Соседские дрязги: Казахстан проанализировал ситуацию в Кыргызстане, Беларуси и Нагорном Карабахе
Политологи рассказали, какой опыт может перенять Казахстан на фоне последних горячих политических событий
2020 год запомнится казахстанцам на долгое время не только из-за продолжительной борьбы с пандемией коронавируса, но и бурных событий у соседей – митингов в Беларуси, революции в Кыргызстане и конфликта между Арменией и Азербайджаном. Что произошло у братских нам стран и какие уроки можно вынести из этой ситуации Казахстану?
Акции протеста в Беларуси начались в мае 2020 года в связи с предстоящими президентскими выборами. После дня голосования, 9 августа, ситуация в стране начала принимать совершенно невиданный для наблюдателей оборот – по всей территории развернулись массовые протесты, которые подавлялись жесткими, кровавыми методами.
Наблюдатели отмечают, что это самые крупные волнения в стране с момента обретения независимости.
В этом отношении нельзя не вспомнить недавнее громкое заявление действующего президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что события в его стране должны быть серьезнейшим уроком для других постсоветских государств, и что Казахстану ни в коем случае «нельзя расслабляться».
«Специалистами сделано все, чтобы на подсознании управлять человеком. В основе всего этого, наверное, лежали разработки американских специалистов. Когда я увидел предвыборную кампанию в Америке и события после выборов, разговаривая с президентом России, я ему прямо сказал: «Вот и по делу».
Да что мне говорить! Вы в Казахстане испили это не один раз. И банды разные там дрались, и на юге, и на востоке. И то ли еще будет. Поэтому ни коем случае нельзя расслабляться. Беларусь для вас серьезнейший урок. Потому что Казахстан и Россия – это не Беларусь. Это огромные страны. И там справиться с этой «заразой» будет сложно, если не работать на упреждение», - сказал Лукашенко.
Далее – Кыргызстан. Третья революция там началась 5 октября после предварительных результатов выборов в парламент, состоявшихся накануне. 15 октября протесты привели к отставке Сооронбая Жээнбекова. Исполняющим обязанности президента стал Садыр Жапаров.
Еще одним крупным событием стал вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном. Боевые действия признаны самыми продолжительными и кровопролитными в регионе после завершения Карабахской войны в 1994 году.
В интервью корреспонденту Azattyq Ruhy известные казахстанские политологи назвали причины этих конфликтов. Они также объяснили, почему подобные события вызывают неподдельный интерес у нашего общества, и какие ключевые моменты из сложившихся ситуаций можно извлечь Казахстану.
Так, по мнению декана Школы государственной и общественной политики и права Алматы Менеджемент университета (AlmaU) Аскара Нурша, в экспертном сообществе есть разные точки зрения относительно причин произошедшего. Среди основных выделяется влияние пандемии коронавируса, которая обострила социальные проблемы и вызвала определенные изменения в социально-психологических настроениях общества. Еще один ключевой момент – смена поколений. По мнению политолога, в целом, на постсоветском пространстве происходит изменение политического ландшафта.
«Речь идет о новом этапе распада постсоветского пространства. Ведущая причина – антиистеблишментская волна. Мы видим, что в последние пять лет в странах идет резкий рост протестности населения и недовольства политическими элитами, которая была усилена под влиянием роста социальных проблем. Во всех вышеперечисленных странах наблюдается усталость населения от власти, которое оно считает виновником всех процессов. Но непосредственным триггером выступают выборы», - сказал Аскар Нурша.
Смена ландшафта, продолжил он, происходит на фоне слабости политических институтов, которые могли бы направить протесты в легитимное русло.
«За эти тридцать лет не были созданы реально действующие политические механизмы. Поэтому единственным выходом для населения являются митинги», - подчеркнул Нурша.
Такого же мнения придерживается политолог Замир Каражанов. По его словам, у Беларуси и Кыргызстана есть одно сходство – недовольство выборами и усталость общества от политического застоя.
