Врачи передовой. Кого и как лечат на дому мобильные бригады медиков?
Кроме того, медработники активно оказывают онлайн-консультации
Мобильные бригады первыми осматривают пациентов. Они работают на дому. Выезжают к тем, кто сам не способен добраться до медучреждения, в том числе к пациентам с симптомами коронавируса и пневмонии. Но как и в каких условиях они работают – мало известно. В этом материале Azattyq Rýhy на примере двух регионов попытаемся раскрыть все нюансы работы настоящих передовиков системы здравоохранения.
Мобильные бригады
Еще пару недель назад отовсюду сквозило отчаяние: число зараженных коронавирусом стремительно росло, больницы с трудом справлялись с массовым наплывом пациентов, часть из которых жаловалась на «загадочную» пневмонию. В довершение всех бед опустели полки аптек.
С тех пор, разумеется, окончательно победить КВИ стране не удалось, однако снижение прироста заболеваемости, а также пошаговое налаживание работы аптечной сети вселяют надежду. А вереница пациентов, направляющихся к медучреждениям, редеет благодаря работе мобильных бригад.
В их работе есть несколько ключевых функций. Разгрузку больниц и провизорных центров они осуществляют путем осмотра и проведения необходимых анализов, в том числе ПЦР-тестирования, на дому. То есть таким образом отсеиваются те, у кого привычные простуда или что-то подобное. Попутно же разрывается цепочка заболеваний, ведь человек с обычной простудой при посещении медучреждения сильно рискует – заразиться гораздо более страшной и коварной болезнью.
«Мобильные бригады созданы для того, чтобы своевременно отслеживать больных, которые в силу многих обстоятельств не могут прийти к нам в поликлинику. Какие это обстоятельства? В первую очередь, когда есть подозрение на коронавирусную инфекцию. Тогда, когда у человека есть температура, человек не может прийти по состоянию здоровья, когда у него уже появились простудные явления, кашель и прочее. А также лица, которые не должны приходить к нам – это лица старше 65 лет.
Почему я об этом говорю? Потому что многие хотят, чтобы все было побыстрее, и приходят к нам в поликлинику. Их отправляют на фильтр. Вот тот, кто не может к нам прийти, они вызывают по единому телефону, или звонят в call-центр или к участковым врачам и их записывают на выезд мобильной бригады. В течение дня с 8 утра и приблизительно до 22-23 часов, сколько вызовов есть, мы все обслуживаем до последнего. За каждым врачом закреплена машина, вместе с ним выезжает медсестра, чтобы взять анализы. Берет анализы в том числе и у контактных, у тех, кому по срокам нужно сделать контрольный анализ», – рассказывает Маргарита Бисенова, главный врач поликлиники № 4 Костаная, где работают пять мобильных бригад.
Открыть больничный лист, выписать пациенту препараты, направить на рентген или на КТ – все это тоже производят мобильные бригады. Каждая из них оснащена необходимым медицинским оборудованием.
«Бригады оснащены пульсоксиметрами для того, чтобы определить насыщение крови кислородом, бесконтактными термометрами, чтобы определить температуру. Также мобильные бригады при необходимости, например, если это пациенты старше 65 лет с какими-то другими сопутствующими заболеваниями, занимаются развозкой лекарств дополнительно. Это чтобы пациент минимизировал контакты с окружающими и выходы в поликлинику.
При этом выдаются листы временной нетрудоспособности, все это вносится в нашу информационную систему и на основании этого они открывают больничный лист. Потом больничный лист продлевается путем обзвона или очного опять выезда на место, чтобы осмотреть пациента заново. Дополнительно выдаются рекомендации по лечению. Это все входит в функционал наших мобильных бригад», – говорит Гамаль Токсамбаев, заместитель руководителя Управления здравоохранения Карагандинской области.
Так называемые бессимптомные носители коронавируса, или те пациенты, у кого болезнь протекает в легкой форме, лечатся на дому. Тут уже мобильная бригада после подтверждения факта заболевания уступает место врачам. Однако при необходимости повторного посещения больного, к примеру, если пошли жалобы на ухудшение состояния, то за дело вновь берутся выездные бригады.
«Есть определенные симптомы и жалобы, которые беспокоят пациентов – начиная от першения в горле и заканчивая повышением температуры и чувством нехватки воздуха. То есть в зависимости от его состояния мы определяем уровень его лечения: или это будет амбулаторное лечение, или на базе стационара. Мобильные группы определяют тяжесть состояния, вызывают четвертую категорию (скорые помощи при поликлиниках) и направляют в профильные госпитали.
