Нынешние результаты работы по космомониторингу эксперты и общество нередко подвергают критике
Казахстан нынче часто подвергается различным катастрофам, будь то лесные пожары, землетрясения, паводки. В памяти еще свежи последствия от наводнений, однако природа не дает расслабиться даже сейчас – в августе синоптики прогнозируют сильную засуху, в основном в южных регионах страны. С участившимися случаями подобных бедствий у многих казахстанцев резонно возникает вопрос об их прогнозировании. Особенно остро он встал после прошедших наводнений. И вполне закономерно внимание в этом вопросе приковала к себе национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» (ҚҒС), занимающаяся космическим мониторингом и получающая за это немало бюджетных денег. Однако на деле выяснилось, что никаких прогнозов в организации не делают – их работа сводится к наблюдению и предоставлению государственным органам снимков с космоса. К тому же нередко организация покупает их у иностранных поставщиков вместо того, чтобы пользоваться своими спутниками. Почему же так сложилась ситуация, возможно ли прогнозировать различные ЧС с помощью космических технологий и сколько денег тратят из бюджета на космомониторинг, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Нюансы наблюдения из космоса
В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) настаивают на том, что суть работы «Қазақстан Ғарыш Сапары» заключается вовсе не в предупреждении. По данным ведомства, нацкомпания осуществляет порядка 40 тематических космических мониторингов в различных секторах – сельском хозяйстве, экологии, природопользовании, ЧС и прочем.
«Есть три основных этапа перед любым событием. Первый – это объем работы, который предшествует, в основном относится к работе по предупреждению, по профилактическим работам, прогнозам. На втором этапе в момент наступления события ҚҒС предоставляет снимки для мониторинга оценки ситуации на местности. К примеру, по паводковой ситуации ҚҒС потом моделировал, прогнозировал зоны подтоплений, в соответствии с ними снимки передавались в оперативном режиме для принятия решений уже на местах. Но в рамках основной задачи стояло именно предоставление снимков. И третий этап – уже для оценки ущерба. Здесь снова ҚҒС предоставлял свои данные. То есть задачи прогнозирования перед ҚҒС не стояло, но мы сейчас над этим работаем», – объяснил вице-министр МЦРИАП Малик Олжабеков.
По данным независимых экспертов, нацкомпания действительно выполняет съемки, проводит их анализ и по итогам делает заключения. В некоторых случаях предоставляет только фотографии с базовой аналитикой. Направлений работы у организации на самом деле много, никто с этим не спорит. Однако стоит ли так «распыляться», ведь гораздо эффективнее было бы сосредоточиться на ключевых пунктах.
«У меня остается вопрос – все ли то, что они делают, на самом деле нужно? По «сути», а не по «бумаге». И насколько эффективны предлагаемые ими сервисы в работе государственных органов? То есть насколько они улучшили/упростили их работу, ну, или повысили их эффективность? Или государственные органы просто откладывают эти данные «на полочку в шкаф?», – подчеркивает генеральный директор ТОО «EOSpatial», член Совета ОЮЛ «Ассоциация компаний в области дистанционного зондирования Земли» Абзал Жамалов.
Также официально не утверждена какая-либо из методологий космического мониторинга для каждой из отраслей. Поэтому остается лишь догадываться, на что опираются в ҚҒС при мониторинге.
Отдельного внимания заслуживает покупка снимков у иностранных поставщиков – к примеру, России и Китая. В Минцифры, кстати, не скрывают, что нацкомпания покупает фотографии за рубежом и затем перепродает нашим госорганам. И это несмотря на наличие трех собственных космических аппаратов.
«Для того, чтобы задачи решать, действительно «Қазақстан Ғарыш Сапары» у партнеров приобретает снимки, реализует задачи по космическому мониторингу: тематической обработке, анализу и предоставлению различного рода сервисов. То есть закупает снимки, использует. Главная причина – для больших территорий недостаточно только своего космического аппарата. В ведении ҚҒС находятся три собственных космических аппарата, полностью их данные максимально используются. Но, естественно, этих возможностей аппаратов недостаточно», – пояснил вице-министр МЦРИАП Малик Олжабеков.
