«Трату сил и нервов оценили по достоинству»: казахстанские учителя – о повышении статуса

Автор: Azattyq Rýhy

Прошел год со вступления в силу закона «О статусе педагога». Насколько он был эффективен, рассказали преподаватели

Фото: mugalzhar.kz; lada.kz; gazetaingush.ru; bilim.expert; sputnik.kz

С января 2020 года вступил в силу закон «О статусе педагога», который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышению престижа преподавательской деятельности. В законе было прописано множество новшеств, которые охватывают социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов.

Напомним, закон «О статусе педагога» был разработан по поручению Елбасы, озвученном в послании народу Казахстана еще в 2018 году. Кроме того, разработка и принятие данного Закона были предусмотрены в программной платформе главы государства К. Токаева.

Стоит отметить, что в рамках закона затронуты многие «болевые точки» в работе преподавателя – большая нагрузка, привлечение к различным работам, не связанным с профессиональной деятельностью, вопрос о материальном положении и т.д.

Безусловно, недооценка профессии преподавателя являлась очень острой и насущной проблемой в Казахстане на протяжении многих лет, поэтому инициатива по повышению статуса педагога была радушно принята отечественными учителями. С одной стороны, законодательные, стимулирующие и поощрительные меры со стороны государства дают немалые стартовые возможности для учителей Казахстана, но другой вопрос – это непосредственное осознание значимости роли педагога в вопросах формирования общества и воспитании детей.

Но насколько эффективно этот закон проявил себя в этом году? В каких вопросах это заметно в большей степени? Происходит ли в казахстанском обществе переосмысление значимости профессии учителя? Для того, чтобы более подробно разобраться в этих моментах, корреспондент Azattyq Rýhy провел беседу с двумя молодыми казахстанскими преподавателями, которые рассказали о повышении статуса педагога на своем примере.

Назерке Канатбекова четвертый год работает преподавателем казахского языка и литературы в общеобразовательной школе №177 Алматы. По ее словам, принятие закона «О статусе педагога» действительно подчеркнуло огромную значимость роли учителя в формировании нашего государства, общества и в воспитании будущего поколения нашей страны.

– Конечно, каждый казахстанский учитель был рад услышать эту новость. А если тема значимости работы педагога достигла своеобразного апогея, причем уже на уровне принятия закона, значит отечественные учителя этого по праву заслужили. По моему мнению, повышение зарплаты все же не окупит труд учителей должным образом, однако это огромная помощь молодым специалистам и преподавателям с большим трудовым стажем. Я считаю это очень правильным решением со стороны государства.

– Назерке, что, на ваш взгляд, является очевидными слабыми местами казахстанского школьного образования? И ощущается ли постепенное улучшение ситуации?

– Качественное образование – это, прежде всего, правильные учебники и ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии – AR). Сегодня во многих регионах Казахстана есть необходимое оборудование для современного образования, но в сельской местности им пренебрегают, что заставляет задуматься. Радует также то, что со следующего года снова начнут обучать по әліпби.

– Насколько остро стоит вопрос нехватки кадров в профессии преподавателя? И стоит ли ожидать, что в связи с новыми перспективами ситуация изменится?

– Для того, чтобы дать ребенку качественное образование, в первую очередь педагог сам должен быть высококлассным специалистом, который не ограничивается лишь университетским образованием, а, напротив, всегда находится в поиске. Поэтому, чтобы педагог выполнял свою работу на высоком уровне, необходимо изучить профессию в более широком спектре, проявлять себя в сфере образования. Как я сказала ранее, статус учителя повышается, поэтому я считаю, что педагогам необходимо улучшать качество знаний и расширять кругозор, тем самым оправдывая доверие к нам со стороны общества.

– Прошлый и нынешний учебные годы были охвачены пандемией коронавируса и впоследствии карантином. Насколько это усложнило работу преподавателя и как вам удалось подстроиться под сложившиеся условия?

– В жизни человек должен быть готов ко всему, нет ничего неразрешимого. Учителя были готовы понять и узнать, что такое дистанционное обучение, проводились специальные семинары и тренинги, чтобы пандемия не оказала критичного влияния на вопрос образования детей. Конечно, ребенка надо воспитывать путем живого общения, но для того, чтобы дети не были обделены и получили хорошее образование в дистанционной форме, были созданы все условия. К примеру, правительство приняло ряд необходимых мер, позаботилось о компьютерах и планшетах, была создана платформа для дистанционного обучения. В сложившейся ситуации никто не виноват, нет какого-то камня преткновения. А бремя нести легко, когда с вызовами борются вместе, сплоченно.

Для более яркого контраста нашим вторыми собеседником выступил учитель из сельской местности. Темиржан Ахметжанов преподает историю в одном из сел Кокпектинского района в Восточно-Казахстанской области. Несколько лет назад Темиржан столкнулся с рядовой, по его словам, проблемой – на работу учителем в Семее его не принимали в силу отсутствия стажа. Тогда наш герой решил отправиться в село.

