Ситуация в Хабаровском крае касается каждого из нас – вне зависимости от прописки и паспорта
Не ковид, не очередные бессмысленные траты чиновников во время пандемии и уж тем более не их ставшие привычными равнодушие и инертность стали главным событием последней декады.
Задержание Сергея Фургала, на мой субъективный взгляд, историческое явление для всего постсоветского пространства. В том числе для Казахстана.
Для справки: В сентябре 2018 года Сергей Фургал (ЛДПР) победил на выборах губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта (Единая Россия) в обоих турах. В решающем втором – с большим отрывом (69,57% против 27,97%).
9 июля 2020 года задержан правоохранительными органами в Хабаровске. 10 июля 2020 года арестован Басманным районным судом Москвы на два месяца по обвинению в организации убийств бизнесменов, а также покушении на убийства, совершенные в 2004-2005 годах.
Преследование Фургала вызвало многотысячные стихийные митинги и шествия в его поддержку в Хабаровске и в других городах края. По разным данным, число протестующих 11 июля составляло от 30 до 55 тыс. человек.
Рассуждать о степени виновности губернатора Хабаровского края, а ему инкриминируют заказные убийства, я не стану. Не могу адвокатствовать и с точки зрения эффективности задержанного в роли главы региона. В обоих случаях – без лишних кокетства и воды, по той простой причине, что я не знаю. Не владею информацией. Не живу в данном крае.
Так почему же будучи казахстанцем, находясь на расстоянии почти в 6 тысяч километров от эпицентра событий (расстояние между нашей столицей и Хабаровском) каждый день с невероятным интересом я просматриваю десятки роликов, посвященных мирным собраниям жителей региона, которые защищают своего губернатора?
Ответ прост: свобода не имеет штампа в паспорте.
И смотрю я на это действо с завистью вперемешку с гордостью – гордостью за гражданское сообщество.
Начнем с того, что люди отстаивают своего человека. Лозунг звучит предельно ясно: Сергей Фургал – наш губернатор, мы его выбирали и нам решать его судьбу. Не центру в виде всепоглощающей Москвы, а скромному рабочему краю. Мы – здесь власть.
Неслыханное дело, когда из-под козырька показалось воинствующее лицо толпы. Только на этот раз не бездумной массы, направленной волей некоего кукловода или «франклинами». В этом-то и основная проблема для Москвы: решить финансовый спор можно без труда и излюбленных силовых методов.
А тут душа заговорила. Душа народа.
Кажется, даже самые матерые стратеги в Кремле не могли предугадать такого. Попросту не ожидали. И пока хабаровчане десятый день словно заведенные по швейцарским часам начинали и заканчивали свои шествия по расписанию, благодаря при этом людей с погонами и в форме за то, что те не винтят и отложили дубинки, сторонние не ангажированные наблюдатели отмечают растерянность: неужто могучие политтехнологи не могли предвидеть такого развития событий?
Людей с властью и в дорогих костюмах подвело самодовольство. Они попросту не ожидали от народа такого уровня сознательности. Такой решимости в отстаивании своих прав.
Теперь коротко о том, каким виделся губернатор из столицы Казахстана.
Мнение о нем складывалось не из новостных сводок, не глазами журналистов из пула, а на основе паркетных и выездных съемок, заботливо выложенных на YouTube. Знакомство с Фургалом состоялось после заседания, где он говорил о питании детей. Оказалось, у школьников два меню: первое получают те, чьи родители в состоянии доплачивать, второе, надо полагать менее витаминное, кому не посчастливилось.
Это заседание лично мне запомнилось надолго по той простой причине, что в начальных классах в родном Павлодаре учителя меня именовали не иначе как «бесплатником», имея в виду то, что я питаюсь за счет государства будучи ребенком не из полной семьи.
Тут же для решения проблемы глава региона урезал зарплату чиновникам. И начал, не поверите, с себя. Отменил командировки бизнес-классом, решал проблемы дольщиков, и, о ужас, согласовывал митинги.
Разумеется, все это – витрина. Политика – искусная игра, прежде всего на камеру. Мы к этому привыкли.
Отбросим вопросы эффективности Фургала и правомерности его задержания – хабаровчанам виднее.
Гораздо важнее как раз реакция людей, их противодействие пресловутой «руке Кремля».
Помните, выше я говорил о зависти? Так вот, завидую я ныне протестующим в том, что у них есть право выбора. То есть губернаторов выбирает народ, он же, неожиданно для Москвы, отстаивает свой выбор. Уже десятые сутки – от обиженного, но абсолютно чистого сердца выходят люди.
А теперь можете ли вы себе представить, что где-нибудь в Алматы или Атырау люди выйдут в защиту акима? Чтобы они горой стояли за руководителя своего региона? Были ли прецеденты?
Даже во время дежурных отчетных встреч с населением наши акимы умудряются указать простолюдинам на их место: свозят в зал спящих бюджетников с заученными вопросами. Отчитываться принято перед тем, кто тебя нанял, кто способен повлиять на твою судьбу. И в казахстанских реалиях этим кем-то является кто угодно, но только не народ.
Так а чего тогда париться? К чему держать ответ перед массой? К тому же человек в этом кресле, как ни крути, временщик: покажет себя – в столицу, попадется – в СИЗО.
И ведь действуют чиновники обеих стран почти под копирку, будто сидевшие за одной партой. Только учеба их пришлась на совок. Их методы работы канули в Лету вместе с распадом Союза.
Взять хотя бы метод замалчивания. 10 дней хабаровского протеста в официальных (читай – государственных) СМИ никак не отобразились. Да поймите вы уже, что прогресс с последующей гласностью не остановить. Ну не заткнете же вы Facebook в конце концов?!
Так что пример Хабаровска для власть имущих является «токсичным» не только в разрезе российских регионов. Не повторяйте ошибку Кремля: не принимайте народ за безвольную, бездумную массу. Времена не те.
А вопрос, обозначенный в заголовке, позвольте оставить риторическим, и Фургал в нем – не персона, а явление с точки зрения пробуждения людей в отстаивании своего.
Матвей ЗУЕВ