Жизненно необходимое сотрудничество: что будет дальше между Казахстаном и Афганистаном?

Муканова Айкен
13.06.2024, 17:59

Всю свою историю Афганистан привлекал внимание ведущих империй мира, так и не добившихся своих целей в регионе, однако вместо силы можно применять и мягкую силу, что и доказывает Казахстан    

Фотоколлаж: Azattyq Rýhy

Казахстан все активнее вовлекается в инфраструктурное и экономическое развитие Афганистана, возглавляемый талибами. Движение «Талибан», зародившееся в 1980-х годах, находится под санкциями ООН за террористическую деятельность. В 2021 году они вернулись к власти в Афганистане после того, как из страны были выведены американские войска. Ни одно государство мира пока официально не признало руководство движения «Талибан». Несмотря на это, Казахстан начал выстраивать торгово-экономическое сотрудничество с представителями талибов. С середины 2023 года партнерство двух стран набирает обороты. Интерес республики в торговле, в логистике сопряжен также с угрозами, исходящими из региона, известным боевыми действиями и высоким наркотрафиком. И все же, какую политику ведет Казахстан в отношении Афганистана и какую выгоду принесет это экономике, об этом читайте в материале Azattyq Rýhy.

Первые шаги в сотрудничестве с Афганистаном

В августе прошлого года в Астане прошел деловой форум двух стран, где афганские предприниматели представили свою продукцию и подписали ряд соглашений с казахстанской стороной.

В эти дни в Конгресс-центре, на территории EXPO, проходила выставка. Были знаменитые афганские ковры ручной работы, душистые приправы и специи, вкуснейшие разнообразные чаи, а также ювелирные украшения.

На полях казахстанско-афганского делового форума в Астане были подписаны экспортные контракты на общую сумму порядка 191 миллион долларов. Стороны заключили 15 договоров на поставку сельхозпродукции, муки и растительного масла.

В конце 2023 года Казахстан исключил движение «Талибан» из списка запрещенных в стране организаций. Официальный представитель Министерства иностранных дел РК Айбек Смадияров тогда пояснил, что согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, движение «Талибан» не входит в списки организаций, признанных Совбезом ООН в качестве террористических.

С приходом новой власти Афганистан принялся налаживать логистику, заново отстраивать сеть железных дорог. Так, в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали дорожную карту по строительству Трансафганской железной дороги Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев еще в 2022 году заявлял, что республика готова участвовать в строительстве Трансафганской железной дороги. По его словам, Казахстан может обеспечить бесперебойную поставку материалов верхнего строения железнодорожных путей и предоставить подвижной состав.

В настоящее время товарооборот между Казахстаном и Афганистаном достиг около 1 млрд долларов.

В апреле 2024 года талибы предложили Казахстану инвестировать в экономику Афганистана, а также установить прямое авиасообщение. Глава МИД Исламского Эмирата Афганистан Амир-Хан Моттаки пригласил казахстанский бизнес инвестировать в афганский горнодобывающий сектор, железные дороги и энергетику.

Какую стратегию выбрал Казахстан в отношениях с Афганистаном

Как отметил официальный представитель Министерства иностранных дел РК Айбек Смадияров, Афганистан очень близко расположен к южным границам республики, и в любом случае с ними нужно выстраивать какие-то отношения.

«И мы решили, что можем установить с ними торговые отношения. Регион всегда славился своей непростой историей. Население Афганистана - 40 млн человек. Только за прошлый год у нас товарооборот с Афганистаном достиг практически 1 млрд долларов. Это огромный рынок для наших производителей, для экспортеров. Поэтому тут даже вопроса не должно стоять, с кем и как мы должны развивать отношения», - добавил он.

Помимо этого, в рамках ООН и по линии других гуманитарных миссий Казахстан помогает афганскому народу, продолжил Смадияров.

«Это говорит о роли Казахстана, как ответственного члена международной системы. Я считаю, что мы все правильно делаем и Министерство торговли уже неоднократно туда съездило, даже торговый дом Казахстана был открыт в Афганистане. Я думаю, это принесет свои плоды. В этом году товарооборот будет еще больше», - поделился официальный представитель.

Он также прокомментировал, насколько благоразумно вливать деньги в неустойчивый регион, не прогорят ли инвестиции.

«Любые инвестиции - это риск. Даже в самую благополучную страну. Поэтому любой инвестор, когда несет куда-либо свои деньги, он естественно просчитывает, рассчитывает и закладывает эти риски в сумму бизнеса», - заключил Смадияров.

