Республика по-прежнему обладает колоссальным экономическим потенциалом, сохраняя привлекательность для международных инвесторов, считает политолог
Для любой страны инвестиции играют важнейшую роль. От этого напрямую зависят не только капиталовложения в экономику, но и доступ к передовым технологиям, рынкам сбыта, создание новых рабочих мест и повышение производительности труда, а значит конкурентоспособность нации. В первые годы независимости Казахстан, который столкнулся с тяжелейшим кризисом, остро нуждался во внешней поддержке. Однако иностранные инвесторы не рисковали вкладываться в молодое и практически никому неизвестное тогда государство, передает Azattyq Rýhy.
Во многом усилиями Первого Президента Нурсултана Назарбаева удалось преодолеть скепсис крупных зарубежных, прежде всего, западных компаний в отношении Казахстана. Для этого в короткие сроки была создана солидная законодательная база, выработаны соответствующие гарантии. При главе государства был учрежден Совет иностранных инвесторов. Избранный нашей страной приоритет на скорейшее решение приграничных проблем с соседями, отказ от ядерного арсенала и закрытие испытательного полигона, коренные политические и экономические реформы – все эти шаги привели к созданию у Казахстана репутации надежного партнера.
Уже к концу 90-ых республика выдвинулась в лидеры СНГ по объему иностранных инвестиций. Всего же за годы независимости в экономику нашей страны было привлечено 330 млрд долларов США прямых инвестиций из более чем 120 стран. Основная их часть приходится на Европейский союз, США и Китай.
Это в значительной степени стало драйвером роста отечественной экономики. Удалось выстроить логистические сети, наладить добычу и обработку сырья, модернизировать предприятия, доставшиеся от СССР и запустить новые. Как итог, Казахстан вошел в топ-55 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Важно понимать, что инвестиционная привлекательность является барометром доверия мирового бизнес-сообщества к конкретной стране. В этой связи открытие Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) и Арбитража с английской системой права способствовало обеспечению верховенства закона и защиты прав инвесторов. В рейтинге Doing Business Казахстан с 63-го места в 2010 году поднялся на 25-ое место в 2020 году.
Однако разразившаяся эпидемия коронавируса внесла серьезные коррективы не только в повседневную жизнь всех стран, но и бизнес-процессы, в том числе состояние инвестиций. Мировое потребление резко ужалось, а отдельные отрасли вообще перестали существовать. Вместе с тем идет расширение торговых войн и мер национального протекционизма, что также не сулит ничего хорошего глобальной торговле. По последнему прогнозу Международного валютного фонда, в 2020 году мировая экономика упадет сразу на 4,9%. Вместе с тем, согласно ожиданиям UNCTAD (ЮНКТАД, Конференции ООН по торговле и развитию), глобальный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), составивший в 2019 году порядка 1,5 трлн долларов США, сократится по меньше мере на 40% к 2021 году, а рецессия будет продолжаться вплоть до 2022 года.
Неблагоприятная тенденция коснулась и Казахстана. Так, статистика валового притока прямых инвестиций по видам экономической деятельности за первое полугодие этого года показывает, что большая часть сокращения – минус 2,9 млрд долларов США – коснулась сектора горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Нефтянка и добыча металлов получили на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Другие отрасли также ощутили на себе уменьшение инвестиционных вливаний. В обрабатывающую промышленность, занимающую долю 15,8% в общем объеме ППИ, вложено на 11% меньше. Торговля завершила полугодие с результатом минус 182 млн долларов США инвестиций. Гостиничный и ресторанный бизнеса вовсе переживают шок – минус 72% от объема поступлений прошлого года. В плюсе же от кризиса оказалась финансовая и страховая деятельность – рост на 50%. Выросли инвестиции в сфере здравоохранения и социальных услуг. За январь-сентябрь этого года они оставили рекордные 87,7%.
Отечественные инвесторы также оказались в сложном положении. События начала марта – отказ от новой сделки в формате ОПЕК+ и победное шествие коронавируса – обусловили валютный голод. Всего за десять дней доллар подорожал на 17,5%, преодолев психологический барьер в 400 тенге. И хотя вскоре Национальный банк РК отыграл потери, коридор доллара в 420-440 тенге стал новой реальностью и заставил большинство инвесторов вновь уйти в долларовые активы.
Принятые Правительством РК антикризисные меры позволили сгладить экономический спад – сохранена положительная динамика в реальном секторе экономики, в частности, строительстве (10,5%), сельском хозяйстве (5%) и обрабатывающей промышленности (3,3%). Разработан Стратегический план развития Казахстана до 2025 года, а также новая концепция привлечения иностранного капитала. Все это нашло положительный отклик в мире. Ведущие международные финансовые институты, включая Еропейский банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд, а также рейтинговые агентства Moody’s, Fitch и Standard&Poor’s подтвердили позитивные прогнозы развития казахстанской экономики.
Задача улучшения инвестиционного климата в Казахстане всегда плотно увязывалась с диверсификацией экономики. Более того, посткризисное восстановление экономики немыслимо без масштабных инвестиционных вливаний. В данном вопросе государство стремиться минимизировать вовлечение бюджетных средств в реализацию проектов и сконцентрироваться на создании условий для инвесторов: политическая стабильность, верховенство закона, грамотная монетарная политика, улучшение инвестиционного климата, развитие «мягкой» и физической инфраструктуры. Лишь такие меры способны дать стабильный долгосрочный эффект.
В целом же нельзя забывать, что наша страна по-прежнему обладает колоссальным экономическим потенциалом, сохраняя привлекательность для международных инвесторов благодаря выгодному геостратегическому положению и огромным запасам природных ресурсов. Задача заключается в скорейшей адаптации к новым условиям, продиктованным COVID-19. Так, например, закрытие многих магазинов и рынков, длинные очереди в супермаркетах в период изоляции повысили популярность онлайн-торговли. Рост популярности интернет-покупок приближает человечество к отказу от наличных. Это серьезный стимул для компаний, проводящих цифровые платежи. Поскольку во время карантина все больше людей переходят на работу из дома, спрос на онлайн-форматы, а также коммунальные услуги обещает увеличиваться.
Между тем в числе главных последствий пандемии можно назвать продовольственный кризис. Об этом ясно говорят эксперты Всемирной организации здравоохранения, Всемирной торговой организации, лидеры ведущих держав. Это означает, что сфера сельского хозяйства привлекает не меньшее внимание, чем tech-индустрия и торговля. В период локдауна Казахстану удалось не допустить дефицита и роста цен на товары первой необходимости. Но потенциал нашей страны позволяет претендовать на гораздо большее. Скажем больше: в условиях глобального снижения цен на энергоносители и развитие так называемой «зеленой экономики» сельское хозяйство может стать новым «черном золотом» Казахстана. Поэтому важно инвестировать в сельское хозяйство – агротехнику, агротовары, технологии. А с учетом того, что почти 40% нашего населения проживает на селе, тем самым, решается комплекс социальных проблем.
Автор: Расул ЖУМАЛЫ