку у электробуса нет сложных механизмов, ему не нужны процедуры по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, в разы дешевле и эксплуатация. А еще экобас является гаджет-платформой для интеграции всевозможных интернет-технологий.

И если исходить не с точки зрения бухгалтерии, а мыслить шире, то становится понятно, что снижение уровня загрязненности воздуха приведет к долгосрочной экономии бюджета — за счет уменьшения различного рода заболеваний, снижения расходов на лечение горожан, выплату пособий и так далее. Этот эффект проверен на примере крупнейших мегаполисов мира.

Кстати, в прошлом году аким Туркестанской области Умирзак Шукеев заявил о намерении перенять опыт Алматы по производству электробусов.

Алматы в тренде

В ведущих странах Запада и Китае общественный транспорт на электрической тяге становится все более востребованным, потому что состояние планеты в целом и мегаполисов, в особенности, требуют быстрого достижения нулевого баланса в выбросе углекислого газа.

Что говорит мировой опыт? Великобритания, Франция и Китай заявили о планах запретить продажи бензиновых и дизельных машин к 2040 году. К ним готовы присоединиться Япония, Германия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, США.

В 2019 году электробусы в Европе составили 10% от всего объема закупок городского общественного транспорта. По прогнозам экспертов, в 2040-м году 2/3 городских автобусов в мире будут работать на электричестве.

2019 год стал прорывным и для нашей страны. Несколько крупных городов Казахстана (Актау, Павлодар, Алматы, Нур-Султан) начали активно внедрять электробусы. Так, автобусный парк столицы планирует стать самым «электрическим» среди городов ЕАЭС.

Резюмируя, можно сказать, что будущее общественного транспорта за электробусами, как и в целом за электромобилями. Наряду с улучшением качества воздуха, снизится количество «пробок», стихийных парковок вдоль дорог и во дворах. Также можно будет вывести за черту города сети АЗС, которые не только «не озонируют воздух», но и представляют серьезную пожарную опасность.

Плюс — это инновационные технологии, новые качественные рабочие места и. конечно же, комфортная жизнь горожан.

И, конечно, производство экобасов в Алматы, которому принадлежит свыше 50% доли IT-индустрии, удачно вписывается в рамки проекта Smartcity. «Умный город» должен дышать чистым воздухом.

Так что, «электрический конь» уверенно идет на смену «бензиновому».

Марк СЕВЕРЯНИН 

Вам будет интересно
Дружба государств – концентрированное выражение их экономических интересов
Устойчивый транспорт – это перемещение людей, а не машин
Выиграло ли казахстанское сельское хозяйство от распада Союза? Мнение