Как Казахстан помогает Афганистану

Заместитель премьер-министра РК Серик Жумангарин, курирующий сферы торговли и сельского хозяйства, лично возглавлял казахстанскую делегацию в переговорах с Афганистаном. По его словам, Казахстан участвует в строительстве Трансафганской железной дороги как поставщик строительных материалов и оборудования.

«Проект строительства Трансафганской железной дороги на слуху уже долгие годы. Главным застройщиком и проводником этой идеи прежде всего является Республика Узбекистан. Мы поддерживаем эту идею. Если проект будет реализован, то мы готовы в нем участвовать. Поставляем наши строительные материалы: у нас выпускаются рельсы, шпалы, инертные материалы для подсыпки. Кроме того, естественно, вся техника: начиная от локомотивов, тепловозов, электровозов и заканчивая поставкой вагонов», - сообщил он корреспонденту Azattyq Rýhy.

Напомним, в конце ноября 2023 года в Туркестанской области началось строительство новой железной дороги Дарбаза - Мактаарал, которая свяжет Казахстан и Узбекистан. Там же откроют новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу. Раньше экспорт проходил через единственную межгосударственную станцию «Сарыагаш». Новая дорога строится, чтобы разгрузить пункт пропуска, который работает на пределе пропускных возможностей.

«Большое значение уделяем новой дороге Дарбаза - Мактаарал, которую запустим в 2025 году. Там же мы строим большой международный центр промышленной кооперации. Новая станция пройдет через узбекскую станцию Сырдария, она выйдет через Джизак и Бухару в Туркменистан, затем на запад Афганистана. Сами афганские коллеги просили, чтобы мы уделили внимание западу страны. Это город Герат и ряд провинций под общим названием Хорасан. Это очень большой рынок для нас. Этот путь идет от Мурманска и Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи», - продолжил вице-премьер.

Казахстану очень важна стабильность в этом регионе, Афганистан - ключевой игрок в логистике на сегодняшний день, подчеркнул Жумангарин.

«Нам важен стабильный, независимый, процветающий и мирный Афганистан, и мы к этому сейчас прикладываем усилия. На сегодняшний день это наша главная задача. И решая эту задачу, мы создаем для себя надежного торгово-экономического партнера в будущем. Сейчас товарооборот с Афганистаном колеблется где-то на отметке в 1 млрд долларов. И задача поставлена в ближайшее время достичь 3 млрд долларов. Этого невозможно сделать, пока не будут сделаны соответствующие логистические приготовления», - пояснил замглавы кабмина.

Кроме того, Серик Жуманагрин проанонсировал проведение первого транспортного торгово-логистического форума «Север - Юг», который пройдет в ближайшее время в Актау.

«Мы пригласим все страны, заинтересованные по данной теме, в том числе и представителей Афганистана. Сейчас активно прорабатываем альтернативный маршрут движения на Афганистан через Туркменистан. У нас есть основной маршрут движения в Афганистан через Узбекистан, мы также разрабатываем и альтернативный путь через Туркменистан», - поделился он.

Со слов вице-премьера можно сказать, что отношения двух стран складываются очень динамично. Также с 1 по 5 августа состоится второй Казахстанско-афганский бизнес-форум.

«Ожидаем большую делегацию афганских бизнесменов, как в прошлом году. В этот раз они изъявили желание провести выставку-продажу и свою торгово-экономическую миссию в Алматы. В прошлом году, вы знаете, было непривычно, у некоторых наших сограждан были элементы ксенофобии, которые после того, как они посетили выставку на ЕХРО, очень быстро прошли. Попробовали народную афганскую продукцию, попили шафрановый чай и поняли, что это такие же люди. Было определенное количество женщин, которые приехали с торгово-промышленной палатой. Такие же простые люди, как и мы, которые хотят жить, торговать, получать удовольствие», - добавил он.

Логистический потенциал Афганистана высоко оценивает и министр торговли РК Арман Шаккалиев.

«В стране, чтобы была стабильность политическая, нужна чтобы была экономическая стабильность. Регион представляет интерес для развития торгово-экономических отношений, потенциал большой. Более того, через Афганистан, возможность строительства нового маршрута, это открывает выход на рынки Пакистана, Индии», - высказался он.

Какие возможности открывает Афганистан для казахстанского бизнеса

По мнению директора Центра исследовательских инициатив «Man’o» (Узбекистан) Бахтиёра Эргашева, кооперация двух стран работает на интересы Казахстана, которому жизненно необходимо обеспечивать выход в южном направлении.

