Вазэктомия не популярна в нашей стране по многим причинам
Несмотря на патриархальность общества, так уж сложилось в Казахстане, что зачастую вопросы планирования семьи ложатся отнюдь не на крепкие мужские плечи. Переживать и заботиться об этом в основном приходится женщинам: от случайных беременностей они спасаются не только таблетками, имплантами, спиралями, но и подвергают свое здоровье серьезным операциям вроде перевязки маточных труб. Как бы то ни было, от любого из этих методов могут быть неприятные побочные эффекты. Мужчин же тем временем совсем не заботят вопросы контрацепции, хотя существует самый надежный метод – вазэктомия. Однако процедура для всего казахстанского общества несет в себе ужас и осуждается. Почему же сильная половина страны не готова идти на такие жертвы и обратима ли мужская стерилизация, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Мифы вокруг вазэктомии
Во многих уголках мира мужская стерилизация – весьма распространенное и обыденное дело. К примеру, в США, Европе, многих азиатских странах вроде Китая и Южной Кореи мужчины таким образом защищают своих партнерш от случайных беременностей. В Казахстане же процедура не просто не популярна, а даже порицаема. Во-первых, потому что большинство казахстанцев не сведущи в этой теме – информации попросту нет. Во-вторых, потому что тема вазэктомии в обществе окутана всевозможными предрассудками.
«Ситуация сложилась так, что нет адекватной информации о том, что это безопасно. Также существуют мифы о том, что вазэктомия повышает риск развития синдрома хронической тазовой боли у мужчин, возникновения дискомфорта, что оказывает влияние на выработку тестостерона. Но это все – мифы, потому что процедура безопасна. Причем если сравнивать сложность операций и риски, то вазэктомия по сравнению с перевязкой маточных труб – это действительно очень просто, намного дешевле и с минимумом рисков для организма», - подчеркнул уролог-андролог клиники «Darmed» Ростислав Фролов.
Один из главных страхов мужчин также связан с дальнейшей сексуальной жизнью. Однако волноваться на этот счет не стоит. По сути, процедура никак не сказывается на интимном здоровье. По словам врача, при операции не затрагиваются сосуды, которые отвечают за эрекцию, а выработка тестостерона не нарушается.
«Процедура заключается в том, что семявыносящий проток перевязывается с двух концов и посередине перерезается. То есть нарушается целостность протока и, соответственно, сперматозоид из яичка не выходит. Но тестостерон продолжает образовываться, питание яичка не страдает, то есть все процессы сохраняются. Поэтому если мужчины переживают по поводу сексуальной функции, то не стоит – это переживания, не подкрепленные научными данными и практическим опытом», – пояснил врач.
К разряду мифов относится тяжесть операции и ее стоимость. Существует несколько методов, но в основном мужчины отдают предпочтение бесскальпельному варианту, то есть без использования разреза.
«Цены на операцию варьируются от 120 до 150 тысяч тенге. Конечно, разные клиники предлагают разные условия, потому что стоимость операции – это одно, плюс стоит учесть обезболивание, расходные материалы, условия нахождения в стационаре. Хотя операция достаточно простая, амбулаторная, то есть можно понаблюдать за пациентом несколько часов, затем он может только на перевязки приходить», – отметил Ростислав Фролов.
Останавливает от вазэктомии и страх того, что мужчина может на всю жизнь остаться бесплодным, и как же быть, если через несколько лет он внезапно передумает и захочет детей? Однако врач развеял и этот миф. Как оказалось, даже после стерилизации мужчины могут стать отцами.
«Процедура вазэктомии обратима, особенно в течение первых пяти лет можно все восстановить. Грубо говоря, можно сшить концы, восстановить проходимость. Либо во время экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), конечно же, можно получить сперматозоиды из яичка и без проблем провести ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии», – утверждает уролог-андролог.
К тому же, как оказалось, вазэктомию в Казахстане не делают всем подряд. Тут учитывается в первую очередь не желание мужчины. Законодательно у нас прописано, что процедуру могут пройти мужчины не моложе 35 лет либо имеющие не меньше двух детей. Возраст и наличие детей не учитываются лишь в случае, когда стерилизация нужна по медицинским показаниям.
Психологические аспекты отказа от операции
В Казахстане тема вазэктомии в обществе даже не обсуждается. А если встречаются подобные факты, то осуждаются даже больше, чем аборты. К примеру, казахстанка, вышедшая замуж за гражданина Южной Кореи, недавно открыто рассказала в соцсетях, что они не смогут иметь собственных детей, так как муж сделал вазэктомию еще во время первого брака, чтобы супруга не пичкала себя таблетками и не ставила спираль. Узнав об этом, казахстанская аудитория тут же окатила пару волной осуждения. Как оказалось, для нашего общества вазэктомия – это процедура сродни кастрации.
«Это уже не мужик», «Короче, кастрированный», «Евнух называется, это еще с древних времен есть, все мужское начинает пропадать», «А если импотентом станет?», «Чтобы такая жена не страдала, пусть себе матку удалит», «Казахский менталитет не позволит такое», «Наши мужчины не подпишутся на такое», «Вы что, наши мужчины так сильно любят себя, что даже укольчик себе не сделают ради жены», – написали в комментариях казахстанцы.
С психологической точки зрения казахстанские мужчины действительно еще не готовы идти на такие жертвы. С одной стороны, это связано с недостатком информации и страхами, с другой – с патриархальностью общества и менталитетом.
«Мужчины не понимают, что вазэктомия – это не кастрация. Они не понимают, что половые органы сохраняют свои функции. Также напряжение добавляет тот факт, что очень мало просвещенности по этому поводу. Мужчины боятся, что не смогут вести полноценную половую жизнь. Хотя по статистике у некоторых мужчин даже наблюдается улучшение из-за того, что нет страха наступления случайной беременности. В целом уровень образованности в вопросах контрацепции создает хорошую почву для разных страхов, мифов и мнений, которые бытуют в обществе.
Плюс наша ментальность очень сильно акцентирована на мужественности и долженствовании. И многие думают, что вазэктомия лишит их этой мужественности, что они потеряют часть своей мужской идентичности и элемент, который делает мужчину мужчиной», – пояснила психолог, сексолог Валерия Фусс.
Еще одна особенность казахстанского менталитета, которая накладывает отпечаток на этот вопрос – тенденция к многодетности. Она осталась нам в наследство от предыдущих поколений. И до сих пор наличие как можно большего количества детей в обществе сильно поощряется.
«У нас одобряемо и культурально хорошо, чтобы семьи были многодетными. То есть чем больше детей, тем лучше. Но мало кто задумывается, что этих детей нужно воспитывать, обеспечивать, давать образование. У нас в этом плане еще переходный период, когда люди на стадии осознания того, что работало многие годы. Исторически у нас были предпосылки к тому, чтобы было много детей в семье. Но сейчас немного изменились условия и наличие детей накладывает очень серьезные финансовые обязательства на мужчину, а на женщину – моральные обязательства в плане воспитания», – подчеркнула Валерия Фусс.
В целом, по словам эксперта, в Казахстане практически не развита культура предохранения и защиты своего здоровья как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Но прекрасная половина все же больше и чаще заботится о планировании семьи, именно поэтому вопросы контрацепции ложатся на плечи женщин.
«Вопросы контрацепции лежат на женщинах, потому что они напрямую сталкиваются с последствиями, ведь жизнь зарождается в их организме. Мужчины чувствуют себя более фривольно в этом плане. У нас женщины слабо защищены и со стороны законодательства, и со стороны общественности. То есть, если наступает нежелательная беременность, всю ответственность общество возлагает на женщину.
Плюс мы помним, что у нас есть культуральная особенность по поводу чести и достоинства, невинности, того, что выходить замуж нужно девственницей. Все это осуждение общества ложится на плечи женщины. У мужчины в этом случае гораздо меньше последствий и социальных, и по здоровью, и психических, и физических. Соответственно, поэтому они и меньше беспокоятся по таким вопросам», – отметила психолог.
Сейчас казахстанские женщины только учатся защищать свои права. В ближайшем будущем, возможно, мы придем к тому, что тенденция изменится в пользу женского здоровья.
«Общество меняется, все гендерные вопросы поднимаются и восприятие меняется. К сожалению, сейчас не так много мужчин, которые осознанно подходят к отцовству. Но с каждым годом этот вопрос все более и более серьезно поднимается и мужчины начинают ответственно относиться к нему. Я надеюсь, через 5-10 лет эти вопросы уже будут решены. Тем более, что ничего плохого и греховного в вазэктомии нет. Это осознанное отцовство, потому что помимо радости от того, что ребенок рождается, параллельно стоит и вопрос об ответственности – как ребенка воспитывать, плюс это и финансовые моменты для семьи», – считает уролог-андролог Ростислав Фролов.
Рано или поздно и казахстанское общество серьезно продвинется вперед в этом вопросе. Пока же остается лишь доносить до населения важность полового воспитания, образования и ценность здоровья женщины.