Что изменилось с принятием нового закона?
Учитель, наставник, педагог, воспитатель… Каждый взрослый в той или иной степени в разных жизненных обстоятельствах выступает в этой роли. Но есть определенная категория людей, кто выбрал этот образ жизни в качестве своей профессии, почувствовав призвание учить детей, воспитывать их, прививать разумное, доброе, вечное.
Вопрос статуса педагога настолько важен, что об этом в своем Послании народу Казахстана в 2018 году говорил Елбасы Нурсултан Назарбаев, а годом позже и Президент Касым-Жомарт Токаев.
«Учитель – это основа системы образования. От созданных для него условий работы зависит уровень образования наших детей. Поэтому не нужно удивляться возмущению наших учителей, их недовольству положением дел», - сказал Глава государства на одном из ноябрьских совещаний.
Все региональные филиалы партии «Nur Otan» в содружестве с Федерацией профсоюзов на местах в рамках обсуждения законопроекта проводили круглые столы и собирали предложения учительской общественности.
Продолжая серию материалов о том, как изменилась жизнь учителей Казахстана после вступления в силу закона «О статусе педагога РК», Azattyq Rýhy организовал дискуссионную площадку, где собрал мнение учителей, воспитателей, профсоюзных и общественных деятелей.
Их нравы
Пожалуй, не найдется в мире ни одной страны, где бы вообще не было учителей. Их по-разному называют: мугалiм, мадам, мисс, наставник, гуру. Но сути это не меняет. Все они – наставники.
Вот только отношение к учительской профессии в каждой стране – особенное. Например, в Китае педагог пользуется огромным уважением в обществе. А вот в Израиле педагоги фактически предоставлены сами себе. Никто их не контролирует, не требует поурочных и календарных планов. Да еще и раз в 6 лет он может взять оплачиваемый отпуск на целый год. Но у медальки есть вторая сторона – хамство учеников и полное игнорирование авторитета педагога со стороны родителей.
Педагогов США на полном серьезе от судебных исков защищает профсоюз. Видимо, если этого не делать, то учителей замучают повестками в суд по каждому поводу. Например, устроив ему «ловушку» с обвинениями в сексуальных домогательствах. Прецеденты были.
Уважаем, но…
Слава Богу, в Казахстане общество до подобных инсинуаций не докатилось. Хотя, надо признать, учитель стал куда меньшим авторитетом, чем 20, тем более 40лет назад. Поговорите со своими бабушками, папами и мамами, они наверняка вспомнят, как уважительно и трепетно они относились к своим педагогам. Например, моя бабушка, в бытность свою ученицей начальной школы (она окончила лишь четыре класса из-за начавшейся войны) не только вежливо здоровалась с учителем, но и почтительно кланялась при этом.
«Не скажу, что отношения учителей и учащихся сильно изменились за 30 лет, что я работала в средней школе. Уважение, внимание к мнению учителя со стороны учеников, никуда не ушли. Сложнее с родителями. Они должны понять, что учителю не все равно, каким вырастит его ученик. Именно поэтому он хочет добиться сотрудничества с родителями, чтобы вместе решить возникшую проблему. Раньше взрослые больше прислушивались к советам педагогов, теперь это встречаешь все реже и реже», - отмечает ветеран педагогики из Семея Людмила Южакова.
«В ходе обсуждения закона о статусе педагога подняли такой важнейший вопрос, как защита чести и достоинства учителя. Это один из самых важных пунктов. За это стоит выразить особую благодарность. За свою педагогическую деятельность я не раз была свидетелем, когда родители и ученики использовали нецензурную речь в отношении учителя, дело доходило даже до рукоприкладства. Но все это остается в школе: как правило, в таких случаях сор из избы не выносится. Почему распоясались родители и ученики? Потому что их выходки оставались безнаказанными. С нового года таких случаев не было», - отметила учитель школы-лицея № 143 имени Суюнбая в Алматы Ляззат Мусанова.
И швец, и жнец
Семейчанка Людмила Южакова призналась в том, что завидует современным учителям. Им, наконец-то, отменили всю «общественную нагрузку», которой еще до недавнего времени так любили пользоваться и школьная администрация, и местная исполнительная власть.
«Нас все время заставляли что-то делать. Дважды в год каждый учитель обязан был переписать всех детей до 18 лет на своем микроучастке. И для этого не давали свободных часов. Мы ходили по вечерам, в любую погоду. Вместо того чтобы готовиться к урокам, я бродила по подъездам, выспрашивая людей о составе их семьи. Хорошо, если люди адекватные, а если нет? Сколько оскорблений и нецензурной брани я услышала в свой адрес! Вспомнить страшно», - поделилась Людмила Южакова.
Помимо обходов территории и выборных кампаний до недавнего времени учителями заполняли пустующие залы на многочисленных концертах, митингах мира, презентациях книг малоизвестных писателей.
«Раньше нас заставляли ходить на какие-то творческие вечера наших деятелей культуры, на различные концерты. Мы заполняли залы, при этом билеты приобретали за свои деньги. А они совсем недешевые: по 3-4 тысячи тенге. И это просто для того, чтобы заполнить залы. Часто эти мероприятия проводились после рабочего дня. Но разве кто-нибудь спрашивает мнение учителя: хочет ли он сидеть в этом концертном зале или предпочитает провести свободный вечер со своей семьей?», - обозначила реальную картину педагогической действительности Ляззат Мусанова из Алматы.
По словам председателя Семейского горкома профсоюза работников образования и науки Жаннат Кусаиновой, новый закон «О статусе педагога» освободил учителей от подобного рода деятельности. Теперь, привлекая педагогов к выполнению «несвойственных функций», можно и на штраф нарваться. И достаточно серьезный. Думаю, впредь каждый директор или чиновник местного акимата семь раз подумает, прежде чем привлекать к выборам школьные коллективы.
Пенсия ЗА горизонтом
«Далеко не все пожелания педагогической общественности были учтены в принятой редакции закона («О статусе педагога РК» - Azattyq Rýhy). Главный вопрос, который волновал каждого педагога страны, так и остался без ответа - это выход учителей на пенсию по выслуге лет. Рабочая группа не смогла добиться от Правительства и Парламента положительного решения в этом направлении», - посетовала Жаннат Кусаинова.
Учитель начальных классов школы-сада № 14 в Семее Светлана Симоненко тоже считает отсутствие понятия «выслуги лет» в законе «О статусе педагога» полным провалом.
«Мы много об этом говорили. Но все оказалось бесполезным. Никто нас так и не услышал. Учителя пойдут на пенсию в 63 года. Почему встал вопрос о выслуге лет? Да потому что не выдерживают учителя в школе до такого солидного возраста. У нас очень высокая двигательная активность на уроках. Невозможно выучить детей, сидя за учительским столом», - отметила Светлана Симоненко.
Но не только выслуга лет, вернее, ее полное отсутствие, беспокоят педагогов Казахстана. Есть еще ряд вопросов, которые требуют внимания Министерства образования и науки и общественности.
«Не сумели мы добиться двукратного увеличения пособия по оздоровлению. Но сейчас говорят о том, что эту проблему можно будет решить на местном уровне. То есть если местные исполнительные органы будут иметь достаточно средств в бюджете, то они будут иметь право производить подобные выплаты педагогам. Значит, профсоюзам предстоит большая работа по выработке дополнительных соглашений и коллективных договоров в этом направлении», - отметила Жаннат Кусаинова.
По ее словам, не решен в полном объеме и такой вопрос, как увеличение размера доплаты учителям за классное руководство и проверку тетрадей. До недавнего времени учителям платили по 3,5 тыс. тенге за каждый вид деятельности. Теперь эта сумма удваивается.
Вроде бы, неплохо. Но профсоюзы просили оплачивать каждый из этих видов работы учителя в размере не менее одного базового должностного оклада (17 697 тенге). А в идеале – 20 тыс. тенге.
Работающих учителей беспокоят и другие вопросы: добровольно-принудительные сборы на любые цели, которые и после выхода нового закона прекратились далеко не везде.
«Давайте говорить честно. Педагоги устали трать собственные деньги на канцтовары. Я, например, ежемесячно трачу из собственного кармана не менее 5-6 тыс. тенге на бумагу, распечатку учебных материалов и канцелярские товары. А если нужно подготовиться к какому-то конкурсу, то эти траты достигают 10 тыс. в месяц. Достаточно много, учитывая наши заработки», - откровенно призналась Светлана Симоненко.
По всей видимости, подобные проблемы в учреждениях образования Казахстана – явление повсеместное. Вот и для алматинского лицея не чужда была практика приобретения дорогостоящих товаров для школы за счет учителей.
«К счастью, сейчас прекращено приобретение товаров за личный счет учителя. Те же самые жалюзи для класса были приобретены мною за личный счет. Я заплатила за них 14 тысяч тенге, в другие кабинеты мои коллеги приобретали жалюзи за 48 тысяч тенге. Я написала об этом пост в Facebook. И тогда депутат Мажилиса Ирина Смирнова лично контролировала, чтобы нам вернули деньги», - рассказывает Ляззат Мусанова.
Лед тронулся
Впрочем, наравне с откровенно отрицательной критикой в адрес нового закона, педагоги отмечают и целый ряд положительных моментов.
«На мой взгляд, в законе учитываются и такие важные критерии, как повышение заработной платы педагогам, предоставление льготных кредитов для приобретения жилья, земельных участков, наши дети могут вне очереди поступить в дошкольные учреждения. Я работаю в школе-саде, где в коллективе имеются как школьные учителя, так и воспитатели детского сада. Так вот до недавних пор мы зримо ощущали разницу между собой. Так, воспитатели уходили в отпуск на 42 дня, тогда как учителя – на 56 календарных дней. Теперь это несправедливое деление было упразднено. Мы все получили статус педагога», - считает Светлана Симоненко.
«Позитивные изменения, безусловно, есть. Но мы лишь в начале пути. Само принятие этого закона было реакцией на ситуацию, когда учитель остался один на один со своими проблемами. Он был манипулируемым и эксплуатируемым долгие годы. Учителям, родителям, обществу и местной исполнительной власти потребуется время для осознания новой реальности. И измениться в соответствии с требованием времени и закона», - подытожила своеобразную дискуссию педагогов Ляззат Мусанова.
Стороннее мнение
Итак, точку зрения педагогов и представителей профсоюзной организации работников образования и науки мы прояснили. Но профессия педагога такова, что ее деятельность тесно связана с обществом, его развитием. Мы связались с членом Республиканской специальной мониторинговой группы по противодействию коррупции Русланом Кибке и попросили рассказать, как на эту проблему смотрят общественные деятели.
«Общаясь с молодыми учителями, я не раз замечал, что их больше волнует не качество знаний, которые они дают своим ученикам, а количество часов в нагрузке и, соответственно, заработная плата.
Однако именно качество знаний выпускников всех типов образовательных учреждений и является тем основным критерием, по которому общество судит о работе педагогов. К сожалению, сейчас этот уровень ниже среднего. Я это говорю, опираясь на собственный опыт неоднократного участия в сдаче ЕНТ в качестве одного из членов комиссии.
На мой взгляд, закон «О статусе педагога РК» дал учителям достаточно много преференций. Их освободили от многих видов отчетов и другой бумажной работы. По крайней мере, официально. Более того, за привлечение учителей к несвойственной им деятельности, предусматривается целый ряд административных штрафов. Защитили педагогов и от нападок со стороны родителей или их учеников.
Вот в чем я более чем уверен, так это в том, что на должность педагога или воспитателя в детское образовательное учреждение должны брать на работу только после прохождения определенных психологических тестов и собеседования с членами приемной комиссии, в составе которой обязательно должны быть представители общественности.
Даже самый лучший диплом или портфолио, забитое грамотами и научными разработками, не может гарантировать, что будущий педагог, придя на урок, сможет заинтересовать своим предметом детей, станет настоящим наставником. Посмотрите, мы чуть ли не ежедневно читаем новости, где в скандальных историях фигурируют нянечки, воспитатели детских садов и даже учителя школ. Вот для того и нужен общественный контроль, чтобы не было подобных конфликтов и социального напряжения в образовательной среде».
Екатерина ГУЛЯЕВА