«Беларусь находится между двумя мирами – есть Европа и есть постсоветское пространство. Проблема Беларуси в том, что на предприятиях низкая производительность и организация труда. Это сказывается на заработных платах и конкурентоспособности. Стимула для реформ в экономике нет. Это наносит отпечаток на ее развитие и благополучие населения. Многие понимают, что для того чтобы дальше идти, стране нужны изменения», - объяснил Каражанов.
В Кыргызстане, отметил политолог, также не создаются дополнительные рабочие места и нет динамики роста экономики, социальной и политической сферы. Особенность всех революций в Кыргызстане – клановость и территориальная принадлежность борцов за власть.
«В политике Кыргызстана нет «Царя горы» – авторитетного лидера, который мог бы объединить север и юг страны. Революция говорит о том, что улица оказала сильное давление на институт президентства. Толпа из десятков тысяч человек смогла произвести радикальную перемену в политической жизни страны. Если правительство каждый раз будет потворствовать толпе, вместо того чтобы проводить реформы, то никаких преобразований не будет. И тогда население будет жить от понедельника до пятницы, от одной революции к другой», - поделился Каражанов.
По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, сейчас во всем мире происходит переформатирование института государственности. Причиной тому стала пандемия коронавируса, которая показала, что государство, как институт, не в состоянии ответить на главный вопрос – вопрос социальной справедливости и общественно-политического равноправия.
«Если мы посмотрим на политическую карту мира, то увидим, что в США, Европе, Ближнем Востоке, Южно-Азиатском и Тихоокеанском регионе происходят драматические события, связанные с конфликтом между истеблишментом и гражданами. Такие же события влияют и на внутриполитическую ситуацию в странах СНГ. Сегодня мы видим очень сложную общественно политическую ситуацию в Беларуси, в нашем братском Кыргызстане, также идут очень сложные процессы в России», - рассказал Саиров.
В Беларуси, отметил политолог, население устало от своего лидера. В стране не проводились политические реформы. Этот вопрос не мог устраивать зародившийся средний класс, а также молодежь которая обучается в Европе и является носителем европейских ценностей,
«Поэтому события в Беларуси нужно рассматривать с точки зрения культурных различий между старшим и молодым поколением. Думаю, что в течение года в Беларуси произойдет переформатирование властных институтов страны», - спрогнозировал Ерлан Саиров.
Что касается Кыргызстана, то политолог подчеркнул, что в стране наблюдается «девальвация» государственных институтов и происходящие процессы нельзя назвать демократией с плюрализмом мнений.
Стоит отметить, что во всех случаях Казахстан занимал позицию невмешательства и призывов к миру. Политологи согласились во мнении, что общее развитие зависит от стабильности в регионе.
«Проблемы, которые возникают в Кыргызстане – внутренние проблемы самого Кыргызстана. Общество должно само определиться, как жить дальше и к чему стремиться. Мы не имеем права лезть в дела соседа. Но мы можем помочь соседу, чтобы ситуация стабилизировалась. Не бывает чужой беды или несчастий. Если у соседа хорошо, то и у нас будет хорошо», - высказался Замир Каражанов.
По его словам, Казахстан заинтересован в региональной стабильности и безопасности, которые снизят все факторы, способные спровоцировать конфликт.
По мнению Ерлана Саирова, казахстанское общество должно рассматривать и изучать произошедшие события для анализа внутриказахстанских процессов. Это позволит избежать проникновения негативных тенденций уже непосредственно в нашу республику.
Также опрошенные политологи оценили работу казахстанских политтехнологов по «управлению рисками».
Аскар Нурша заявил, что наши политтехнологи говорят об устойчивости общества, где проводится эволюционная модернизация.
«Общества, где государственное управление не справляется с реформами или сопротивляется, в них происходит революция. Беларусь – пример сопротивления изменениям. В то же время опыт говорит о том, что для осуществления реформ необходима сильная централизованная власть наподобие США Франции, Великобритании», - заявил он.
По мнению Каражанова, политтехнологи не способны решить все проблемы, которые существуют в обществе, для этого нужны перемены и реформы.
