Злоумышленники придумали новые схемы обмана доверчивых казахстанцев
С кредитными мошенниками запросто можно столкнуться на просторах Интернета, пытаясь найти и оформить кредит по самым выгодным условиям. Так, нередко с потенциальным заемщиком может связаться якобы менеджер банка либо микрофинансовой организации. Причем они могут разговаривать как от имени крупных БВУ, МФО, так и несуществующих организаций. Какие схемы обмана они используют, как не попасться на эти уловки и распознать кредитных мошенников, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Главный герой материала – Азамат Макеев искал самые лучшие условия микрокредитования и подавал заявки на интернет-сайтах финансовых компаний. Через некоторое время с ним связался представитель микрофинансовой организации, сообщив об одобрении онлайн-займа на 200 тысяч тенге. Однако для их получения менеджер потребовал перечислить на карту 20% от суммы, то есть 40 тысяч тенге. Свое предложение он аргументировал «страховкой» от возможной просрочки.
При этом «менеджер» пообещал перечислить одобренные 200 тысяч тенге на карту, которую клиенту доставят курьером. Однако Азамат Макеев почувствовал что-то неладное и отказался от предложения. В Сети мужчина не нашел никакой информации о самой организации – как оказалось, такой фирмы не существует.
Таким образом аферисты в основном притворяются сотрудниками крупных и популярных банков и МФО. «Работа» же от имени неизвестных организаций – новая схема обмана. Зачастую никакой информации об этих МФО в открытом доступе нет. Но бывают и случаи, когда у такого «кредитора» есть свой сайт в Сети, на котором указаны контакты и даже лицензии. Однако доверять обозначенной информации сразу не стоит – в АРРФР есть список организаций, которые имеют от агентства лицензию. Поэтому проверить наличие компании в этом списке не помешает.
Еще одна схема мошенников, пока не получившая большого распространения – это кредитное посредничество. В этом случае клиенту предлагают избавиться от долга – то есть фирма якобы берет на себя обязательства по оплате кредита. Заемщик при этом должен оплатить часть долга – от 10 до 40%. Простой пример: если человек должен банку 200 тысяч тенге, то заплатив данным «менеджерам» всего 20 тысяч тенге, он якобы погасит свой долг. При этом они объясняют такую «щедрость» со стороны своей МФО связями в банках, либо акциями по списыванию задолженности.
Завершающий этап – через специальные сервисы подмены номера мошенники высылают клиенту сообщение о том, что кредит погашен. Либо же они могут потребовать дополнительные средства для оплаты комиссии за досрочное погашение, страховку и так далее.
Также они могут попросить клиента выслать код из сообщений якобы для подтверждения процедуры передачи займа. Однако сообщать его не стоит – это код, который высылают банки и финансовые организации для подтверждения личности. Если мошенники получат этот код, они с легкостью могут подключиться к вашему мобильному банкингу. А это значит, что доступ к деньгам для них будет открыт.
Среди прочих услуг мошенников – чистка кредитной истории. За оплату они обещают удалить информацию о просрочках, к примеру. Для этого они запрашивают у клиента личные данные, в том числе информацию по платежной карте. После получения этих данных злоумышленники получают доступ к банковским счетам, и с помощью онлайн-банкинга оформляют крупные кредиты. Далее они отключают телефоны и исчезают.
Поэтому следует знать, что кредитных помощников, посредников не бывает, так что не следует передавать другим лицам персональную информацию либо денежное вознаграждение.
Добавим, что также мошенники предлагают несколько видов услуг за определенную оплату:
• Оформление кредита и передача части этих денег посредникам, которые будут погашать долг вместо клиента;
• Списание банковских кредитов и микрозаймов;
• Оформление кредита под минимальные проценты с обязательной предоплатой.
Однако не все могут распознать мошенников. В связи с этим есть несколько стандартных рекомендаций, как вести себя в подобных случаях.
Итак, первое – разговор следует немедленно прекратить. Настоящие работники банков и МФО никогда не потребуют озвучить персональные данные. К тому же без лишней надобности из БВУ клиенту не позвонят. В случае подозрительных операций в банке заблокируют счета для выяснения всех обстоятельств.
После того, как разговор с мошенником был завершен, следует позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. В случае необходимости счета клиента будут заблокированы.
Далее ни в коем случае нельзя сообщать звонящему свои личные данные. Настоящие сотрудники банка не попросят у клиента эту информацию, поскольку она уже известна – в БВУ есть полное финансовое досье каждого клиента. Также следует помнить, что банковские работники и сотрудники МФО не попросят у вас номера карточек, CVV-код, либо код из SMS-сообщения.
Если вы все же стали жертвой кредитных мошенников, первым же делом следует написать заявление в полицию и получить постановление о признании вас потерпевшим.
В случае, если вы все же передали мошенникам конфиденциальную информацию и данные карты, то следует немедленно заблокировать карту через мобильный банкинг. Дополнительно нужно изменить пароли в личном кабинете мобильного приложения, электронной почте и соцсетях.
Еще несколько рекомендаций – проверять свою кредитную историю раз в несколько месяцев и не публиковать на сайтах, в соцсетях данные своей карты. Всегда следует быть бдительными и повышать свою финансовую грамотность.
Всего с января 2022 года казахстанцы передали интернет-мошенникам 15 миллиардов тенге. Об этом сообщил заместитель начальника центра по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД Рустем Дюсетаев. Всего зарегистрировано 17,5 тысяч преступлений такого рода, из них 2,8 тысяч – это факты оформления фиктивных онлайн-займов в банках и микрокредитных организациях.