Псевдодистанционное обучение: как преподаватели ходят в подпольные интернет-клубы

Автор: Сейтказин Ардак

Учителям приходится ухищряться в способах обучения из-за нежелания руководства снабжать их ноутбуками

Фото Асета Кундакбаева

С нежданной пандемией коронавируса большие перемены начались не только у студентов, но и их преподавателей. C одной лишь огромной разницей: для молодежи это чуть ли не золотое время, когда можно расслабиться, а для их наставников – лишняя нервотрепка. Ну, право, о каком призвании учителя может идти речь, о каком удовольствии от учебного процесса, если ты не знаешь, как его вести и через что? Дистанционное образование в казахстанских онлайн-вузах зачастую осуществляется без главной атрибутики – ноутбуков и компьютеров. Их отсутствие ректоров не волнует. Да и «бумажную» работу никто не отменял – она попросту перешла в онлайн. Вот и приходится изощряться походами в подпольные интернет-клубы (что незаконно в условиях карантина), лекциями через смартфоны. Отдельного разговора заслуживает качество образования, которое и без того терпит фиаско. В этом материале преподаватель одного из алматинских университетов без прикрас поведает о первых двух неделях карантинного обучения, о том, как проводит занятия через телефон, зачем посещает подпольный интернет-клуб, как студенты пытаются его одурачить, о забавных моментах во время «пар»… И, главное, ответит на фундаментальный вопрос: почему в Казахстане нельзя учиться дистанционно.

Большая проблема «маленького» человека

Нынешнее казахстанское обучение студентов сложно назвать дистанционным. Наш «карантинный» подход в обучении просто фикция. Имитация бурного труда, не более. Для нормального домашнего образования требуются отличная техническая оснащенность, высококлассный Интернет и большие финансовые вливания, которые наше Министерство образования и науки себе позволить, видимо, не может.

Вот что рассказал преподаватель одного из государственных вузов нашей страны. О патовой ситуации он согласился поведать лишь на условиях анонимности, боясь потерять работу. Назовем только саму альма-матер – это Казахский национальный университет имени аль-Фараби в Алматы. Так вот, с 16 марта руководство учебного заведения отправило весь преподавательский состав домой, предварительно «забыв» снабдить своих работников необходимым «инструментарием». Как педагоги должны вести занятия без ноутбуков и компьютеров – их не волновало.

«Ноутбуки нам не раздали. Единственное, что сделали – это взяли анкеты с нас, где мы отмечали, у кого что есть дома. И сказали: «Вариант «ничего нет» либо «телефон» не отмечайте. Пишите, что у вас есть либо стационарный компьютер, либо ноутбук». В частных университетах, может, и раздали ноутбуки, но в нашем – нет. Вся проблема в том, что не у каждого преподавателя есть ноутбук или компьютер. У меня, например, нет ни того, ни другого», – признается педагог.

Если уж о своих сотрудниках ректор так «позаботился», что уж говорить о студентах. Для них ноутбук от университета, видимо, недосягаемая мечта. Но даже если у ребят из отдаленных аулов был бы лэптоп, вряд ли они смогли бы учиться.

«Я знаю своих коллег и других студентов, которые живут в отдаленных поселках. И у них проблемы с Интернетом. Наше руководство говорит нам: «Нас ничего не волнует, вы должны сделать нормальный Интернет». Но это физически невозможно. Интернет в принципе есть, но скорость очень низкая в аулах. А качество видео и звука напрямую зависит от скорости Интернета. Чем выше скорость, тем лучше качество», – печально констатирует он.

Без главного инструмента нашему герою приходится проводить занятия со смартфона. Говорит, это очень неудобно. Кстати, «пары» он проводит через сервис видеоконференций Zoom.

«Это как skype-приложение. Неограниченное количество участников может за раз подсоединиться. С компьютера будет удобно, конечно, в нем «сидеть», так будешь в одном окне всех студентов видеть. А с телефона приходится листать, чтобы посмотреть всех, кто есть. В первую неделю у нас была неразбериха. Мы проводили занятия так, как захочешь. Главное было просто провести. А сейчас требуют по расписанию проводить», – делится преподаватель.

С учителей требуют и отчеты. Каждую запись урока они должны прикреплять в систему. Но сделать это через телефон невозможно. Вот и приходится тайком ходить в подпольные интернет-клубы.

«В Zoom сразу можно сделать запись, чтобы мы каждый свой урок записывали, потом выкладывали в YouTube. У кого есть gmail, у того сразу канал открывается. Потом надо сделать «доступ по ссылке». То есть увидеть эту запись потом смогут только те, кому эту ссылку перешлешь. Потом надо скопировать эту ссылку в word-документ, и этот документ мы прикрепляем в нашу систему «Универ». Морока, одним словом.  

У меня дома компьютера и ноутбука нет. И чтобы мне закинуть видеоурок в систему, мне нужно идти в компьютерный клуб, который сейчас у нас закрыт официально, но подпольно они работают. И работают только вечером. Я по вечерам хожу туда и закидываю. Но из-за этого теряется отслежка по времени: когда я провел занятие, во сколько», – рассказывает преподаватель.

А вот что пишут в социальных сетях сами студенты:

«Кураторы говорят, что это не их проблемы, если у студента нет денег на Интернет, нет денег на то, чтобы жить в городе (в селах Интернет туговато ловит), что это вообще проблемы студента. Справки электронные деканат не может отправить. Лекции нормально и в самом универе не проводились, а тут онлайн», – жалуется студентка под ником margo.pfafenrot.

«Качество в Zoom вообще ужасное. В 2000-х годах фотоаппарат и то лучше снимал», – недоволен студент под аккаунтом sarybala__.

«А нам сейчас нужно будет проходить тест и «сидеть на паре» в 22:00, хотя по расписанию занятие должно было быть в 09:00. В итоге были сбои и перенесли. Я, конечно, понимаю, технические неполадки, но не в 10 часов ночи же учиться», – пишет студент kinyoubi_.

«Нормальное дистанционное обучение – это специальная интерактивная платформа для учебы, как на некоторых онлайн-курсах, например, а не чат в whatsapp или конференция в Zoom», – высказалась студентка под ником aqbbi.

От того, что техническая база нещадно скудна, что вузы не смогли экстренно подготовить учебные онлайн-программы, что студенты грызут гранит науки лежа на диванах, страдает качество образования.

«Качество занятий и подготовки студентов очень страдает. Я могу задать им вопрос на засыпку. Они быстро могут открыть вторую вкладку и этот вопрос загуглить. Когда вторую вкладку открываешь, камера не выключается. Быстро «забивают» в поиск и тут же с Интернета могут ответить. Таких можно выявить с телефона сразу – у них глаза бегают. С компьютера или ноутбука это будет менее заметно. А студенты сейчас вообще не готовятся. Для них нынешнее обучение – лафа», – рассказывает преподаватель КазНУ имени аль-Фараби.

К тому же домашняя обстановка никак не способствует самодисциплине и учебе.

«Бывает такое, что у кого-то дома хай-вай начинается. Это очень сильно мешает. Часто бывает, что дети маленькие начинают плакать, орать. И все слышат эти крики. Было такое, что во время занятия дома у одного студента на заднем фоне ссора началась. И всю эту ссору все слышали», – продолжает он.  

Здесь даже солнца не видно

На такую же дистанционную учебу с 6 апреля перейдут и школьники (сегодня состоялись пробные уроки, которые во многих семьях завершились плачем и криком: и учителя, и родители, и дети попросту не понимали, что делать и как обучаться).

Хотя все мартовские каникулы преподаватели готовились к виртуальному общению. В алматинских школах техническая подготовка на должном уровне, утверждает учитель русского языка и литературы школы-лицея № 143 имени Суюнбая Ляззат Мусанова.

«У нас в школе почти в каждом кабинете есть ноутбуки. Их взяли и раздали учителям. Тем учащимся, у которых материальное положение слабое, им 20 компьютеров раздали. Если Интернет будет плохо ловить, тогда мы будем работать через электронную почту. Эти уроки мы отправим на почту ученикам. А если он не может через Zoom зайти, то он сможет зайти через Kundelik.kz. Там даются все задания», – делится Ляззат Мусанова.

Преподавателей обучают и работе по новому формату – как проводить уроки в сервисах, прикреплять презентации, проверять домашние задания.

«Нам сказали, что уроки будут вести по телевидению. Мы должны закреплять изученный материал со школьниками. Проверять домашнее задание будем через Zoom. Если это письменная работа, то они смогут прикрепить файл. Также в Kundelik.kz можно прикрепить файлы с домашним заданием», – сообщили учительница.

Периферийные школы позавидовали бы такому раскладу. В одной из школ Алматинской области, которая не столь отдалена от Алматы, учителя даже не слышали ничего подобного. Во множестве поселков, других регионах и областях страны сотни учителей, если не тысячи, будут обучать школьников без Интернета, без ноутбуков, без компьютеров, без электронной учебной программы. У десятков тысяч детей нет даже телефона, чтобы выйти на связь с учителем. Как будет идти учебный процесс – непонятно.

«У многих нет компьютера. Не знаем, как будем обучать. В казахских классах у 80% ребят нет компьютеров в нашей школе. Проводили вот недавно статистику. Но так ничего и не решили. Разговор о снабжении ноутбуками и компьютерами был, конечно, но он так и остался на словах. Через неделю начинается учеба. Как все будет – неизвестно», – поделилась своими переживаниями учительница одной из школ Алматинской области.

Что делать?

Сейчас Министерство образования и науки занято более важными делами – съемками уроков, которые будут транслировать по телеканалам. Хотя для этого у чиновников были все весенние каникулы. В первую очередь необходимо собрать статданные с каждой школы страны – сколько учителей и учеников нуждаются в ноутбуках, компьютерах и хорошем Интернете. Снабдить всех из полученных списков необходимым. И для этого не обязательно проводить закуп – можно попросту использовать технику, простаивающую в госорганах. Ведь многие министерства, акиматы, ЦОНы, различные государственные структуры и центры отправили большую часть своих сотрудников на удаленную работу.

Что касается самого формата: дистанционка для Казахстана не подходит, говорят сами учителя. И в первую очередь не из-за технической оснащенности. Эта форма обучения требует жесткой самодисциплины, мотивации и выдержки студентов. В иностранных университетах эта система направлена на жесткий контроль качества образования. То есть за невыполнение домашних заданий, за плагиат могут очень строго наказать, вплоть до отчисления. В Казахстане же такой строгости и дисциплины в учебных заведениях нет.

Закончить статью хочется цитатой из романа Чернышевского: «Люди довольно скоро умнеют, когда замечают, что им выгодно стало поумнеть, в чем прежде не замечалась ими надобность».

Ромина МАКАРИМОВА