За год один казахстанец производит больше 200 килограммов мусора
Ситуация с отходами в Казахстане близка к катастрофической: только в прошлом году на полигоны вывезли 4,1 миллиона тонн мусора, но лишь малую часть – 1,3 миллиона тонн – удалось отсортировать и переработать. Это чуть больше 20% от общего количества. Все остальное продолжает гнить и отравлять воздух и землю, так как способ утилизации в стране нынче один – захоронение под землей. Причем это происходит на фоне простаивания мусороперерабатывающих заводов – для них попросту нет сырья. Точнее, оно есть, но отправляются эти отходы отнюдь не к ним, а напрямую на иностранные заводы в России и Узбекистане. Кто виновен в этой абсурдной ситуации? Почему Казахстан не зарабатывает на мусоре? Почему у нас не развивается вторичная переработка и какую помощь в спасении экологии страны окажет общенациональная кампания «Таза Қазақстан»? Ответы на эти и другие вопросы вместе с экспертами разобрали в материале Azattyq Rýhy.
«Таза Қазақстан» – не утопия
Казахстан из года в год превращается в одну большую свалку: полигоны периодически горят, люди задыхаются от этого зловония и гари, мусорные контейнеры во дворах зачастую переполнены. Культура обращения с мусором у людей оставляет желать лучшего: многие не гнушаются оставлять в подъездах пакеты с отходами, выбрасывать их на улице, из окон автомобилей и где придется. Только в прошлом году по результатам космомониторинга в стране образовались больше 5,5 тысячь стихийных свалок. Причем помойки образуются даже в нацпарках, сакральных и исторических местах.
Обращение с отходами – это проблема абсолютно каждого казахстанца. Вкупе мы производим просто гигантское количество мусора размером едва ли не с Хан-Тенгри. По данным Бюро национальной статистики, только в прошлом году казахстанцы образовали 4,1 миллиона тонн мусора. Это на 8% больше, чем годом ранее.
Проблема достигла таких масштабов, что на нее обратил внимание президент. Касым-Жомарт Токаев на сессии Ассамблеи народа Казахстана особо остановился на состоянии окружающей среды. По его словам, сейчас как никогда важно сформировать в обществе экологическую культуру. Для этого он инициировал общенациональную кампанию «Таза Қазақстан».
«Благоустройство и озеленение нашей страны – дело огромной государственной важности. Предупреждаю, это вовсе не разовая акция. Такая работа должна проводиться регулярно. Это общенациональная задача. Если каждый из нас будет вносить вклад в общее благо, то наша страна станет только лучше. Мы должны привести наши города и поселки в надлежащее состояние. Каждый дом, двор, жилой комплекс, парк и прочие места общественного пользования не должны остаться без внимания акимов и общественности. Граждане должны проявить высокую активность, ведь речь идет о здоровой и привлекательной среде обитания. Это показатель нашей общегражданской культуры и даже показатель нации», – сказал глава государства.
Экологическую эстафету подхватили во всех регионах. Но важно подчеркнуть: люди не просто вышли на субботники, демонстративно убрались и разошлись. Совершенно нет. Теперь очистка территорий в городах, лесах, по берегам рек, в исторических местах, нацпарках, в общем, на всех проблемных участках станет рутинным и постоянным делом. Причем вовлечены в эту работу все – и чиновники, и депутаты, и общественность.
«Я прямо сейчас нахожусь на акции «Таза Қазақстан», но это только одна маленькая страничка кампании – мы убираем участок дороги около поселка Аршалы в Акмолинской области, придорожная акция дойдет до города Конаева. Сейчас сотни человек идут рядом со мной вдоль дороги, собирают мусор, который мы выбрасываем из окна своего автомобиля. У себя дома мы никогда не будем бросать пластиковый мусор на пол, а в подъезде можем украдкой оставить. На улице – так вообще запросто. Мы не думаем, что наша чудесная, красивая степь – это тоже наш дом, что если мы будем тут мусорить, то наши дети будут по колено в мусоре ходить. Я неустанно выступаю и говорю, что пластик разлагается 150-200 лет, консервные банки – 15 лет, а оцинкованные пивные банки гораздо больше. Целлофановые пакеты вообще тысячелетиями разлагаются», – подчеркнул депутат Мажилиса Сергей Пономарев.
Акция «Таза Қазақстан» таким образом стала не просто уборкой. Ее смысл намного глубже и заключается в очищении не только в физическом плане, но и моральном, когда людям прививается культура чистоты и обращения с мусором.
«Такие акции должны быть, чтобы мы привыкали к чистоте. Самое трудное – это переделать сознание людей, чтобы приучить их жить в чистоте. Это самая главная цель акции «Таза Қазақстан». Я думаю, президент именно для этого инициировал ее, чтобы мы жили в экологически чистых условиях, чтобы это было заложено в сознании каждого человека», – считает депутат Мажилиса Дюсенбай Турганов.
Отходы – в доходы
Однако привить людям культуру чистоты – еще полдела. Пока во всем мире из мусора шьют одежду, изготавливают мебель, строят игровые площадки и обогревают дома, в Казахстане около 80% мусора не перерабатывается, а просто-напросто отправляется на захоронение. Таким образом безвозвратно теряется сырье, которое можно было бы использовать повторно. И что важнее всего – сырья для этого в стране достаточно. Только в прошлом году собрали 4,1 миллиона тонн отходов. Большую часть составил мусор от уборки улиц, далее идут макулатура, картон и отходы бумаги.