В ведомстве, правда, отрицают многомиллиардные доходы с такого «бизнеса». Напомню, ранее в Фонде-бюро расследования коррупции утверждали, что нацкомпания заработала на этом 1,4 миллиарда тенге. Однако в министерстве назвали совсем другую сумму и даже более того – по данным чиновников, ҚҒС даже уходит в минус при покупке снимков.
«Эта информация об 1,4 миллиарда тенге не подтверждается. Мы делали запрос, аккумулировали информацию. Стоимость, если взять 2023 год, примерно в пределах около 70-80 миллионов – на такую сумму предоставляет в рамках данной работы снимки ҚҒС.
Сколько зарабатывает ҚҒС на обрабатывании чужих снимков? На самом деле, насколько я осведомлен, тариф складывается практически из расходов. То есть в большинстве случаев, к сожалению, даже не покрываются полностью расходы», – сообщил Малик Олжабеков.
В депутатском корпусе, кстати, не видят ничего зазорного в таком подходе к работе. По словам народных избранников, приобретение снимков иностранных спутников – мера вынужденная.
«Иногда это необходимо делать для того, чтобы получить снимки конкретного объекта в нужное время в нужном ракурсе. Для этого спутник должен быть в конкретной точке в определенное время. Не всегда в этой точке оказываются именно наши спутники, поэтому для полноты картины используют снимки иностранных группировок. Как сократить такую зависимость от чужих снимков? Нужно увеличивать количество своих спутников дистанционного зондирования», – считает депутат Мажилиса Екатерина Смышляева.
Прогнозирование ЧС – реально ли?
Но депутат убеждена: что касается природных катаклизмов, то задача космического мониторинга – сигнализировать о возможной опасности на самых ранних этапах бедствия.
«Но мало давать эту информацию, важно, чтобы ее вовремя и грамотно использовали. Кейс с лесными пожарами в прошлом году это наглядно показал. Недавно мы законодательно закрепили статус снимков дистанционого зондирования Земли (ДЗЗ) в прогнозировании природных катаклизмов и выявлении нарушений законодательства. Теперь все операторы и информационные системы обязаны реагировать на данные из космоса. Закон подписан президентом несколько месяцев назад», – отметила Екатерина Смышляева.
По ее словам, для этого разработаны и внедряются цифровые платформы Minerals.gov.kz, JerInSpectr, Agrospace и Hydrospace.
«Эти информационные системы работают в сферах, связанных с пространственными данными. Это сельское хозяйство, экология, лесные и водные ресурсы, недропользование и чрезвычайные ситуации. Это системообразующие цифровые платформы, которые сопровождаются и актуализируются в единой среде на основе данных ДЗЗ. Уверена, что по готовности данных систем и вступлении в силу законодательных норм применение ДЗЗ при прогнозировании и ликвидации ЧС станет эффективным», – убеждена она.
По словам Абзала Жамалова, космические снимки и их производные продукты можно использовать для прогнозирования ЧС. Но нельзя утверждать, что «космический мониторинг» является «прогнозированием ЧС». Прогнозирование ЧС строится на основе сложных многоуровневых математических вычислений и формул, а также зависит от количества исходных данных, их достоверности и точности. Спутниковые снимки же позволяют только получить необходимые исходные данные для прогнозирования.
«С помощью космического мониторинга вы можете собирать исходные данные, информацию с абсолютными или относительными характеристиками. Однако спутниковая съемка и результаты космического мониторинга (построенные только на спутниковых данных без верификации) являются наименее точными, так как построены на «относительном» методе получении информации (регистрации отраженного сигнала), а результаты обработки содержат в себе большое количество допустимых погрешностей, интерполяций, моделирований и так далее.
К примеру, для мониторинга паводков необходима информация о рельефе. С помощью технологий обработки космических снимков вы можете получить информацию о рельефе в цифровом виде и использовать при моделировании. Вы можете использовать данные с метеорологических спутников ДЗЗ, мониторить параметры и передавать их для использования в прогнозировании ЧС, вы можете следить за состоянием влажности почвы при обработке спутниковых данных и так далее. Но все это – лишь комбинация исходных данных, но ни в коем случае не какой-то готовый прогноз», – объяснил генеральный директор ТОО «EOSpatial», член Совета ОЮЛ «Ассоциация компаний в области дистанционного зондирования Земли».
Следовательно, с помощью космического мониторинга можно только дать необходимые исходные данные для прогнозирования ЧС с определенным уровнем вероятности/достоверности.