Если пациент остается лечиться дома, то мониторинг за лечением проводится или при повторном посещении мобильной группы, или при обзвоне. Мы спрашиваем, как состояние пациента, если он отвечает, что состояние без улучшений, то мобильная группа еще раз выезжает для того, чтобы опять определить уровень насыщения крови кислородом, температуру и визуальный осмотр, чтобы определить тяжесть заболевания. Если они считают, что на амбулаторном уровне у него нет положительной динамики, то пациент переводится на стационарный уровень. Для этого у нас развернуты госпитали инфекционные для ПЦР-положительных, так и пульмопровизорные госпитали, когда пациенты еще не идентифицированы по ПЦР. То есть ПЦР может быть еще в работе, материал еще не проверен, но мы отвозим уже пациента в пульмопровизорный госпиталь, где проводится КТ-исследование. При положительном ПЦР-анализе пациенты дальше переводятся в инфекционные госпитали. Для этого у нас созданы 33 инфекционных госпиталя по области и 20 провизорных госпиталей по всей Карагандинской области», – сообщил Гамаль Токсамбаев.
Кстати, были случаи, когда население, особенно представители старшего поколения, жаловались на «недостаточное» оказание медпомощи. Говорили, что приехавшие к ним медработники даже «не прослушали легкие».
«Пожилые люди часто просят, так как привыкли к тому, что если врач смотрит, то должен измерить давление, он должен послушать грудную клетку. К сожалению, согласно протоколу диагностики лечения коронавирусной инфекции, и это не только у нас, а во всем мире, пациентов не слушают. Он (медработник) находится в средствах индивидуальной защиты, а СИЗ подразумевает закрытие ушей полностью. Конечно, он не может их прослушать. На это жалуются пациенты часто.
Когда получен отрицательный результат на коронавирусную инфекцию, тогда уже слушаем всех подряд. А когда есть подозрение, то мы их не слушаем», – рассказывает Маргарита Бисенова.
Онлайн-консультации
Если, к сожалению, подтвердился диагноз, но болезнь протекает бессимптомно или в легкой форме, то вслед за мобильной бригадой за дело берутся врачи, которые консультируют пациента удаленно.
«Модуль установлен в КНИС (комплексная медицинская информационная система). Буквально 2-3 клика, и мы выходим на видеоконсультацию. Это обычная веб-камера на компьютере.
При визуальном контакте по видеозвонку пациент может жалобы рассказать, на себе показать, где болит, тогда мы рекомендуем принятие мер. Визуальный контакт более четкий, мы уже понимаем, что от нас хочет пациент. Дополнительная опция видео улучшает качество обслуживания», – уверен Гамаль Токсамбаев.
«Был интересный случай, когда родственники настаивали на госпитализации, но мы видели только родственников в своем обзоре, но не видели пациента. Пришлось ехать к пациенту, решать вопрос о его госпитализации. Больной был транспортабельный, он нуждался в нашем наблюдении, но родственники почему-то его не показывали. Бывают и такие факты. В этом случае тоже выезжают мобильные бригады. Я хочу сказать, что те врачи, которые обзванивают пациентов, это те, кто не работает в мобильных бригадах. Это вторая группа врачей, они уже как бы находятся на втором этапе осмотра и наблюдения пациентов. Мобильная бригада – это первичное обследование, а все остальное – это уже вторичное обследование», – рассказывает Маргарита Бисенова.
По словам наших спикеров, удаленные консультации позволяют снизить градус недовольства граждан. Повышается оперативность оказания медицинской помощи. «Есть спрос и мы его стараемся удовлетворять какими-то дополнительными опциями», – говорят медработники.
Обучение медработников
Оказание онлайн-консультаций нельзя назвать сверхтехнологичным процессом. Требуется гаджет, будь то компьютер или смартфон, а также, разумеется, стабильная Сеть. Так или иначе, медработники, задействованные в дистанционном общении с пациентами, прошли специальное обучение.
«В мае мы начали этот проект реализовывать, в июне мы его адаптировали с нашим ником, с 20 июля после проведения обучения мы начали уже полномасштабно пользоваться опцией видеоконсультаций. Начали с врачей общей практики, теперь уже звонки направляются и узким специалистам.
В КНИСе (комплексная медицинская информационная система) мы работаем пять лет. А опции видеозвонка врачи быстро освоили», – говорит Гамаль Токсамбаев.
«Мы проучили всех врачей коронавирусной инфекции, модификации, что нужно знать о болезни, обучение по протоколу диагностики лечения. Врачи проходили семинары в онлайн-режиме, они получили сертификаты, и все сейчас работают. Помимо всего прочего, сейчас в основном в поликлиниках работает молодежь, врачами общей практики, врачами терапевтами, для них легко дается получить доступ, провести онлайн-консультацию, все это быстро и просто.
По телефону есть алгоритм расспроса пациентов, есть алгоритм протокольной диагностики лечения, как мы должны спрашивать, что нужно спросить», – уточнила Маргарита Бисенова.
При этом для онлайн-консультаций подбирались медработники знающие, с опытом, несмотря на возраст. В случае необходимости каждый из них может посоветоваться с заведующими отделений.
Вот так, если не вдаваться во все подробности, можно описать будни мобильных бригад и их коллег, которые оказывают консультации в удаленном режиме. Работа изматывающая – как морально, так и физически. Но уже сегодня виден результат такого кропотливого труда – эпидемиологическая ситуация в стране стабилизируется.
По последним данным, в Казахстане 83 122 заболевших коронавирусной инфекцией, включая бессимптомных носителей.