– Темиржан, насколько, по-вашему, принятие и реализация закона «О статусе педагога» являются значимой и актуальной инициативой на сегодня?

– Этот вопрос назревал давно, поэтому, на мой взгляд, принятие данного закона было нужным и очень своевременным шагом. Не секрет, что главной бедой учителей были маленькие заработные платы, несоизмеримые с их трудом. В этом отношении очень тяжело приходилось классным руководителям. Раньше за классное руководство платили сущие копейки.

– С какими трудностями в наши дни сталкивается рядовой казахстанский педагог?

– Нынешнее поколение детей слишком избалованное. Я не говорю о воспитании, нельзя мести всех под одну гребенку, но я вижу, что некоторые дети не относятся с должным уважением к учителям, как, например, это было еще 10 лет назад. Когда я учился в школе, мы не только уважали своих педагогов, мы их боялись. Боялись получить «2» за поведение, боялись, что за это придется краснеть родителям. Сейчас дети зачастую ведут себя разнузданно, позволяют панибратство в адрес учителя.

– Вы преподаете в селе. Расскажите, насколько это существенная разница с работой в городской школе?

– На самом деле, мне не с чем сравнивать, так как у меня нет опыта работы в городе. Но начну с плюсов – основным фактором, пожалуй, является финансовый: в сельской школе работа педагога на 25 процентов больше, чем в городских – и это стало очень ощутимо в текущем году. Другой момент – в деревне меньше учеников. Например, в обычном русском классе едва ли наберется 10 человек, а бывают классы и с 2-3 учениками. В этом отношении, конечно же, работать легче.

Из проблемных моментов, думаю, можно обозначить качество образования. Представители власти неоднократно говорили, что разница городского и сельского школьного образования слишком велика, что подразумевает под собой определенную сложность. На мой взгляд, образование должно быть одинаково качественным везде, и новый закон также работает в этом направлении.

Хотелось бы также поднять и такую тему: понимаете, в селе до сих пор в ходу система «по понятиям». Если ученик позволит себе что-то недопустимое в адрес учителя – например, выругается нецензурной бранью, то педагог вправе поднять этот вопрос и родители понесут за это ответственность. Но ведь в рамках этой «понятийной» системы не совсем правильно писать жалобу, особенно педагогу-мужчине – завтра в этой же деревне просто-напросто проходу не дадут.

Я понимаю, что это в какой-то степени оплошность самих учителей – кто-то слишком добрый и испытывает чрезмерную слабость к детям, вот они и пользуются. Для учеников это становится нормой. Очень тяжело, когда такие моменты устоялись в детском сознании, но, возможно, со временем ситуация изменится. В этом деле немаловажен персональный подход самого педагога.

Для справки: Согласно новому закону, проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций, влечет штраф или административный арест. Для физических лиц штраф будет в размере от 20 до 40 МРП, административный арест - до пяти суток в зависимости от субъекта правонарушения.

– Давайте остановимся на улучшение финансового положения сельского педагога. Что вы можете рассказать об этом?

Я начал работать в 2018 году. Без стажа моя заработная плата на тот момент составляла 60 тысяч тенге. В рамках реализации закона моя заработная плата увеличилась в несколько раз – это очень ощутимая разница. В два раза увеличилась плата за классное руководство и за проверку тетрадей, появилась плата за наличие степени магистра. Также, насколько я знаю, ввелась новая доплата за наставничество.

Хочу также отметить, что законом также разработан специальный калькулятор зарплат совместно с ИТ-сообществом. Очень удобный ресурс, где каждый педагог может убедится в правильности начисления заработной платы, дабы быть уверенным, что все посчитали верно и никто себе ничего не прибрал.

По части материальных стимулов могу сказать, что трату сил и нервов, наконец-таки, оценили по достоинству.

– Темиржан, насколько большой проблемой является нехватка кадров в преподавательском деле? Ведь многие педагоги работают не по специальности.

– На мой взгляд, такая проблема действительно есть. В выборе любой профессии важную роль играет стимул. Для молодого поколения работа преподавателем кажется малоперспективной, но в нынешнем положении дел динамика вполне способна изменится в лучшую сторону. Поэтому вполне резонно ожидать, что за 3-4 года работа учителя станет высокооплачиваемой и престижной.

– Насколько пандемия коронавируса, карантин и все последствия отяготили образовательные процессы в сельской местности? Легко ли вам было подстраиваться под новый формат?

– Конечно, молодым учителям пришлось проще, тогда как преподавателям более старшего поколения нужно было быстрыми темпами адаптироваться и осваивать новые технологии. Но многих учителей подготовили к этому, вводились обучающие курсы и семинары, чтобы педагоги качественно обучали детей в онлайн-формате. Тяжело было в первое время, потому что никто не был готов. Но нужно отдать должное нашему Министерству образования – оно действительно проделало большую работу.

Амир СМАГУЛОВ