«И чем ниже качество исходных данных, то тем ниже будет качество и достоверность вашего прогнозирования ЧС. Но ни в коем случае нельзя утверждать, что космический мониторинг ЧС = прогнозирование ЧС. Космический мониторинг – это только помощник для прогнозирования ЧС», – заключил Абзал Жамалов.
Реформы в космомониторинге
Мало кого из обывателей волнует то, что происходит в этой сфере и в каком состоянии она находится. Однако в экспертном сообществе считают, что космомониторинг не регулируется в должной мере и ему давно необходимы перемены.
«Они носят комплексный характер, но в целом можно сразу поставить «основной» диагноз. Главной проблемой космического мониторинга в Казахстане является отсутствие правовой основы, необходимость расширения законодательных норм-обязательств по обязательному применению/реагированию на сведения космического мониторинга, монополизация финансирования и организации космического мониторинга со стороны уполномоченного органа», - считает генеральный директор ТОО «EOSpatial», член Совета ОЮЛ «Ассоциация компаний в области дистанционного зондирования Земли» Абзал Жамалов.
В связи с этими проблемами эксперт предлагает несколько реформ. В первую очередь нужны законодательные изменения и создание группы подзаконных нормативных правовых и технических документов. Также в сфере должны быть утверждены стандарты и методики. Еще один важный шаг – демонополизация роли и функции Минцифры в организации и финансировании космомониторинга.
«На самом деле на реальный космический мониторинг уходит «всего лишь не более 2 миллиардов». Большая часть ежегодных средств бюджетной программы МЦРИАП тратятся на содержание и поддержку казахстанских спутников ДЗЗ. И вот только уже оставшиеся деньги из бюджетной программы тратятся на этот самый космический мониторинг. В рамках космического мониторинга обслуживается не менее 5 отраслей и около 40 отраслевых задач. И эти 2 миллиарда просто равномерно «размазываются очень тонким слоем», что в итоге приводит к не самому высокому качеству сервисов космического мониторинга», – подчеркнул Абзал Жамалов.
По его словам, из-за того, что Минцифры целенаправленно «выбивает» себе финансирование на задачи ДЗЗ и космического мониторинга, то Министерство финансов больше не выделает отдельное финансирование на космические мониторинги для отраслевых министерств, а требует обращаться в МЦРИАП.
«И получается, что рынок космического мониторинга уже достиг своего потолка в размере 2 миллиардов тенге и в лице только «Қазақстан Ғарыш Сапары». То есть развитие сферы космического мониторинга, которую создавали в аэрокосмическом комитете и пробивали сквозь лед скептицизма и сопротивления, в итоге уперлось в политику самого регулирующего госоргана. Ее надо ребалансировать, закрепляя и оставляя что-то за МЦРИАП РК – нацкомпанией ҚҒС, а что-то надо передавать в отраслевые министерства и давать доступ субъектам бизнеса для конкуренции.
В 2024 приказом министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности «Қазақстан Ғарыш Сапары» лишился статуса национального оператора ДЗЗ, а Агентство по защите и развитию конкуренции продвигает проект об исключении института «Национальный оператор ДЗЗ» из Закона РК «О космической деятельности». В связи с такими изменениями конструкции «космического мониторинга» на сегодняшний день наша «Ассоциация компаний в области ДЗЗ» ведет совместную деятельность с уполномоченным органом по разработке нормативного правового документа, который должен будет заложить основы регулирования и конкуренции в данной сфере», – подчеркнул эксперт.
Нужно также уйти от сложившейся годами практики привлечения только ҚҒС по вопросам, где фигурирует космомониторинг. Пора создать условия для равной конкуренции между государственными и частными игроками рынка.
«Также отраслевой космический мониторинг необходимо передать в ведение и на финансирование самих отраслевых госорганов. На сегодняшний день создана уникальная ситуация «межотраслевой безответственности» за использование результатов космического мониторинга, на которые были потрачены бюджетные средства», – заключил Абзал Жамалов.
Фактом остается то, что ограничения в отношении присутствия государства должны применяться и в космической отрасли, ведь иначе частные инвестиции не вырастут, и будет возникать все больше вопросов по части привилегированного и доминирующего положения ҚҒС. Если же на рынок придут новые игроки, тогда, возможно, у нас появится свой Илон Маск.