Минздрав заявляет о «высокоразвитой конкуренции» и отсутствии превышений предельных цен
Пока казахстанцы экономят на самом необходимом, рынок лекарств живет по собственным правилам. Стоимость одного и того же препарата одного производителя в аптеках города отличаются на тысячи тенге. Почему так происходит и кто за это отвечает, выяснял Azattyq Rýhy.
Корреспондент агентства обошел пять аптек города в поисках одного из самых востребованных сегодня противовирусных препаратов «Тамифлю», который активно покупают на фоне сезонных вирусов.
Результаты оказались, мягко говоря, шокирующими: минимальная цена - 8 тысяч тенге, максимальная - 14 тысяч тенге. Разница в 6 тысяч тенге за одно и то же лекарство.
Ни о редком импорте, ни о разных производителях речи не идет. Препарат один и тот же. Меняется только аппетит аптек.
За разъяснением мы обратились к депутату Мажилиса, члену фракции партии «AMANAT» Мурату Абенову, который уже поднимал этот вопрос и был возмущен разбросу цен.
«К сожалению, такая ситуация есть. Я вам даже приведу более вопиющий пример. Через госзакупки препарат «Виктоза» покупали за 47 тысяч тенге, тогда как в аптеках он стоил 17 тысяч. Производитель один и тот же. Получается, фармкомпании продают государству препараты для больных сахарным диабетом в разы дороже, чем в своих же частных аптеках. Все механизмы закупок должны быть полностью прозрачными», - заявил депутат.
По словам Мурата Абенова, проблема гораздо глубже, чем просто «свободный рынок».
«СК-Фармация» проводила тендеры так, что ограничивала количество участников и сам список препаратов. Если раньше в Казахстане было около 12 тысяч зарегистрированных лекарств, то сейчас разрешено всего 6,5 тысячи. Для сравнения - в России их 18 тысяч. Конкуренции нет. Списки зажали. Лоббисты протащили нужные решения. Вот и результат. Они делают, что хотят. Это монополисты, и в этом главная проблема», - резюмировал народный избранник.
После проверки аптек Azattyq Rýhy направил официальный запрос в Министерство здравоохранения Казахстана. Позиция Минздрава: рынок все решает.
«Фармацевтическая отрасль относится к рынку с высокоразвитой конкуренцией. Закуп лекарственных средств проводится субъектами предпринимательства самостоятельно», - проинформировали в Комитете медицинского и фармацевтического контроля.
Грубо говоря, фармконтроль умывает руки - аптеки сами решают, за сколько покупать и продавать лекарства.
При этом в комитете подчеркивают, что аптеки не должны превышать установленные предельные цены. Но что такое предельная цена?
«Государственное регулирование цен осуществляется в отношении зарегистрированных лекарственных средств, включенных в перечень, подлежащий ценовому регулированию. В приказ № 94 включены 4 494 рецептурные лекарственные средства», - ответили в Комитете медицинского и фармацевтического контроля.
То есть, если препарат не попал в этот перечень, то государство за его ценой фактически не следит. А если попал, то «предельная цена» может быть настолько высокой, что разница в 5 тысяч тенге формально не считается нарушением.
Редакцию заверили, что комитет проводит ежемесячный мониторинг лекарственных средств, факты превышения предельных цен не установлены.
Если гражданин все же подозревает завышение цены, Минздрав советует отправить заявление через мобильные приложения DariKZ и Naqty Onim с подтверждающими материалами. То есть казахстанцам самим необходимо искать цены дешевле, сравнивать стоимость и даже доказывать в случае обмана.
Ну а когда государство ограничивает перечень препаратов, но при этом не ограничивает реальный ценовой разброс, регулирование превращается в формальность. А призывы жаловаться через мобильные приложения выглядят как перекладывание ответственности с системы на граждан.
В итоге рынок лекарств живет по собственным правилам, где выигрывают аптеки и поставщики. И пока этот разрыв между отчетами ведомств и реальностью в аптеках не будет устранен, вопрос справедливых цен на жизненно важные лекарства так и останется открытым.