Первую революцию назвали «тюльпанной» – тюльпаны цвели в ту пору, вторую можно считать «кровавой» – погибло много людей, третью – Октябрьской или Ковидной
По объему ВВП Кыргызстан в глобальном рейтинге Всемирного банка за 2019 год занимает 145-ое место, зато по числу партий на душу населения первый в мире – четыре на 100 тыс. человек (всего 259). В активе также три революции за 15 лет. Правда, до Боливии соседям пока далековато – там было 200 переворотов. Но это за 145 лет.
Для сравнения: в России и Франции с их многовековой историей было всего по три революции, а в Японии ни одной, если не считать научно-техническую революцию, передает Azattyq Rýhy.
Есть у переворотов начало, нет у переворотов конца
Какие цели преследовали известные революции? К примеру, от сословности к равенству –Франция, от капитализма к социализму – СССР, от социализма к капитализму – Польша.
В КР революция шла как в Библии: от Акаева к Бакаеву – первая, от Бакаева к Атамбаеву через Отунбаеву – вторая, третья – от Жээнбекова к пока непонятно кому.
Первую революцию назвали «тюльпанной» – тюльпаны цвели в ту пору, вторую можно считать «кровавой» – погибло много людей, третью – Октябрьской или Ковидной. Октябрьская, конечно, получше: школьников можно снова именовать октябрятами и снять фильм про нового вождя, скажем, «Жапаров в Октябре». Садыр Жапаров – это и.о. премьер-министра, которого многие политические силы не признают легитимным.
Однако, как «Запорожец» – не машина, так и государственный переворот не революция, главным признаком которой является смена общественно-политического строя. В КР происходит круговорот властных кланов – «северный» приходит на смену «южному» и наоборот. По расписанию, сегодня должен прийти к власти «север».
Поводом для «тюльпанной революции», как и на сей раз, стали массовые нарушения законов во время выборов в Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана) 27 февраля 2005 года. Организатор – коалиция «Народного движения Кыргызстана» во главе с Курманбеком Бакиевым, ныне скрывающемся в Беларуси. Участников – несколько десятков тысяч.
Робкий первый президент КР Аскар Акаев не стал применять силу и тайно бежал в Россию транзитом через РК. Переворот прошел бескровно, пострадали несколько десятков человек с обеих сторон. Важную роль сыграли три криминальных лидера, спонсировавшие разные стороны баррикад. Все они в течение 4 месяцев погибли при невыясненных обстоятельствах.
Вторую революцию – в апреле 2010 года – организовало «Временное правительство народного доверия», которое поддержали несколько сотен тысяч человек, а противостояли все силовые структуры КР, включая армию. Страна оказалась на грани гражданской войны. Погибло около ста человек, ранено более 1 500 с обеих сторон. В июне прошли крупные межэтнические столкновения на юге страны, пострадали более двух тысяч мирных жителей, сожжены около 2,5 тыс. домов и зданий.
27 июня 2010 года в КР состоялся референдум по новой конституции страны. Ее одобрили 90,57% голосовавших. КР стала парламентской республикой, был ликвидирован Конституционный суд, а глава временного правительства Роза Отунбаева стала «техническим» президентом переходного периода до 31 декабря 2011 года.
Октябрьская или Ковидная «революция» 2020 года прошла практически молниеносно – меньше чем за сутки свержено правительство и для этого понадобилось всего 5-7 тысяч человек, или около 0,1% населения КР. Силовики действовали крайне вяло, и самоустранились от охраны общественного порядка. Их роль по традиции выполняли «Добровольные народные дружины» (ДНД).
Зато сегодня центров власти сразу несколько – до 7 в первый день.
Всякий раз после переворота в КР происходит передел собственности, главным бенефициаром становится новое первое лицо. Но в настоящее время мародеры непонятного происхождения осуществляют рейдерские захваты от рынков и магазинов до «Кыргызалтына» и главного золоторудного месторождения.
Кстати, в эту страну Казахстан инвестировал около $1 млрд и эти деньги тоже оказались под угрозой.
Любопытно, что раньше всякий переворот в КР неизменно радостно приветствовали казахстанские оппозиционеры, называя каждый путч народной революцией и гневно укоряя соотечественников за то, что они не следуют примеру «гордых соседей». Ковидную революцию приветствовали в Казахстане в основном только блогеры.
Обратимся к фактам: что же дали Кыргызстану перманентные «революции» за эти 15 лет.
Про экономику все ясно – КР одна из беднейших стран СНГ и мира.
А что там по линии демократии? И здесь успехи КР так себе: согласно Индексу демократии стран мира (The Democracy Index) британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit Кыргызстан занимает 101 место.
Известно, что демократия – главный враг коррупции. Однако, Кыргызстан занял лишь 126-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции за 2019 год (ИВК-2019) международной организации Transparency International.
По степени экономической свободы от Heritage Foundation за 2020 год Кыргызстан опустился на две позиции – с 79 места на 81-е. Ну а после нынешних рейдерских захватов, КР неизбежно кубарем слетит вниз в рейтингах. Вот поэтому-то в эту страну до сих пор не торопятся крупные иностранные инвесторы.
