Производство дорогой легальной водки сокращается, но меньше пить люди не стали
Алкогольная промышленность в Казахстане на стадии «белой горячки»: обороты производства падают, на рынке море импортного и контрабандного спиртного, акцизы растут, спрос на «свою» дорогую водку все меньше и меньше, а терять клиентов производителям ой как не хочется. И при этом нельзя сказать, что люди вдруг перестали пить и начали проповедовать ЗОЖ. Вы это поймете по налогам, которые платят производители. А зарабатывают они на «печени» немало, сообщает корреспондент Azattyq Rýhy.
Самую крупную долю алкогольного рынка в Казахстане занимает водка. По данным Ассоциации добросовестных налогоплательщиков, производителей и импортеров алкогольной продукции «QazSpirits», алкопромышленность у нас входит в десятку крупнейших налогоплательщиков. Только в 2019 году налоговые поступления от продажи водки составили около 51 миллиарда тенге. В принципе, понять предпочтения казахстанцев можно и по витринам в магазинах. В любом из них представлен почти весь ассортимент водочной продукции – от дешевой до премиальной «беленькой».
В Казахстане сейчас работают 16 ликероводочных и спиртовых заводов. Забегая наперед, обратите внимание на названия некоторых фирм, сулящие потребителю «натуральный», «органический», «золотой» продукт. Не «беленькая», а бальзам какой-то...
Локомотив отрасли – завод «Кокшетауские минеральные воды» в Акмолинской области. Здесь выпускают и безалкогольные напитки, но большую прибыль обеспечивает, конечно же, водка. Предприятие работает с 2006 года. Владельцев у него трое – голландская компания «Blauwe Rots B.V.» и физические лица Муслим Умирьяев и Мурат Ахметов. Последние три года их горячительные напитки казахстанцы пьют меньше: налоговые отчисления упали, пусть и незначительно. Но цифры все равно впечатляющие – миллиарды тенге ежегодно. А за два месяца этого года компания уплатила почти 700 миллионов тенге. Несмотря на обороты, организация успела задолжать по налогам на добавленную стоимость 213 миллионов тенге.
Многие водочные производители базируются в Акмолинской области. Один из них – ТОО «Натур продукт». Владельцы предприятия казахстанцы – Салиха Кулахметова и Эльмурат Балтабаев. Водочкой они поят людей с 2002 года и, надо признаться, успешно. До 2018 года прибыль стабильно росла, а в 2019-м упала в два раза.
Айдабульский спиртзавод тоже выпускает горячительные напитки в Акмолинской области с 1995 года. Предприятие работает в форме акционерного общества, учредителей у него 247. И каждый из них имеет доход с увлекающегося «беленькой» населения.
Снабжает людей водкой еще один солодовый спиртзавод «Alfa organic» в Акмолинской области с 1999 года. Им владеет компания «Норд фуд компаниясы», которая, в свою очередь, принадлежит Еркину Айдарханову и Санату Зорбаеву. С 2013 года организация управляет фондами. Последние три года продукция дочернего завода не особо привлекает потребителей, судя по снижению налоговых отчислений в бюджет.
В Костанайской области с 2010 года производством спирта и ликероводочных изделий занимается ТОО «Алтын омир». В отличие от коллег по цеху у этой компании дивиденды немного выросли. Максимальная прибыль зафиксирована в 2015 году.
«Алтын омир» входит в крупный агропромышленный комплекс «Арай-холдинг». Всего в составе холдинга 11 товариществ, которые занимаются выращиванием пшеницы и животноводством.
Среди владельцев холдинга и предприятий, входящих в его состав, числится сын депутата мажилиса Альберта Рау Алексей Рау. Его соучредители – Даниил Похлебаев, Андрей Соложенков, Ольга Паленая, Анастасия Похлебаева и Галина Кузьмич.
Для нас эти ежегодные миллионы и миллиарды налогов кажутся просто космическими суммами. А изготовителям алкоголя и этого мало. Президент Ассоциации «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев заявляет, что с каждым годом с конвейеров заводов сходят все меньше и меньше бутылок спиртного, соответственно, меньше бутылок от отечественных бизнесменов появляется в домах людей.
«За прошлый год 19 миллионов литров водки произвели в Казахстане. В 2018-м – около 30 миллионов литров. Падение составляет 40%», – с горечью высказался Амиржан Калиев.
По мнению главы «КазАлкоТабак», рынок лихорадит из-за высоких акцизов, которые за пять лет выросли в пять раз. Если в 2013 году акциз составлял 200 тенге на литр водки, то сейчас – уже 1020 тенге.
«У нас с 2014 года акцизы на водку подняли в пять раз по настоянию наших коллег из России и Беларуси. Дело в том, что мы готовились к соглашению о свободном обороте алкоголя на территории стран ЕАЭС. Наш алкоголь же они к себе не пускают. И вот они поставили нам ультиматум, требование: «Поднимите акцизы до нашего уровня, и мы потом откроем рынок». И мы с 2014 года произвели пятикратное увеличение акциза и при этом не учли доход среднестатистического казахстанца. У казахстанцев снизилась возможность покупать легальную казахстанскую водку. Она стала дорогая для них», – констатировал спикер.
Вместе с акцизами закономерно выросли и цены на продукт. Если в 2013 году можно было купить пол-литра водки за 320 тенге, то сейчас такая же бутылка стоит 960 тенге. А зарплаты за это время выросли малозаметно. Из-за того, что кошельки не поспевают за ростом горячительного удовольствия, люди обратили свои взоры на контрафакт из Кыргызстана, который набрал солидные обороты.
«Люди стали больше покупать теневую контрафактную продукцию, которая не облагается налогом. И по цене намного дешевле. И в результате этого с каждым годом падение идет, растет теневой оборот водочной продукции. В Казахстане каждая третья бутылка водки сейчас теневая. В Кыргызстане акциз на водку в три раза меньше, цена – в два раза ниже. Оттуда контрабандным путем в основном в южные регионы Казахстана поступает водочная продукция», – заключил президент Ассоциации «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев.
Отсюда прямое влияние на статистику – мол, люди стали пить меньше. А на самом деле они просто перешли в тень. А те, кто не хочет пить паленую водку, выбирают импортную альтернативу, которая по качеству не хуже отечественной, а по цене – немного дешевле. Только в прошлом году в Казахстан завезли 12 миллионов литров водки. 90% импортного алкоголя – из России.
Есть среди потребителей и те, кто ушел в сегмент слабоалкогольной продукции. Статистика показывает, что водку замещают другими напитками – пивом и вином. За прошлый год производство пенного выросло на 11%. 663 миллиона литров хмельного произвели заводы. Лидеры рынка – две транснациональные корпорации. У «Carlsberg Kazakhstan» доходы стабильно растут. Только в прошлом году компания уплатила 21 с лишним миллиард тенге налогов.
Владельцы казахстанских предприятий – общество с ограниченной ответственностью «Пивоваренная компания «Балтика» и частная компания с ограниченной ответственностью Carlsberg Sverige Aktiebolag.
Их главный конкурент – Efes. Два предприятия идут практически впритирку и не хотят уступать друг другу.
Владелец иностранного предприятия «Эфес Казахстан» – компания Efes Breweries Inertnational N. V.
Производителям водки очень завидно от того, что у коллег-пивоваров бизнес идет намного лучше.
«С пивом очень хорошо дела обстоят. У них объем годового производства – 600 миллионов литров, потому что у пива очень низкий акциз в Казахстане. Он самый маленький среди стран ЕАЭС. Меньше, чем в России, Кыргызстане, Армении, Беларуси. По сравнению с Россией акциз в два раза меньше на пиво. Мы всегда задаем такой вопрос: те же транснациональные компании имеют заводы у нас и в России. Но в России они платят в два раза больше по акцизам, чем в Казахстане. Чем мы хуже? Почему у нас мало платят? Деньги не нужны, что ли, бюджету? Эти вопросы мы ставим перед министерством нацэкономики, перед парламентом. Будем рассматривать повышение акциза на пиво. Он сейчас составляет 52 тенге за литр», –выразил недовольство глава Ассоциации «КазАлкоТабак».
Вот такая борьба за карманы пьющих.
Позавидовать можно и казахстанским виноделам. Производство вина в прошлом году выросло на 14%. Всего на заводах изготовили 50 миллионов литров.
Пожалуй, самый крупный винодел – «Бахус». У алматинского предприятия 265 акционеров, и каждый из них в плюсе благодаря увлечению людей этим напитком.
Еще одна крупная винодельня находится в Алматинской области. Учредителей у «Голд продукта» двое, но кто они – неизвестно.
Вернемся к водочным производителям. Сейчас они намерены добиваться «справедливости» в высших органах.
«Мы сейчас вносим предложение в министерство национальной экономики о снижении акциза на водку. У казахстанцев, таким образом, будет возможность купить легальную казахстанскую водку. Это будет способствовать максимальной легализации отрасли. Проблема еще в том, что мы акциз платим предоплатой при покупке учетно-контрольных марок. Только мы подумали произвести, и уже надо платить. А пока продукция будет реализовываться, с момента уплаты акциза до момента реализации, проходит пять-шесть месяцев. Мы предлагаем упразднить предоплату акциза отечественным производителям и вернуться к той системе, которая была до 2006 года, то есть платить акциз по мере реализации продукции», – резюмировал Амиржан Калиев.
Интересно, «допьются» ли своего производители водки?
И последнее. По данным директора общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменовой, озвученным в прошлом году, 5% алматинских студентов употребляют алкоголь регулярно. «Это потенциально будущие алкоголики», – заявила тогда Туменова. Еще раньше огорошили в ООН: Казахстан вошел в 10-ку самых пьющих стран мира.
Именно к такому результату, видимо, приводят финансовые интересы власть имущих и финансовые потери простолюдинов. Одни набивают карманы, другие ищут решение проблем на дне бокала.
Ромина МАКАРИМОВА