Больше всего мусора произвели алматинцы, астанчане, шымкентцы и жители Карагандинской и Костанайской областей. Меньше всего отходов числится за жителями Улытауской, Абайской и Жетысуской областей.
Весь этот собранный мусор в конечном итоге оказался на полигонах, где отсортировали и отправили на переработку ничтожно маленький объем – всего 1,3 миллиона из 4,1 миллиона тонн.
Причем, надо заметить, в Казахстане сейчас работают чуть больше 3 тысяч полигонов, и лишь единицы из них соответствуют экологическим нормам.
«Очень проблемный вопрос на сегодняшний день – это состояние наших полигонов твердых бытовых отходов. Там действует один способ утилизации: вырыть яму и закопать туда мусор. А это в дальнейшем влияет на нашу экологию и здоровье людей. Полигон лишь называется полигоном, на самом деле это просто мусорная свалка», – констатирует мажилисмен Дюсенбай Турганов.
Ни о каких технологиях сортировки или автоматизированном оборудовании на полигонах и говорить не приходится – в основе их работы до сих пор лежит ручной труд.
«В Казахстане большинство полигонов – 90% – не оснащены системой сортировки. А те, что оснащены, недостаточно мощные. Получается, что на многих полигонах до сих пор существует ручной труд: люди берут мешки и сортируют мусор. Но они сортируют не все отходы, а лишь верхние слои. До нижних добраться весьма сложно – лопатой их не перекопать. Поэтому сортируют то, до чего могут добраться руки людей. Причем зачастую этим занимаются не казахстанцы, а иностранцы, не имеющие разрешения на работу», – пояснил председатель Ассоциации переработчиков вторичного сырья Казахстана Батырбек Аубакиров.
Основная проблема заключается в том, что владельцы полигонов предпочитают отправлять отсортированный мусор не отечественным заводам, а их иностранным конкурентам.
«Основная часть мусора идет на продажу российским и узбекистанским заводам. Какая-то часть, конечно, остается в стране, но никто не знает точных цифр – их никто не озвучивает. Почему так происходит? Во-первых, иностранные заводы готовы платить больше. Во-вторых, экономически невыгодно продавать казахстанским заводам, потому что в этом случае им приходится платить налог», – отметил Батырбек Аубакиров.
Собственно из-за нехватки сырья мусороперерабатывающие заводы в Казахстане и простаивают. Из пяти предприятий по переработке стекла действуют всего три. Компаний по переработке макулатуры в стране – не больше 10, и большинство не загружены на полную мощность. С пластиком ситуация и вовсе плачевная – работают около 15 организаций, но все они очень маленькие, поскольку сырье собирать трудно, а перерабатывать – невыгодно из-за дорогого оборудования.
«В этой связи нужны кардинальные реформы в этой отрасли. Нужно создавать целенаправленные меры поддержки, чтобы было выгодно перерабатывать отходы, потому что в основном этот бизнес – низкорентабельный. Он благородный, но несправедливо и плохоподдерживаемый. Допустим, можно разработать целевую программу для переработчиков пластика – освободить их от всех налогов, условно говоря, на 10 лет. Как только бизнес поймет, что это выгодно, он пойдет в этот сектор, начнет вкладывать деньги. И получится, что бутылка не будет просто лежать на улице, за ней будет охота, жесткая конкуренция. Соответственно, у нас будет меньше полигонов, предприятия будут загружены, а люди – обеспечены работой. Но чтобы решить эти вопросы, нужна мощная политическая воля», – считает глава Ассоциации переработчиков вторичного сырья Казахстана Батырбек Аубакиров.
К решению проблемы нужно подойти комплексно, считают опрошенные спикеры.
«В решении проблемы нужен комплексный подход. Первый шаг – это мусоросортировка. Мы должны приучить население к раздельному сбору мусора. Также следует приводить в порядок полигоны, где годами хранится мусор и отравляет почву. Также нужно реализовать проекты по мусоросжигающим заводам. В свое время хотели построить шесть таких заводов, но до сих пор эти проекты не реализованы. Не надо бояться того, что такие предприятия – зло, будет много выбросов. В Европе такие заводы отлично работают, другой вопрос – какие технологии мы будем применять. Поэтому проекты по этим заводам, я думаю, надо реализовывать», – отметил Дюсенбай Турганов.
Однако пока мало кого заботит мусорный кризис в Казахстане. В обществе все никак не может прижиться система раздельного сбора мусора, люди привыкли складывать все отходы в один пакет. Чиновники же обещают построить в стране 37 новых мусороперерабатывающих заводов, однако их планы абсолютно не логичны – зачем они нужны, если для действующих не хватает сырья?
Можно, конечно, бесконечно открывать и закрывать полигоны, но что мы в итоге оставим будущим поколениям? Миллионы тонн закопанного мусора. Поэтому чистота уже сейчас должна начинаться с каждого из нас, ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Каждому казахстанцу следует понять эту простую истину.