Чего с избытком в этой стране, так это горной воды и политических партий: по данным Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР на 07.07.2020 года зарегистрировано 259 партий, и 44 из них приняли участие в последних выборах. Политик или бизнесмен, не имеющий своей партии, сегодня считается нищебродом в Кыргызстане. Говорят, есть даже карликовые партии (партии-колибри) из нескольких человек.
Я бы предложил карманные партии указывать в декларации о доходах: «Владею участком в 10 соток, гаражом, и двумя политическими партиями по 20 членов каждая».
Еще один пассаж – всякий раз (кроме технического президента Розы Отунбаевой) президенты Кыргызстана и премьер-министры, непременно оказывались в тюрьме или же были осуждены заочно и скрывались в третьих странах. Вот и четвертый президент Алмазбек Атамбаев получил 11 лет тюрьмы, был освобожден ненадолго путчистами-октябристами и снова арестован «за организацию массовых беспорядков».
Судьба Сооронбая Жээнбекова прояснилась сегодня – он ушел в отставку. Правда, изначально Жээнбеков обещал уйти с поста только «после того как в стране установится законный порядок», коим сейчас в КР и не пахнет.
При таком тренде развития страны, политически озабоченное население КР способно совершать «революции» каждые 3-5 лет.
Политпрогноз: штормовое предупреждение
С каждым разом перевороты в КР будут совершаться все меньшим числом участников от все большего числа партий, и при росте численности гастарбайтеров. Сейчас их около 0,5 млн из 6,4 млн населения. В прошлом году они дали около 32% ВВП. Примерно столько же, сколько РФ и РК дают экспорт нефти, газа и металлов вместе взятые. И этот экспортный потенциал КР только растет…
Итак, апрель 2025 – четвертая революция. Власть шестого президента свергнута тремя тысячами народных представителей от 500 партий. Крепкие аилские ребята захватили Дворец президента, поломали мебель, унесли с собой на память гаджеты и т.д. Они также захватили СИЗО ГКНБ и выпустили на свободу томящихся там президента, премьер-министра и правительство прежнего созыва.
«Кыргызы, вы – красавчики! Вот бы нам так же», – написали некоторые казахстанские блогеры.
Большинство из 1 млн гастарбайтеров, чьи денежные переводы составляют уже 50% ВВП КР, поддержали в режиме онлайн смену декораций. Лидер партии «Новый Бутун Кыргызстан» призвал их донатить (донаты – добровольные пожертвования).
В ответ старый парламент КР принял закон, по которому партии, финансируемые кыргызскими гастарбайтерами, считаются иностранными агентами, поскольку деньги идут из-за границы.
В Беларуси, тем временем, уже шестой год продолжаются митинги против самопровозглашенного президента страны Александра Лукашенко. Он выступил в эфире ТВ вместе с Курманбеком Бакиевым с речью: «Хотите, чтобы было как в Кыргызстане?!».
Евросоюз и ОНН выразили озабоченность и призвали решать проблемы мирным путем.
Март 2028 – пятая революция. Власть президента свергнута парой тысяч народных представителей от 1 200 партий. Крепкие ребята в пятый раз захватили офис правительства и его имущество. Первых ста бунтарей встретили хлебом-солью и любимым напитком шоро. Их также наградили памятными медалями – «Пятый революционный элемент». На аверсе медали выбиты горящие глаза и президентский дворец.
Из СИЗО ГКНБ выпущены на свободу президенты, премьер-министры, спикеры Жогорку Кенеша прежних созывов.
Ряд казахстанских блогеров приветствовал свободолюбивый народ постами: «Потомки Манаса, вы – красавчики!».
Большинство из 2 млн гастарбайтеров поддержали революцию онлайн, их переводы дают уже 65% ВВП КР. Они пообещали донатить партиям, которые обеспечат стабильность работы сервисов по переводу денег из-за границы.
В ответ парламент КР напомнил, что партии, которые финансируют гастарбайтеры, являются иностранными агентами, и не имеют права участвовать в выборах.
В Беларуси, тем временем, уже девятый год продолжаются митинги против самопровозглашенного президента страны Александра Лукашенко. Он выступил через Zoom с речью: «Хотите, чтобы было как в Кыргызстане?!».
В октябре 2035 года в Кыргызстане произошла десятая юбилейная революция. По этому поводу свергнутый президент объявил ближайшие три дня празднично-выходными. Переворот произошел онлайн – 4 млн гастарбайтеров одновременно провели DDoS-атаки на серверы аппарата президента, правительства, силовых структур и Нацбанка. Сом тут же упал до курса тенге.
В Беларуси, тем временем, продолжаются митинги против самопровозглашенного президента страны Николая (Коли) Лукашенко. Он выступил в Telegram–канале совместно с внуком Бакаева Русланом Петровым с обращением: «Вы хотите, чтобы было как в Кыргызстане?! Там хакеры НАТО и США захватывают мирные серверы!».
Евросоюз и ООН выразили озабоченность и призвали решать проблемы мирным путем.
«Жжоте! С юбилеем вас!», – написали казахстанские блогеры.
Пресс-секретарь Алексея Навального Дмитрий Песков-Глинский заявил, что Россия больше не будет донатить смену дружественных режимов, поскольку это нарушение правил политической конкуренции.
Марк СЕВЕРЯНИН