«Если их нет, то «сколько не говори халва, во рту слаще не станет». Сколько бы они не говорили, что у нас все прекрасно, от этого проблемы в глубинках и крупных городах не решатся. Однако стоит признать, что ситуация в Казахстане лучше, чем у других странах. Необходимо помнить один момент, для того чтобы страна стояла на ногах более-менее, нужно обеспечить населению две вещи – гарантировать безопасность жизни собственности. И второй момент – хотя бы незначительный, но рост экономики. Обязательно должно быть материальное благополучие. Зарплаты должны быть стабильными. Нам необходимо работать в этих моментах. С такими вопросами затягивать нельзя - Беларусь это показывает. Это сигнал нашей политической верхушке. Нельзя удовлетворятся сложившейся ситуацией. Этого недостаточно чтобы стабильно развиваться», - рассказал Замир Каражанов.
Одним из атрибутов демократии являются свободное волеизъявление и повышение политической культуры граждан. Провластные институты и сами власти Казахстана сегодня эффективно занимаются повышением политической культуры своих граждан, убежден Ерлан Саиров.
«Праймериз, которые провела партия «Nur Otan», стали одним из эффективных методов повышения политической культуры граждан. Мы видим, что молодые люди могут высказывать свою точку зрения, показывает альтернативные пути развития регионов и создают карту повсеместного экономического развития. Если таким образом в регионах будет развиваться полноценный политический процесс, тогда Казахстан может говорить о том, что мы идем по развитию эволюционному. Сегодня для страны очень важным является решение двух вопросов – социальная справедливость и экономическое развитие. В современных условиях новое экономическое развитие можно создать только при наличии очень высокого человеческого капитала», - отметил он.
Стоит отметить, что все события, волнения и конфликты наших соседей вызывают искренний и неподдельный интерес у казахстанцев. Достаточно «прошерстить» СМИ и комментарии пользователей в социальных сетях. Политологи подчеркнули, что зачастую казахстанцам интересно – а может ли такое случиться и у нас?
«Думаю, что наши граждане просто примеряют на себя эти события. Оценивают возможно ли такое у нас или нет. Вопрос в том, что все наши страны родом из Советского союза. Но специфика везде разная», - пояснил Аскар Нурша.
«Представьте, что мы все находимся в многоквартирном доме. Если в доме есть непорядок, тогда мы понимаем, что это может коснуться и нас. И конечно мы проводим параллели», - пояснил Каражанов.
В заключение спикеры назвали ключевые моменты, которые мог бы вынести Казахстан для недопущения подобных сценариев и роста социальной напряженности.
По мнению Замира Каражанова, ни в коем случае нельзя стоять на месте и довольствоваться настоящими результатами.
«Проблемы есть, и это надо признать. Мы должны исходить из своих потребностей и двигаться дальше. Тот, кто стоит, уже проигрывает в современном мире. В Казахстане необходимо продолжить проводить реформы, потому что их отсутствие приводит к нерешенным проблемам. В конце концов проблемы обострялись и все это выливалось на улицах наших соседей и приводило к столкновениям», - заключил он.
Похожую точку зрения высказал и Аскар Нурша. Он согласен с тем, что нельзя останавливаться на достигнутом.
«Надо понимать, что мир вокруг нас и в соседних странах развивается быстро. Поэтому мы должны продолжать осуществлять реформы и не терять темп. Любая остановка будет способствовать ухудшению ситуации. Необходимо развивать и далее совершенствовать качество государственного управления. Необходимо развивать диалог внутри общества. Социально политические конфликты неизбежны они существуют даже в демократических странах с развитым гражданским обществом. Поэтому нам так же необходимо укреплять политические институты и доверие к ним», - подчеркнул Аскар Нурша.
Ерлан Саиров заявил, что демократия должна быть одним из атрибутов сильной государственной власти и не противоречить государственным ценностям.
«Нам нужны институциональные демократические изменения. Нам нужно развивать институты демократии. Демократия — это не охлократия, не власть толпы. В первую очередь это развитие цивилизованных институтов государственности, а также соблюдение норм и процедур. Именно это является главным условием поступательного развития демократических процессов. Считаю, что Казахстан как раз этим путем и идет», - заключил он.
Амир СМАГУЛОВ