«Дорога через Россию и Беларусь в Европу становится все более затруднительной - автогрузовые перевозки почти прекращены. Есть железнодорожные, но там тоже есть свои проблемы. Транскаспийский маршрут ещё до конца не отработан. Там есть как технического характера, так и политического характера вопросы, которые надо решать, чтобы заработал так называемый средний коридор от Китая до Турции с участием Центральноазиатских стран. Поэтому одним из альтернативных направлений Казахстана является выход на побережье Ирана, на иранские порты в Аравийском море на Индийском океане», - пояснил аналитик.

Казахстан рассматривает возможность производства халяльной продукции для продажи в странах персидского залива, в арабских монархиях, считает он. Также иранские порты обеспечивают выход в страны Восточной Африки, где тоже ждут казахстанское продовольствие, и оно будет пользоваться спросом, отметил эксперт.

«Поэтому эти проекты выгодны прежде всего для Казахстана. И в рамках его национальной транспортной политики - это вполне ожидаемое решение, которых не было до февраля 2022 года, когда все нормально шло через черноморские порты - и зерно, и продовольствие, и всё остальное», - продолжил Эргашев.

Однако не стоит утверждать, что проект выгоден только для Казахстана. Здесь также есть выгода и у Узбекистана, который будет лучше использовать свой транспортный транзитный потенциал.

«Грузы будут идти через Узбекистан, выходить через Туркменистан и Иран, на порты Ирана, то есть какие-то дивиденды Узбекистан получает. На самом деле ныне существующие автомобильные и железнодорожные возможности в принципе удовлетворяют нужды торговли. Но железных и автомобильных дорог всегда должно быть больше, мощности по транспортировке грузов и пассажиров должны постоянно увеличиваться, и поэтому в рамках этой работы, конечно, строительство новых маршрутов очень важно и нужно это продолжать», - подчеркнул эксперт.

Казахстанский экономист Марат Каирленов придерживается такой же позиции. Он считает, что Казахстан двигается в правильном направлении, так как через Афганистан идут дороги в большие рынки южной Азии.

«Действительно, нам надо расширять логистические маршруты и в том числе через Афганистан. Это выход на огромные рынки. К примеру, в Пакистане 236 миллионов населения. Это большие густонаселенные страны и большие рынки сбыта для нашей продукции. Из-за российско-украинской войны мы столкнулись сейчас с проблемами в логистических маршрутах и видимо надолго. Поэтому расширение и диверсификация логистических маршрутов, как мне кажется, это шаг в правильном направлении», - утверждает эксперт.

При этом Марат Каирленов не отрицает, что есть существенные риски.

«Нам надо понимать, что российско-украинская война, санкции на Россию - это надолго. Поэтому логистику надо перестраивать. Через Каспий тоже неспокойно: ситуация вокруг Грузии, до конца не урегулирован конфликт между Азербайджаном и Арменией. На этом фоне диверсификация маршрутов более важная задача. А риски, конечно, присутствуют», - дополнил он.

Отметим, что в апреле этого года представители отечественного бизнеса посетили Афганистан с официальным визитом. В Кабуле прошел бизнес-форум и тематическая выставка. На ней 35 казахстанских компаний представили свою продукцию. В Афганистане высок спрос на казахстанскую сельскохозяйственную продукцию. По итогам бизнес-форума достигнуты договоренности о поставках подсолнечного масла, злаковой продукции и муки более чем на 12 миллионов долларов. Афганские компании также проявили большую заинтересованность в моторном масле: планируют подписать с казахстанскими поставщиками первый контракт на поставку этого товара.

Казахстанская делегация совместно с афганскими коллегами обсудили еще и возможности расширения трафика интернета в Афганистан с 60 до 100 гигабит в секунду в рамках коммерческого сотрудничества компаний «Казахтелеком» и «Афгантелеком». А 6 июня заработал Трансафганский коридор: первые грузы доставили из Павлодара в один из крупнейших в мире портов - Джебель-Али в Объединенных Арабских Эмиратах. Логистическая цепочка, протянутая через Афганистан и Пакистан, позволяет доставлять грузы значительно быстрее, чем аналогичные маршруты. Так, расстояние в 4 900 километров до Карачи груз преодолел за 20 дней. Это открывает новые возможности для казахстанских экспортеров по поставкам продукции на рынки стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

Пока эксперты не берутся прогнозировать, как будут развиваться взаимоотношения Казахстана и Афганистана. Но они хором поддерживают данное сотрудничество, которое, возможно, станет спасательным кругом для обеих стран в такой сложной геополитической обстановке в мире.

Вам будет интересно: